ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-888/2021 от 18.02.2021 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-888/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 18 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стоян Е.В.,

судей Васильевой Т.И.,

Синьковской Л.Г.,

при секретаре Молчановой А.А.,

с участием прокурора Смирновой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-445/2020 по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Тульского областного суда от 11 ноября 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Гудима С.С. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, министерству экономического развития Тульской области об оспаривании распоряжений министерства экономического развития Тульской области от 27 ноября 2015 года № 2391«Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», от 29 ноября 2016 года № 3359 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», распоряжений министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2017 года № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», от 29 ноября 2018 года № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», от 22 ноября 2019 года № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И., заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

распоряжениями министерства экономического развития Тульской области от 27 ноября 2015 года № 2391, от 29 ноября 2016 года № 3359, распоряжениями министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2017 года № 3848, от 29 ноября 2018 года № 4954, от 22 ноября 2019 года № 4175 определены согласно приложений перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень), на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы соответственно.

Поименованные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-сайте правительства Тульской области (http://tularegion.ru, http://npatula.ru) 30 ноября 2015 года, 30 ноября 2016 года, 30 ноября 2017 года, 30 ноября 2018 года, 26 ноября 2019 года.

Под пунктами <...>, <...> в Перечень на 2016 год, под пунктами <...>, <...> в Перечень на 2017 год, под пунктами <...>, <...> в Перечень на 2018 год, под пунктами <...>, <...> в Перечень на 2019 год, под пунктами <...>, <...> в Перечень на 2020 год включены нежилые здания с кадастровыми номерами , , расположенные по адресу: <адрес>.

Гудим С.С., являющийся собственником поименованных зданий, обратился в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных пунктов Перечней, указав в обоснование своих требований, что предусмотренные ими объекты недвижимости не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Здание с кадастровым номером частично используется для производственной деятельности, здание с кадастровым номером – не используется; земельный участок, на котором расположены спорные объекты недвижимости имеет вид разрешенного использования – для эксплуатации нежилых зданий производственного назначения, и не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Оспариваемые правовые предписания противоречат приведенному законоположению и нарушают его права, поскольку включение данного объекта недвижимости в Перечень приводит к незаконному увеличению размера налога на имущество.

Решением Тульского областного суда от 11 ноября 2020 года административные исковые требования Гудима С.С. удовлетворены. Признаны недействующими с момента принятия перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденный распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 27 ноября 2015 года №2391, в части пунктов <...>, <...>, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденный распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 29 ноября 2016 года №3359, в части пунктов <...>, <...>, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденный распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 30 ноября 2017 года №3848, в части пунктов <...>, <...>, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденный распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 29 ноября 2018 года №4954, в части пунктов <...>, <...>, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденный распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 22 ноября 2019 года №4175, в части пунктов <...>, <...>.

В апелляционной жалобе министерство имущественных и земельных отношений Тульской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав на то, что представленными в дело документами доказано, что фактически спорные объекты недвижимости используются для торговой деятельности, что подтверждается информацией о виде деятельности ООО «Подъеммехмаш» (изготовление, монтаж грузовых подъемников, ремонт, реконструкция, модернизация и продажа оборудования), учредителем которого является административный истец. Судом первой инстанции названные обстоятельства не оценены и необоснованно отклонено ходатайство о привлечении названного общества в качестве заинтересованного лица деятельностью которого является изготовление, монтаж грузовых подъемников и т.д.

От административного истца Гудима С.С. и прокуратуры Тульской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу в которых указано на то, что решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Административный истец, его представитель Старостин Н.Г., администрация муниципального образования Яснополянское Щекинского района, администрация муниципального образования Щекинский район подали письменные ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц, а также иных неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших об отложении рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 4 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 года № 508, пункта 5 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 года № 452, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые административным истцом распоряжения приняты в установленных порядке и форме уполномоченными на момент принятия органами, размещены на официальном сайте правительства Тульской области в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом суд указал, что включение зданий с кадастровыми номерами , в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы не соответствует действующему федеральному законодательству.

Выводы суда основаны на обстоятельствах дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и с момента введения в действие обязателен к уплате на соответствующей территории (статьи 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории Тульской области налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом Тульской области от 20 ноября 2014 года № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения » с 1 января 2016 года.

Решением Собрания депутатов муниципального образования г. Щекино Щекинского района Тульской области от 17 ноября 2014 года № 3-14 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Щекино Щекинского района налога на имущество физических лиц» установлен и введен на территории муниципального образования налог на имущество физических лиц на объекты налогообложения, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, при этом ставка налога установлена в размере 2 % от кадастровой стоимости объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 403, статье 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, а в редакции федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ - как кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, в том числе в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 кодекса.

В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня на 2016 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Этими же пунктами, изложенными в редакции, действовавшей с 1 января 2017 года, предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, с 1 января 2017 года - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации), к числу которых относятся классификация, утвержденная приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», а также классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Постановлением правительства Тульской области от 5 ноября 2014 года №559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктами 2, 4 поименованного порядка вид фактического использования определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании информации о фактическом использовании зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пунктах 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представляемой органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Гудим С.С. является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами , , расположенные по адресу: <адрес>.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения поименованных объектов недвижимости в Перечень на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости.

Судом установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорные здания расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для эксплуатации нежилых зданий производственного назначения.

Таким образом, поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не предусматривает размещение на нем офисных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, то спорный объект недвижимости не может быть отнесен к административно-деловому и (или) торговому центрам по названному основанию, а соответственно, и к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость в 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годах.

Следует согласиться и с выводом суда об отсутствии оснований для включения объектов недвижимости в Перечень на каждый из периодов на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации), поскольку указанные в них назначение, разрешенное использование или наименование помещений не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания общей площадью не менее 20 процентов общей площади зданий.

Так, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером имеет наименование – нежилое здание комбината, назначение – нежилое здание; наименование и назначение здания с кадастровым номером – нежилое здание.

Согласно техническим паспортам и экспликациям к поэтажным планам в зданиях отсутствуют помещения, предназначенные под размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Также является верным суждение суда об отсутствии оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечень по фактическому использованию зданий, поскольку представленная администрацией Щекинского района информация от 1 июля 2017 года не содержит сведений о том, что более 20 процентов площади зданий используется под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения нежилых зданий в Перечень на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку разрешенное использование или наименование помещений не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а обстоятельства фактического использования в предусмотренном законом порядке на начало налоговых периодов не установлены.

При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.

Доводы административного ответчика о том, что использование объектов недвижимости под торговую деятельность подтверждается информацией администрации Щекинского района от 30 сентября 2020 года, согласно которой нежилые здания используются ООО «П.», одним из видов уставной деятельности которого является оптовая торговля, не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для включения в Перечень на начало каждого из периодов и выводы суда не опровергают.

Оснований полагать, что права и обязанности ООО «П.» могут быть затронуты при разрешении административного дела, не имеется, в связи с чем необходимость в привлечении указанного лица к участию в деле в качестве заинтересованного лица отсутствовала.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тульского областного суда от 11 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи