ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 66а-867/2020
Санкт-Петербург 24 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семеновой И.А.
судей Ехаловой Ю.А. и Вдовиченко С.В.
при секретарях Оленике П.А., Гринь Н.В.
с участием прокурора Леонтьева С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи 15-24 сентября 2020 года административное дело №3а-96/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» (далее - ООО «ТеплоРесурс») об оспаривании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20 декабря 2019 года №45-36 «О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 10 октября 2017 года №35-4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» (Петуховский район: г.Петухово) с календарной разбивкой» по апелляционной жалобе ООО «ТеплоРесурс» на решение Курганского областного суда от 17 июня 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А., объяснения представителя административного ответчика Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области ФИО2, прокурора, судебная коллегия
установила:
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20 мая 2003 года №149, является исполнительным органом государственной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, осуществляющим полномочия устанавливать цены (тарифы) на тепловую энергию (мощность), услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Постановлением Департамента от 10 октября 2017 года №35-4 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» (Петуховский район: г. Петухово), с календарной разбивкой на период с 29 октября 2017 года по 31 декабря 2020 года и долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов (том 1 л.д.22-23).
В 2017-2019 года в постановление вносились изменения, которыми тарифы корректировались.
Оспариваемым постановлением Департамента от 20 декабря 2019 года №45-36 внесены изменения в постановление Департамента от 10 октября 2017 года №35-4: в приложении 1 к постановлению в графе «с 1 января по 30 июня» в строках «2020» цифры «3703,57» заменены цифрами «3424,50»; в графе «с 1 июля по 31 декабря» в строках «2020» цифры «3733,63» заменены цифрами «3424,50» (том 1 л.д.87).
Постановление от 20 декабря 2019 года №45-36 принято единогласно коллегиальным органом Департамента - Правлением, оформлено протоколом №45 от 20 декабря 2019 года (том 1 л.д.85-86), официально опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (том 1 л.д.88), что лицами, участвующим в деле, не оспаривается.
ООО «ТеплоРесурс» обратилось в суд с уточненным административным иском о признании постановления от 20 декабря 2019 года №45-36 недействующим, указав, что при корректировке установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2020 год орган регулирования пересмотрел не подлежащие изменению в течение долгосрочного периода регулирования долгосрочные параметры регулирования, изменив исходные данные для расчета базового уровня операционных расходов, уменьшил удельный расход условного топлива, учтенный при расчете тарифов, в результате чего занижены расходы организации на топливо, а также исключил из НВВ затраты по амортизации и налогу на имущество, плановые расходы по обслуживанию заемных средств, связанных с созданием нормативных запасов топлива, и не учел прибыль Общества.
Решением Курганского областного суда от 17 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО «ТеплоРесурс» просит решение суда первой инстанции отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об удовлетворении иска.
Административный ответчик не согласен с выводами суда о правомерности изменения органом регулирования величины удельного расхода условного топлива при корректировке тарифов на 2020 год и о том, что удельный расход топлива не относится к долгосрочным параметрам регулирования; указывает, что Департамент признал факты допущения ошибок в расчетах удельного расхода топлива, в расчете заемных средств по обслуживанию кредита, эти ошибки привели к установлению экономически необоснованных тарифов; что суд безосновательно не признал согласие административного ответчика на признание оспариваемого постановления недействующим признанием административного иска.
Административный ответчик и прокурор, участвующий в деле, представили возражения на апелляционную жалобу.
Представитель ООО «ТеплоРесурс» в заседание суда апелляционной инстанции, назначенное на 15 сентября 2020 года и продолженное 24 сентября 2020 года, не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представил суду письменные возражения на пояснения административного ответчика, полученные по запросу суда (том 2 л.д.147-148,159-160).
Судебной коллегией отклонено ходатайство административного истца об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи Свердловского областного суда, поскольку необходимости в непосредственном опросе представителя ООО «ТеплоРесурс» и заслушивании его личных объяснений не имеется. Дело связано с юридической оценкой нормативного правового акта. Заседание суда апелляционной инстанции проведено с использованием видеоконференцсвязи Курганского областного суда, приближенного к месту нахождения основного числа доказательств, включая свидетеля, куда имел возможность явиться и представитель ООО «ТеплоРесурс».
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя ответчика, свидетельские показания ФИО1, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Правила распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением в том числе метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования.
Согласно пункту 51 Основ ценообразования значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «и» – «л» Правил регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.
Пунктом 59 Основ ценообразования предусмотрено, что операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.
Корректировка базового уровня операционных расходов в соответствии с пунктом 49 Методических указаний рассчитывается по формуле 10 пункта 36 Методических указаний как произведение операционных расходов предыдущего года регулирования и различных индексов и коэффициентов. При этом корректировка производится на очередной год долгосрочного периода регулирования, следующий за годом расчета корректировки.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленном порядке и форме, официально опубликован; указанные административным истцом несоответствия акта законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, влекущие нарушение прав в сфере предпринимательской деятельности, отсутствуют, признание нормативного правового акта недействующим по основаниям, указанным административным ответчиком, не соответствует задачам административного судопроизводства, установленным статьей 3 КАС РФ, не приведет к восстановлению прав ООО «ТеплоРесурс» и предрешит вопрос о законности решений Департамента по корректировке тарифов на 2020 год.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном толковании и применении норм законодательства, регулирующего правоотношения в сфере установления цен (тарифов) в теплоснабжения, сделаны с соблюдением требований процессуального законодательства.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования долгосрочными параметрами регулирования являются параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования на долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются.
