ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-903/20 от 10.09.2020 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-902/2020

№ 66а-903/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 10 сентября 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Рассказовой Г.В.,

судей Анфаловой Е.В., Печуриной Ю.А.,

при ведении протокола помощником судьи Федоровой Я.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи административное дело №3а-38/2020 (УИД 01OS0000-01-2019-000055-79) по административному иску Зухайраева ФИО9 и Моложая ФИО10 к Правительству Республики Калмыкия, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Управлению Росреестра по Республике Калмыкия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

по апелляционным жалобам Моложая ФИО11 на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 июня 2019 г. и на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 18 июня 2020 г.

Заслушав доклад судьи Рассказовой Г.В., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Зухайраев У.Г. и Моложай В.А. обратились в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. В обосновании требований указали, что Зухайраев У.Г. с 5 мая 2017 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером и расположенного на нем здания маслозавода «Сарпинский» с убойным пунктом с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>. Моложай В.А. являлся собственником этих объектов недвижимости в период с 8 декабря 2016 г. по 5 мая 2017 г. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2013 г. в размере 3 305 973 руб. 17 коп. и не соответствует его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика в сумме 2 094 000 руб. Кадастровая стоимость здания определена по состоянию на 11 ноября 2014 г. в сумме 19 275 452 руб. 06 коп. и не соответствует его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика в размере 3 536 000 руб. Указывая, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости нарушает права Зухайраева У.Г. как собственника, права Моложая В.А. – как бывшего собственника недвижимости в сфере налогообложения, просили установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 июня 2019 г. рассмотрены и удовлетворены исковые требования Зухайраева У.Г. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2013 г. в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 2 094 000 руб., на период с 1 января 2019 г. до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Установлена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером по состоянию на 11 ноября 2014 г. в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 3 536 000 руб., на период с 1 января 2019 г. до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

На указанное решение Моложаем В.А. подана апелляционная жалоба, которая определением судьи Верховного суда Республики Калмыкия от 20 июля 2019 г. оставлена без движения до вступления в силу определения от 24 июня 2019 г. о прекращении производства по делу. Определением от 5 августа 2019 г. апелляционная жалоба Моложая В.А. на решение от 24 июня 2019 г. возвращена.

Определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 июня 2019 г. производство по требованиям Моложая В.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости прекращено. В мотивировочной части определения суд указал, что в связи с прекращением права собственности Моложай В.А. не относится к числу лиц, имеющих право на оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 30 июля 2019 г. определение того же суда от 24 июня 2019 г. о прекращении производства по делу оставлено без изменения.

Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2020 г. определение Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 30 июля 2019 г. отменены.

Определением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 6 мая 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра».

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 18 июня 2020 г. Моложаю В.А. отказано в удовлетворении административных исковых требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 июня 2020 г. определение судьи от 20 июля 2019 г. об оставлении апелляционной жалобы Моложая В.А. на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 июня 2019 г. и определение судьи от 5 августа 2019 г. о возвращении указанной апелляционной жалобы Моложая В.А. пересмотрены по новым обстоятельствам.

На решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 18 июня 2020 г. Моложаем В.А. подана апелляционная жалоба.

Таким образом, к апелляционному рассмотрению приняты и назначены апелляционная жалоба Моложая В.А. на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 июня 2019 г. и апелляционная жалоба Моложая В.А. на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 18 июня 2020 г.

В апелляционной жалобе на решение от 24 июня 2019 г. и дополнениях к ней Моложай В.А. просит решение отменить, указав его в качестве одного из административных истцов по делу. Указывает, что принятое судом решение без такого указания нарушает его права как плательщика налогов, поскольку решение об установлении кадастровой стоимости без указания на Моложая В.А. как на административного истца по такому делу, не будет применено при определении размера подлежащего им оплате налога. Выражает несогласие с содержащимся в решении суда указанием о периоде применения кадастровой стоимости, полагая, что в данной части решение суда не соответствует положениям налогового законодательства и нарушает права административного истца.

В апелляционной жалобе на решение от 18 июня 2020 г. Моложай В.А. просит решение отменить и прекратить производство по делу в связи с наличием вступившего в силу решения суда, принятого по спору между теми же сторонами.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, заслушав представителя административного истца, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, Моложай В.А. в период с 8 декабря 2016 г. по 5 мая 2017 г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , с видом разрешенного использования: для размещения здания маслозавода «Сарпинский» с убойный пунктом, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 14 603 кв.м., а также собственником расположенного на указанном участке нежилого здания маслозавод «Сарпинский» площадью 3572,3 кв.м. с кадастровым номером . По договору купли-продажи указанные объекты 5 мая 2017 г. перешли в собственность Зухайраева У.Г.

