ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-888/2023 от 04.10.2023 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№66а-888/2023

Санкт-Петербург 04 октября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Вдовиченко С.В.,

судей Головкиной Л.А., Ехаловой Ю.А.,

с участием прокурора Капсамун И.С.,

при секретаре судебного заседания - помощнике судьи Агафоновой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-38/2023 по апелляционной жалобе ООО «Фитнес-центр» на решение Мурманского областного суда от 02 июня 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления ООО «Фитнес-центр» о признании недействующим пункта 2.4.4 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области от 23 октября 2017 года №548 отказано.

Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В., объяснения представителей административного истца ООО «Фитнесс-центр» Прокофьева П.В., административного ответчика - Главы муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области Колосова С.В., заключение прокурора Капсамун И.С., судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

23 октября 2017 года советом депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (далее - Совет депутатов города Апатиты) принято решение №548 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (далее - Решение №548), которое опубликовано 26 октября 2017 года в издании «Кировский рабочий» №43, приложение к газете.

Пунктом 1 Решения №548 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области согласно приложению к Решению (далее - Правила благоустройства).

Пунктом 2.4.4. Правил благоустройства предусмотрено, что на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения применяются декоративные ажурные металлические ограждения. Применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений в зоне общественного, жилого, рекреационного назначения, в том числе при проектировании ограждений многоквартирных домов, запрещено.

ООО «Фитнес-центр» (далее - административный истец, Общество) обратилось в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 2.4.4. Правил благоустройства.

В обоснование заявленных требований Общество ссылалось на то, что решение совета депутатов города Апатиты от 23 октября 2017 года принято, в том числе, на основании Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года №711/пр, которые отменены; пункт 2.4.4. Правил благоустройства является недействующим, поскольку федеральное законодательство не содержит запрета на применение сплошных, глухих ограждений в зоне общественно-делового назначения. Оспариваемое положение применяется в отношении административного истца и возлагает на него обязанность по изменению конструкции существующего ограждения, что влечет несение дополнительных расходов и нарушает права Общества.

Решением Мурманского областного суда от 02 июня 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Фитнес-центр» просит отменить решение суда, удовлетворив заявленные требования, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что федеральное законодательство не содержит запрета на применение сплошных, глухих ограждений в зоне общественно-делового назначения. Методические рекомендации, на основании которых были утверждены Правила благоустройства, носили лишь рекомендательный характер и не содержали такого запрета. Орган местного самоуправления вправе лишь воспроизводить обязательные требования федерального законодательства, а если федеральным законодательством запрет на установление глухого ограждения из металла не запрещен, он не может быть установлен органом местного самоуправления, поскольку это вне его полномочий.

На апелляционную жалобу прокуратурой Мурманской области, администрацией муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (далее - администрация города Апатиты), Советом депутатов города Апатиты поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых полагают оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Исследовав материалы административного дела в порядке статьи 308 КАС РФ, выслушав объяснения явившихся представителей, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав заключение прокурора, полагавшей оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, ООО «Фитнес-центр» является с 10 июня 2021 года собственником земельного участка с кадастровым номером и расположенного на нем нежилого здания - магазина с кадастровым номером с 23 марта 2021 года.

Земельный участок с кадастровым номером имеет площадь 4990 +/-24,72 кв.м, относится к категории - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины, находится по адресу: <адрес>; расположен в зоне общественно-деловой застройки.

Вступившим в законную силу 19 сентября 2023 года решением Арбитражного суда Мурманской области от 19 января 2023 года по делу №А42-9698/2022 удовлетворен иск администрации города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности на ООО «Фитнес-центр» в срок до 01 июня 2023 года заменить сплошное, глухое металлическое ограждение (забор), находящееся на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, на декоративное ажурное металлическое ограждение в соответствии с требованиями пункта 2.4.4. Правил благоустройства.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав в системном единстве федеральные нормы и положения части 1 статьи 7, пункта 25 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, принятого решением Апатитского городского Совета от 23 июня 2005 года №471, согласно которому представительным органом местного самоуправления города Апатиты является Совет депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (сокращенные наименования - Совет депутатов города Апатиты, Совет депутатов), пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят Советом депутатов города Апатиты в пределах предоставленных полномочий с соблюдением порядка принятия данного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования. Решение суда в данной части не обжалуется.

Проверяя соответствие содержания Правил благоустройства в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к обоснованному выводу о несостоятельности доводов административного истца.

Согласно Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), в том числе в редакции на дату принятия оспариваемого решения, к вопросам местного значения поселения, городского округа помимо прочего относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения (пункт 19 части 1 статьи 14 и пункт 25 части 1 статьи 16 данного федерального закона).

В действующей редакции, то есть в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года №463-ФЗ, к вопросам местного значения поселения, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения, городского округа в соответствии с данными правилами.