Перечень долгосрочных параметров регулирования приведен в пункте 33 Методических указаний и включает в себя, в числе прочих, базовый уровень операционных расходов, определяемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний.
Доводы административного истца о том, что Департамент пересмотрел долгосрочный параметр регулирования, изменив расчетные технические характеристики оборудования для производства тепловой энергии (водогрейных котлов) и удельный расход топлива, обоснованно отклонены судом первой инстанции. Такие величины к числу долгосрочных параметров регулирования тарифов напрямую Основами ценообразования, Методическими указаниями не отнесены и для ООО «ТеплоРесурс» в качестве долгосрочных параметров регулирования не устанавливались.
На первый год долгосрочного периода регулирования (2017 год) базовый уровень операционных расходов ООО «ТеплоРесурс» определен постановлением Департамента от 10 октября 2017 года №35-4.
Пунктом 2 названного постановления в качестве долгосрочных параметров регулирования установлены базовый уровень операционных расходов при производстве тепловой энергии - 11 058,89 тыс. руб., при передаче тепловой энергии - 13 482,91 тыс. руб., всего 24 541, 80 тыс. руб., а также индекс эффективности операционных расходов (том 1 л.д.23,94,108).
Из экспертного заключения от 9 декабря 2019 года, подготовленного с целью корректировки установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «ТеплоРесурс» на 2020 год, следует, что органом регулирования учитывались долгосрочные и иные параметры регулирования, установленные постановлением Департамента от 10 октября 2017 года №35-4, в том числе базовый уровень операционных расходов при производстве тепловой энергии 11 058,89 тыс. руб., при передаче тепловой энергии 13 482,91 тыс. руб., определенный методом экономически обоснованных расходов на первый год долгосрочного регулирования; утвержденные долгосрочные индексы эффективности операционных расходов 1% и 5%, а также индекс потребительских цен 0,03%, индексы роста цен на уголь и воду, коэффициент эластичности операционных расходов, индекс изменения количества активов - 0. Нормативный уровень прибыли принят как 0,0 (том 1 л.д.141-150).
Уровень операционных расходов на 2020 год определен Департаментом в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования, пунктом 36 Методических указаний путем индексации базового уровня операционных расходов с применением индекса потребительских цен, определенного в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год, индекса эффективности операционных расходов. В результате корректировки тарифов уровень операционных расходов установлен соответственно 11 756,89 тыс. руб. и 13 199,01 тыс. руб., итого 24 903,80 тыс. руб. (том 1 л.д.147,162).
Порядок применения индексации базового уровня операционных расходов административный истец не оспаривал.
ООО «ТеплоРесурс» не согласно с уменьшением органом регулирования при корректировке тарифов расхода топлива, полагая, что Департамент изменил долгосрочные параметры регулирования, уменьшив данные для расчета базового уровня операционных расходов.
Между тем в ходе разбирательства дела установлено, что долгосрочные параметры регулирования органом регулирования не изменялись, при корректировке тарифов на 2020 год орган регулирования уменьшил удельный расход условного топлива, учтенный при установлении тарифов, по части котельных, входящих в состав имущественного комплекса ООО «ТеплоРесурс», устранив допущенную техническую ошибку, которая выразилась в том, что при проведении расчетов необходимого количества топлива на 2017 год по данным режимных карт в расчете расхода условного топлива вместо величины «удельный расход условного топлива» была ошибочно взята величина из другой строки режимных карт «удельный расход топлива», что привело к завышению показателей годового потребного количества угля для выработки тепловой энергии. В суде апелляционной инстанции представитель Департамента уточнил, что уменьшение расходов условного топлива было произведено по 8 котельным (№№1,2,3,13,17,19, котельная ТП и котельная Центральная), а не по 9 котельным, как указывалось в суде первой инстанции (том 2 л.д.91). Данные объяснения согласуются с материалами дела.
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Учитывая, что расход топлива не относится к долгосрочным параметрам регулирования, нормативы удельного расхода условного топлива для ООО «ТеплоРесурс» в установленном порядке не утверждались, Департамент при корректировке на 2020 год в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования использовал экспертные оценки и уменьшил величину удельного расхода топлива по части котельным, рассчитав его на основании данных режимных карт, представлявшихся ООО «Теплоресурс» при установлении тарифов, и Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года №323.
Представленные материалы тарифного дела, письменные объяснения Департамента с расчетами подтверждают, что при корректировке установленный для ООО «ТеплоРесурс» на 2017 год базовый уровень операционных расходов на производство тепловой энергии (мощности) и передачу тепловой энергии, утвержденный постановлением от 10 октября 2017 года №35-4 и учтенный на первый год долгосрочного периода, при последовательной корректировке тарифов на 2018,2019,2020 годы не пересматривался, а подвергся индексации в порядке, предусмотренном пунктом 10 Методических указаний.
Податель апелляционной жалобы считает, что сроки действия режимных карт котлов истекли, указывает на неправильное применение судом пункта 2.5.4. Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115, не относящихся к водогрейным котлам ООО «ТеплоРесурс», которые относятся к категории паровых котлов с давлением пара не более 0,07 Мпа (0,7 кгс/кв.см), и ошибочное определение срока действия режимных карт котлов как пять лет, тогда как этот срок определен в три года пунктом 1.4. Методических указаний по разработке инструкций и режимных карт по эксплуатации установок докотловой обработки воды и по ведению водно-химического режима паровых и водогрейных котлов РД10-179-98, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 9 февраля 1998 года №5.
Эти доводы истца на правильность обжалуемого решения суда не влияют.
Материалами дела подтверждается, что режимные карты водогрейных котлов утверждены директором ООО «ТеплоРесурс» 11 сентября 2017 года (том 2 л.д.3-18), соответственно на дату установления оспариваемых тарифов не истек даже трехлетний срок с момента утверждения режимных карт, нормативные параметры работы указанного оборудования в соответствии с данными режимных карт изменены не были.
Кроме того, согласно пункту 1.4 Методических указаний, на которые ссылается административный истец, обязанность по составлению режимных карт после окончания срока действия лежит на владельце котла. Новые режимные карты водогрейных котлов с предложением о корректировке тарифов на 2020 год ООО «ТеплоРесурс» органу регулирования не представляло. Правовые и фактические основания для запроса от регулируемой организации обновленных режимных карт у Департамента отсутствовали.
В ходе рассмотрения дела ответчик показал, что кроме технической ошибки, допущенной при расчете количества топлива по 8 котельным и устраненной при корректировке тарифов на 2020 год, Департаментом неправильно определен расход условного топлива по остальным 5 котельным ООО «ТеплоРесурс» (№№4,7,8,10,22), что привело к завышению оспариваемых тарифов.
Согласно письменным пояснениям ответчика, представленным в суд апелляционной инстанции, специалисты Департамента ошибочно рассчитали норматив удельного расхода топлива на основании данных режимных карт с учетом коэффициента старения и коэффициента, характеризующего изменение удельного расхода топлива в связи с изменением КПД при нагрузках, отличных от номинальной; в результате расход условного топлива на выработку тепловой энергии был необоснованно завышен на 213,85 тонн условного топлива, соответственно, расход угля завышен на 324,01 тонны; затраты на топливо в НВВ организации должны быть уменьшены на 1277,3 тыс. руб., что по предварительному расчету может привести к снижению тарифа на тепловую энергию на 48,15 руб. (1,4%) (том 2 л.д.137-138). Наличие ошибок по включению расходов на обслуживание заемных средств ответчик не признавал.
ООО «ТеплоРесурс» в письменных возражениях на пояснения ответчика с расчетами Департамента не согласно, мотивируя это тем, что в силу пункта 5 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии орган регулирования не вправе использовать такой метод расчета удельного расхода топлива, какой он использовал в предварительном расчете. Однако ссылки истца на указанные Правила являются несостоятельными, поскольку Правила устанавливают порядок применения методов распределения удельного расхода условного топлива при производстве тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, что не относится к производству ООО «ТеплоРесурс».
Согласно пункту 9 Основ ценообразования и пункту 13 Методических рекомендаций органы регулирования в соответствии с методическими указаниями исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.
Соответственно в случае наличия у ООО «ТеплоРесурс» излишне учтенных в расчете тарифов расходов, приведших к образованию у регулируемой организации необоснованного дохода за прошлый период регулирования, они могут быть учтены в следующем периоде регулирования.
Принимая во внимание, что постановление от 20 декабря 2019 года №45-36 принято уполномоченным органом в правомочном составе, официально опубликовано, по предварительным расчетам административного ответчика завышение в тарифах на 2020 год удельного расхода топлива не ведет к существенному увеличению тарифов ООО «ТеплоРесурс» для потребителей, действующее законодательство предусматривает возможность исключения экономически необоснованных доходов организации в следующем периоде регулирования, судебная коллегия не усматривает оснований для признания нормативного правового акта недействующим как по доводам, приведенным административным истцом, так и по доводам, высказанным административным ответчиком.
Правовая позиция Департамента, не возражавшего против признания постановления от 20 декабря 2019 года №45-36 недействующим по иным основаниям, чем заявлены ООО «ТеплоРесурс», не позволяет признать данное действие признанием административного иска.
Выводы суда об обоснованном не включении в НВВ затрат по амортизации и налогообложению, расчетной предпринимательской прибыли, расходов по обслуживанию заемных средств соответствуют положениям пунктов 45, 47,48 (2),50 Основ ценообразования и обстоятельствам дела.
Решение суда отвечает требованиям статей 180,215 КАС РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 177,309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Курганского областного суда от 17 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ТеплоРесурс» без удовлетворения.
Кассационная жалоба на судебные акты по делу может быть подана в суд кассационной инстанции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 сентября 2020 года.