Судом апелляционной инстанции установлено, что кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена по состоянию на 11 ноября 2014 г. в сумме 19 275 452 руб. 06 коп. Согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Калмыкия от 7 августа 2020 г. на запрос судебной коллегии, кадастровая стоимость нежилого здания определена в соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 г. № 113. При расчете кадастровой стоимости филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Калмыкия был применен удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, утвержденный приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 г. № 112-пр.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 4 978 746 руб. 82 коп. была определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия в 2012 году, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 г. № 518 и внесена в Единый государственный реестр недвижимости филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Калмыкия 21 января 2013 г.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением Моложай В.А. и Зухайраев У.Г. в обоснование своих требований указывали, что кадастровая стоимость объектов недвижимости завышена, не соответствует их рыночной стоимости, чем нарушает их права в сфере налогообложения. Административные истцы просили об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, определенной в отчетах оценщика, в сумме 2 094 000 руб. в отношении земельного участка, в сумме 3 536 000 руб. в отношении здания маслозавода.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Положениями статьи 247 КАС РФ установлены особенности рассмотрения административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Так, частью 2 статьи 247 КАС РФ определено, что лица, участвующие в деле, извещаются судом о времени и месте судебного заседания. К участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (статья 47 и часть 3 статьи 247 КАС РФ).

В редакции, действующей до 1 января 2017 г. (то есть в период установления кадастровой стоимости в отношении спорных объектов недвижимости) положения части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457 предусматривали, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации. Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. № П/93 в обозначенный выше период времени были делегированы Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Из материалов дела усматривается, что кадастровая стоимость здания была определена по состоянию на 11 ноября 2011 г. в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 Приказа Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 г. № 113, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Калмыкия. В такой ситуации, применительно к приведенным выше положениям закона и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, указанное бюджетное учреждение должно было быть привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. Между тем, из материалов дела усматривается, что ФГБУ «ФКП Росреестра» к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено судом определением от 6 мая 2020 г., после рассмотрения административного иска Зухайраева У.Г. и вынесения решения от 24 июня 2019 г. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости. В результате допущенного судом процессуального нарушения ФГБУ «ФКП Росреестра» было лишено возможности участвовать в судебном заседании по рассмотрению административных исковых требований Зухайраева У.Г. и реализовывать свои права, предусмотренные статьей 45 КАС РФ.

Кроме того, разделение административных исковых требований Зухайраева У.Г. и Моложая В.А., которое судом произведено без вынесения процессуального акта о выделении требований в отдельное производство, привело к нарушению прав Моложая В.А. на оспаривание кадастровой стоимости принадлежащих ему ранее объектов недвижимости. Абзацем 4 пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Применительно к приведенному положению налогового законодательства, кадастровая стоимость объекта недвижимости затрагивает права Моложая В.А., являвшегося собственником объекта недвижимости в период 2016-2017 г.г., в связи с чем он вправе предъявлять требования об оспаривании такой стоимости.

Допущенные судом нарушения процессуальных положений законодательства в части определения круга лиц, участвующих в деле, их процессуального статуса в силу положений пункта 4 части 1 статьи 310 ГПК РФ, части 4 статьи 310 ГПК РФ являются безусловными основаниями для отмены вынесенных судом решений по искам Зухайраева У.Г. и Моложая В.А.

При новом рассмотрении дела суда необходимо правильно определить круг лиц, участвующих в деле. К участию в деле необходимо привлечь в надлежащем процессуальном статусе орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, лиц, чьи права и обязанности могут быть затронуты решением суда. В частности, суду необходимо установить, не затронуты ли заявленными административными истцами требованиями права и обязанности иных лиц, являвшихся собственниками объектов недвижимости в период действия кадастровой стоимости объектов недвижимости. Кроме того, суду следует установить дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость в отношении земельного участка. Так, из имеющейся в материалах дела выписки из Единого реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 16 мая 2019 г. следует, что в реестре отсутствует информация о дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (том 1 л.д. 16). В ответе от 7 августа 2020 г. на запрос судебной коллегии филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Калмыкия сообщено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 4 978 746 руб. 82 коп. определена в порядке, предусмотренном статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности, внесена в государственный кадастр недвижимости 21 января 2013 г. на основании показателей, утвержденных постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 г. № 518, акт определения кадастровой стоимости не составлялся. В письме от 2 сентября 2020 г. филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Калмыкия сообщено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 4 978 746 руб. 82 коп. определена по состоянию на 1 января 2013 г. Между тем, в ответе на запрос судебной коллегии Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 8 сентября 2020 г. сообщено, что определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Калмыкия, результаты которой были утверждены постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 г. № 518, осуществлено по состоянию на дату 1 июня 2012 г.

Допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального законодательства не могут быть устранены в рамках апелляционного рассмотрения, в связи с чем решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 июня 2019 г. и решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 18 июня 2020 г. подлежат отмене с направлением материалов административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь положениями статей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 июня 2019 г. и решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 18 июня 2020 г. отменить, дело по административному исковому заявлению Зухайраева ФИО13 и Моложая ФИО12 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости направить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Калмыкия.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.

Председательствующий Г.В. Рассказова

Судьи Е.В. Анфалова

Ю.А. Печурина