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2017 года №463-ФЗ в абзаце 21 части 1 статьи 2 Федерального закона №131-ФЗ приведено определение правил благоустройства территории муниципального образования, под которым понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Также Федеральным законом от 29 декабря 2017 года №463-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ, согласно которым градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий. Под благоустройством территорий понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования Федеральным законом от 29 декабря 2017 года №463-ФЗ отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Этим же федеральным законом Федеральный закон №131-ФЗ дополнен статьей 45.1, предусматривающей содержание правил благоустройства территории муниципального образования. Так, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства; организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; размещения информации на территории муниципального образования.

На дату принятия оспариваемого решения действовали Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года №711/пр (далее - Методические рекомендации №711/пр), разработанные в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов и внутригородских районов.

В данных Методических рекомендациях №711/пр изложены основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению при подготовке правил благоустройства территорий в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, к которой для целей указанных методических рекомендаций относится совокупность территориально выраженных природных, архитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, характеризующих среду обитания в муниципальных образованиях (в том числе в сельских поселениях) и определяющих комфортность проживания на такой территории.

К элементам благоустройства в Методических рекомендациях №711/пр в пункте 1.4. относились, среди прочего, ограждения (заборы).

В состав правил благоустройства Методическими рекомендациями №711/пр рекомендовалось на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения применять декоративные ажурные металлические ограждения и не рекомендовалось применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений, в том числе при проектировании ограждений многоквартирных домов (пункт 6.3.2); глухие заборы рекомендуется заменять просматриваемыми. Если нет возможности убрать забор или заменить на просматриваемый, он может быть изменен визуально (например, с помощью стрит-арта с контрастным рисунком) или закрыт визуально с использованием зеленых насаждений (пункт 6.9.14).

В настоящее время действуют Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные приказом Минстроя России от 29 декабря 2021 года №1042/пр (далее - Методические рекомендации №1042/пр), согласно которым создание и благоустройство ограждений рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения общественной территории, положений настоящий Методических рекомендаций в части обеспечения комфортных пешеходных коммуникаций, предпочтений жителей населенного пункта, защиты зеленых насаждений общего пользования от негативного воздействия, экономических возможностей и требований безопасности (пункт 24.5.1).

Пунктом 24.5.2 Методических рекомендаций №1042/пр предусмотрено, при необходимости организации ограждения на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения, в том числе при проектировании ограждений многоквартирных домов рекомендуется применение декоративных ажурных металлических ограждений и не рекомендуется применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений. Существующие глухие заборы при необходимости сохранения ограждения рекомендуется заменять просматриваемыми. В случае отсутствия такой возможности забор рекомендуется изменить визуально (например, с помощью стрит-арта) или декорировать путем использования элементов озеленения.

При этом согласно пункту 24.5.1 Методических рекомендаций №1042/пр создание и благоустройство ограждений рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения общественной территории, положений настоящий Методических рекомендаций в части обеспечения комфортных пешеходных коммуникаций, предпочтений жителей населенного пункта, защиты зеленых насаждений общего пользования от негативного воздействия, экономических возможностей и требований безопасности.

Из приведенных выше норм применительно к обстоятельствам настоящего административного дела следует, что благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов. Достижению данных целей могут служить конструктивные элементы и требования к установке ограждений, выступающие в качестве элементов благоустройства. Вопросы размещения таких элементов благоустройства относятся к вопросам местного значения, одним из которых является вопрос организации благоустройства в соответствии с утвержденными правилами благоустройства. Следовательно, технические характеристики указанных элементов благоустройства связаны с благоустройством территорий муниципального образования и могут быть предусмотрены нормативными правовыми актами органа местного самоуправления в рамках установления правил благоустройства территорий муниципального образования.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Совет депутатов города Апатиты был вправе предусмотреть нормативным правовым актом технические характеристики конструктивных элементов (ограждений) и требования к их установке, поскольку такой нормативный правовой акт представляет собой нормативный правовой акт, регулирующий более узкие по сравнению с правилами благоустройства территорий муниципального образования город Апатиты вопросы благоустройства.

Указанные нормативные правовые акты муниципального образования город Апатиты муниципальными правовыми актами только детализируют общие положения, закрепленные в правилах благоустройства муниципального образования города Апатиты.

В этой связи судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что само по себе правовое регулирование, при котором определение технических характеристик конструктивных элементов (ограждений) и требования к их установке осуществляется нормативными правовыми актами муниципального образования город Апатиты, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

Оспариваемые пункты Правил благоустройства не могут рассматриваться как нарушение имущественных прав административного истца, поскольку требования к установке ограждений, предусмотренные названными пунктами, приняты в сфере публичных отношений и не регулируют имущественные отношения.

Приведенные в апелляционной жалобе ссылки на судебную практику во внимание не принимаются, поскольку не имеет правового значения по настоящему административному делу, предметом абстрактного нормоконтроля по которому являлся конкретный пункт нормативного правового акта, регулирующий отношения исключительно в сфере благоустройства. Установленные обстоятельства дела в каждом случае устанавливаются индивидуально судом, а судебные акты, приведенные административным истцом в обоснование своей позиции, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Мурманского областного суда от 02 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Фитнес-центр» без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 октября 2023 года.