№ 66а-920/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 29 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Бутковой Н.А.,
судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В.,
с участием прокурора Бердинских С.В.
при секретаре Швец К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-137/2020 по апелляционным жалобам Петрозаводского городского Совета, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрации Петрозаводского городского округа, казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» и по апелляционному представлению прокурора Республики Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 18 июня 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании не действующим в части решения Петрозаводского городского Совета от 26 апреля 2012 года №27/10-161 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа».
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А., объяснения представителя административного ответчика Петрозаводского городского Совета ФИО4, представителей заинтересованных лиц администрации Петрозаводского городского округа ФИО5, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ФИО6, казённого учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» ФИО7, поддержавших доводы поданных ими апелляционных жалоб, административных истцов ФИО2, ФИО1, возражавших относительно доводов апелляционных жалоб и представления, заключение прокурора Бердинских С.В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
Решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года №26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее – Правила).
26 апреля 2012 года Петрозаводским городским Советом принято решение № 27/10-161 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» (далее – решение № 27/10-161 от 26 апреля 2012 года), согласно которому, в частности, в статью 22 Правил внесены изменения, предусматривающие увеличение зоны объектов здравоохранения (Оз) в районе Ключевского шоссе согласно схеме № 10 приложения 10.
ФИО1, ФИО2 и ФИО3, являющиеся жителями города Петрозаводска, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании решения № 27/10-161 от 26 апреля 2012 года недействующим с момента его принятия в части внесения в Правила вышеуказанных изменений, ссылаясь на то, что оно противоречит положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которых правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану городского округа. Генеральным планом города Петрозаводска, утвержденным решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361, территория города Петрозаводска со стороны Ключевского шоссе отнесена к природно-реакционной зоне (Рпр). В результате принятия оспариваемого решения в реакционной зоне зеленых насаждений общего пользования в районе Ключевского карьера возникла территориальная зона «Оз», которая не соответствует функциональной зоне, определенной генеральным планом города Петрозаводска, и был сформирован земельный участок с кадастровым номером 10:01:0130113:847 с разрешенным видом использования «для размещения объектов дошкольного, начального, общего среднего (полного) общего образования». Строительство детского сада и связанное с этим уничтожение зеленых насаждений в парке «Каменный бор» на площади более 1 га нарушает права административных истцов на благоприятную окружающую среду и на беспрепятственное пользование территорией общего пользования.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 18 июня 2020 года административный иск удовлетворен. С Петрозаводского городского Совета в пользу ФИО1 взыскана сумма расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей
В апелляционных жалобах административный ответчик – Петрозаводский городской Совет и заинтересованные лица – администрация Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, казенное учреждение Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия», а также прокурор Республики Карелия в апелляционном представлении просят отменить указанное решение как необоснованное и не соответствующее нормам материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах и апелляционном представлении, административным истцом ФИО2 представлены возражения.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и представления, а также поданных на них возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции, приняв во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 9 июля 2015 года по гражданскому делу №2-5207/15-24, признал, что решение Петрозаводского городского Совета № 27/10-161 от 26 апреля 2012 года принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке.
Эти выводы суда основаны на правильном применении норм процессуального права, подтверждены имеющимися в деле доказательствами и не оспариваются участниками дела.
Оценивая процедуру принятия решения № 27/10-161 от 26 апреля 2012 года в оспариваемой части, суд первой инстанции также установил, что инициатором внесения изменений в Правила выступала администрация Петрозаводского городского округа.
Указав на то, что в протоколе публичных слушаний от 14 февраля 2012 года и протоколе 10 сессии 27 созыва Петрозаводского городского Совета от 26 апреля 2012 года отсутствует обоснование объективной необходимости изменения территориальной зоны «природно-реакционной зоны (Рпр)» на «зону объектов здравоохранения (Оз)», суд пришел к выводу о противоречии решения № 27/10-161 от 26 апреля 2012 года в оспариваемой части пункту 4 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки направляются органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях.
Между тем, данный вывод судом постановлен без учета имеющихся в деле доказательств, а также пункта 3 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходя из положений которого основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки являются случаи, если данные правила могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административного иска ввиду несоответствия оспариваемых положений Правил, предусматривающих увеличение зоны объектов здравоохранения (Оз) в районе Ключевского шоссе, где расположен земельный участок с кадастровым номером 10:01:0130113:847, Генеральному плану города Петрозаводска, согласно которому эта территория отнесена к природно-реакционной зоне (Рпр), и о неприменении при разрешении административного спора положений части 7 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений пунктов 6-8 статьи 1, части 1 статьи 30, статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Содержание приведенных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения, городского округа, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что реализация документов территориального планирования осуществляется по правилам статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе путем создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории (пункт 3 части 1 статьи 26).
Согласно части 7 названной статьи в случае, если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса принимаются после утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, в указанные документы территориального планирования в пятимесячный срок с даты утверждения таких программ и принятия таких решений вносятся соответствующие изменения.
Приведенная норма в императивном порядке предписывает внесение изменений в документы территориального планирования в случае принятия после их утверждения программ и решений, реализуемых за счет соответствующего бюджета и предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам местного значения городского округа, городского и сельского поселения, подлежащим отображению на генеральном плане городского округа, генеральном плане поселения, отнесены в том числе объекты местного значения в области образования (подпункт «б» пункта 1 части 5)
К вопросам местного значения согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общим принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится среди прочего организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно пунктам 3 и 10 части 2 статьи 14 Закона Республики Карелия от 2 ноября 2012 года № 1644-ЗРК «О некоторых вопросах градостроительной деятельности в Республике Карелия» видами объектов местного значения городского округа в указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации областях, подлежащих отображению на генеральном плане городского округа, являются, в частности, планируемые для размещения муниципальные образовательные организации и организации отдыха детей и их оздоровления в каникулярное время (в первоначальной редакции – учреждения), а также иные объекты и территории, понятие которых раскрыто в приведенном выше пункте 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Объект капитального строительства как указано в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод об отнесении здания детского сада к объектам местного значения.
Как указано выше, решением Петрозаводского городского Совета №27/10-161 от 26 апреля 2012 года в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска внесены изменения, предусматривающие увеличение зоны объектов здравоохранения (Оз) в районе Ключевского шоссе (схема № 10 – приложение 10).
Этим же решением в статью 45 Правил внесены изменения, согласно которым к основным видам разрешенного использования зоны объектов здравоохранения (Оз) были отнесены объекты учреждений детского дошкольного воспитания.
Указанные изменения сохранены в последующих редакциях Правил, в том числе в действующей редакции от 25 марта 2020 года.
Из материалов дела также следует, что после увеличения зоны объектов здравоохранения (Оз) в районе Ключевского шоссе по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, в районе пересечения улицы Репникова и шоссе Ключевского, был сформирован земельный участок с кадастровым номером 10:01:0130113:847 площадью 11438 +/-38 кв.м, поставленный на кадастровый учет 04 июля 2013 года.
Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок имеет вид разрешенного использования: «для размещения объекта учреждения детского дошкольного воспитания (строительство здания детского сада)».
27 октября 2014 года в отношении земельного участка зарегистрировано право собственности Петрозаводского городского округа, а 11 июля 2019 года – право постоянного (бессрочного) пользования КУ Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия».
До завершения работ по формированию указанного земельного участка Петрозаводским городским Советом было принято решение от 18 декабря 2012 года № 27/16-225 «О бюджете Петрозаводского городского округа на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», предусматривающее бюджетные инвестиции в строительство здания детского сада по Ключевскому шоссе в районе пересечения с ул.Репникова в г.Петрозаводске (приложение № 5).
Бюджетные инвестиции в строительство детского сада по указанному адресу были предусмотрены также приложением №7 к решению Петрозаводского городского Совета от 18 декабря 2013 года № 27/24-342 «О бюджете Петрозаводского городского округа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», а также адресными инвестиционными программами, утвержденными в целях реализации вышеназванных решений постановлениями администрации Петрозаводского городского округа от 28 декабря 2012 года №6394 и от 30 декабря 2013 года № 6811 с изменениями от 24 марта 2014 года №1398.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 23 мая 2013 года № 283р-П утверждена Адресная инвестиционная программа Республики Карелия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, предусматривающая строительство здания детского сада по Ключевскому шоссе в районе пересечения с ул. Репникова в г.Петрозаводске, относящегося к собственности муниципального образования Петрозаводского городского округа, за счет средств местного бюджета и субсидий бюджету городского округа, предоставленных главным распорядителем средств Министерством образования Республики Карелия.
Соглашением №7540/11/01-18/МО-и от 1 октября 2013 года и дополнительным соглашением к нему от 18 февраля 2014 года между Министерством образования Республики Карелия и Администрацией Петрозаводского городского округа было предусмотрено софинансирование расходных обязательств при предоставлении субсидии бюджету Петрозаводского городского округа на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Республики Карелия согласно Перечню объектов для реализации программ дошкольного образования, в который включено строительство дошкольного образовательного учреждения на 280 мест на пересечении ул.Репникова и Ключевского шоссе.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года № 899р-П утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 год, в соответствии с которой к ключевым инвестиционным и социальным проектам, оказывающим комплексное влияние на развитие муниципальных образований в регионе, отнесена реализация программы модернизации инфраструктуры образовательных организаций, предусматривающая строительство здания дошкольной образовательной организации в г. Петрозаводске по Ключевскому шоссе в районе пересечения с ул.Репникова (приложение № 4).
В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года № 570 утверждена федеральная целевая программа «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», в которую постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2018 года № 233 внесены изменения, предусматривающие в рамках развития инфраструктуры Республики Карелия в сфере образования строительство детского сада в городе Петрозаводске на 280 мест.
Ведомственная структура расходов бюджета Республики Карелия по реализация мероприятий федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» утверждена Законом Республики Карелия от 21 декабря 2018 года № 2337-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
8 февраля 2019 года между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Карелия заключено соглашение №139-07-2019-031, предусматривающее с учетом последующих дополнительных соглашений предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Республики Карелия субсидии в целях софинансирования расходных обязательств Республики Карелия по реализации мероприятия «Строительство объектов инфраструктуры образования» вышеназванной федеральной целевой программы в соответствии с перечнем объектов, утвержденным распоряжением Правительства Республики Карелия от 24 января 2019 года № 36р-П «Об утверждении Адресной инвестиционной программы Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», которой предусмотрено строительство здания детского сада по Ключевскому шоссе в районе пересечения с ул.Репникова в городе Петрозаводске.
Между указанными лицами 26 декабря 2019 года заключено соглашение №139-09-2020-098 о предоставлении из федерального бюджета в 2020 году бюджету Республики Карелия субсидии на те же цели.
7 ноября 2019 года КУ Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия», которому 18 июля 2019 года и 31 марта 2019 года были выданы разрешения на строительство здания детского сада по Ключевскому шоссе в районе пересечения с ул.Репникова в г.Петрозаводске, заключило с ООО «ТЕХЭКСПЕРТ» государственный контракт №18аэф-19 на выполнение работ по строительству данного объекта.
Изложенные обстоятельства подтверждают, что строительство указанного детского сада как объекта местного значения первоначально было предусмотрено решением органа местного самоуправления за счет средств местного бюджета, а в последующем – программами и решениями органов государственной власти Республики Карелия и Российской Федерации, реализация которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета.
Исходя из этого несоответствие оспариваемых административными истцами положений Правил землепользования и застройки города Петрозаводска его Генеральному плану само по себе не давало суду оснований для удовлетворения административного иска, поскольку в силу нормы части 7 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования города Петрозаводска подлежали приведению в соответствие с указанными программам и решениями, утвержденными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
Ссылка административных истцов на несоблюдение установленного названной нормой пятимесячного срока не может быть принята во внимание, поскольку несоблюдение данного срока не влияет на необходимость исполнения требований части 7 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обязательном приведении генерального плана в соответствие с программами развития, которые приобретают превалирующее значение.
Генеральный план, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития с учетом прогнозов социально-экономического развития, демографической и экологической ситуации.
В то же время развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, что определяет необходимость постоянной корректировки базовых градостроительных решений. В этой связи генеральный план нуждается в постоянной своевременной актуализации посредством принятия соответствующих программ развития, утверждение которых свидетельствует о формировании новых и обязательных для правоприменителей градостроительных решений, процесс гармонизации которых с генеральным планом является необходимым, но приобретает в этом случае лишь формальный характер.
В этой связи несоблюдение срока приведения Генерального плана в соответствие с программами по созданию вышеуказанного объекта местного значения само по себе не может служить основанием для признания недействующими оспариваемых положений нормативного правового акта, принятого уполномоченным органом в установленном порядке с соблюдением иных требований градостроительного законодательства.
Из материалов дела также следует, что принятию решения о месте расположения детского сада предшествовал градостроительный анализ территории города Петрозаводска и ее планировочных ограничений, технической возможности размещения данного объекта на спорном земельном участке, были проведены необходимые санитарно-эпидемиологические исследования и инженерно-геологические изыскания.
1 октября 2019 год администрацией Петрозаводского городского округа заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в Генеральный план города Петрозаводска в соответствии с техническим заданием.
Техническим заданием предусмотрена, в частности, подготовка проекта с учетом планов и программ развития городского округа, для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения, и уточнения границ функциональных зон и изменения (уточнения) функционального назначения отдельных территорий в соответствии с актуальной редакцией Правил землепользования и застройки и документацией по планировке территории в части изменений, связанных с возможностью создания объектов капитального строительства на основании принятых программ и решений.
Согласно пункту 4.4.2 муниципального контракта окончание выполнения работ по контракту – не позднее 2 ноября 2020 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах неоднократно указывал, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развития территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).
В настоящем случае цели обеспечения потребностей значительной части населения в объектах социальной инфраструктуры, комфортной среды обитания и устойчивого развития территории городского округа достигаются посредством реализации вышеуказанных программ и Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия, которые основаны на комплексном учета потребностей населения города Петрозаводска в частности и субъекта Российской Федерации – Республики Карелия в целом.
В такой ситуации признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим исходя из одних лишь формальных соображений не влечет, в том числе для административных истцов, никаких правовых последствий, кроме дублирования уполномоченным органом всей совокупности ранее проведенных процедур принятия данного акта и не согласуется с принципом соблюдения баланса публичных и частных интересов.
Указание суда первой инстанции на то, что оспариваемый акт не отвечает критерию определенности в связи с отсутствием в текстовой и графической части (схеме) Правил сведений об измененном размере площади, нельзя признать правильным, поскольку оспариваемыми положениями Правил изменения внесены в карту градостроительного зонирования путем увеличения зоны объектов здравоохранения (Оз) согласно схеме №10 (приложение 10), на которой нашли отображение границы увеличенной территориальной зоны, что отвечает требованиям пункта 2 части 2 и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данные положения не создают какой-либо неопределенности в восприятии этого акта и не влекут его неоднозначное толкование.
Судебная коллегия также считает недоказанными доводы административных истцов о том, что оспариваемые положения Правил нарушают их права на благоприятную окружающую среду, на беспрепятственное пользование территорией общего пользования и доступ к объектам культурного наследия.
Из распоряжения Председателя Правительства Республики Карелия от 5 сентября 1996 года № 518-р «Об установлении зон охраны памятников археологии, истории и культуры Республики Карелия» следует, что в зону охраняемого ландшафта города Петрозаводска, в которой запрещены любые земляные и строительные работы без согласования с органами Государственного надзора, согласно проекту предлагается включить ландшафт территории Каменноборского карьера в границах от железнодорожной магистрали до застройки районов Голиковка и Ключевая, который относится к нарушенным, но играет исключительную роль в панорамном восприятии.
Как установлено судом первой инстанции, на этой территории расположен парк «Каменный бор», включенный в перечень парков, утвержденный постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 24 марта 2016 года № 1103, с указанием местонахождения парка: вокруг озера Каменный Карьер.
Данное постановление утратило силу в связи с изданием постановления администрации Петрозаводского городского округа от 28 сентября 2018 года №2761, которым был утвержден перечень парков, в который включен парк «Каменный бор», расположенный между Ключевским шоссе, улицей Сегежской, железной дорогой, улицей Кооперативной.
Указанный перечень утратил силу в связи с изданием постановления администрации Петрозаводского городского округа от 3 сентября 2019 года №2305, которым утвержден Перечень элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры города Петрозаводска, используемых в качестве реквизитов адреса. Согласно последнему перечню парк «Каменный бор» расположен между Бутовым переулком, Ключевским шоссе, Степановским переулком, Сегежской улицей, железной дорогой, Кооперативной улицей.
Таким образом, месторасположение парка «Каменный бор» было определено нормативными актами муниципального образования после завершения формирования земельного участка с кадастровым номером 10:01:0130113:847, поставленного на кадастровый учет 4 июля 2013 года.
При этом данные акты содержат лишь описание места расположения парка без указания координат его границ и площади.
Согласно материалам дела такие границы на момент разрешения административного спора не установлены. По сообщению администрации Петрозаводского городского округа от 10 июня 2020 года границы парка «Каменный бор» будут установлены после проведения кадастровых работ, при проведении которых земельный участок с кадастровым номером 10:01:0130113:847 в границы парка включен не будет, ориентировочная площадь парковой зоны без учета водоема в районе Ключевского шоссе составит 21,9 га (т.3 л.д.227).
На территории данного земельного участка объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или в списки выявленных объектов культурного наследия, отсутствуют.
До начала строительства детского сада на этой территории был установлен памятный знак бойцу истребительного батальона ФИО8, погибшему при обороне города 10 октября 1941 года, однако захоронения на этом месте не имеется. На основании протокола Комиссии по культурно-историческому наследию от 30 мая 2019 года и обращения Молодежного поискового клуба «Север» администрацией Петрозаводского городского округа принято постановление от 14 июня 2019 года №1514 о переносе и реконструкции памятного знака, данный знак демонтирован и 15 февраля 2020 года передан в ПМУП «Городской транспорт» на хранение до определения места установки памятного знака.
Согласно представленному в материалы дела письму Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 15 января 2019 года большая часть земельного участка с кадастровым номером 10:01:0130113:847 расположена в зоне охраны городского ландшафта в районе Каменноборского карьера, установленной вышеназванным распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия от 5 сентября 1996 года № 518-р, и не предполагает капитального строительства.
Вместе с тем, данное распоряжение не содержит запрета на любое строительство в указанной зоне, устанавливая определенный режим использования этой зоны, предусматривающий, в частности, запрет на проведение земляных и строительных работ без согласования с органами Государственного надзора.
Как следует из имеющегося в материалах дела письма Министерства культуры Республики Карелия главе Петрозаводского городского округа от 19.11.2013 года, размещение детского дошкольного образовательного учреждения на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0130113:847 возможно при условии разработки проектного решения с учетом ценных параметров окружающей ландшафтной ситуации (т.3 л.д.209-210).
В письме Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 15 февраля 2019 года отражено, что реализация проекта «Строительство здания детского сада по Ключевскому шоссе в районе пересечения с ул.Репникова в г.Петрозаводске», в частности, не оказывает влияния на панорамное и зрительное восприятие сложившейся застройки г.Петрозаводска и ландшафтного объекта (карьер), не предполагает изменения исторически ценного рельефа и водоемов. Исходя из этого сделан вывод, что размещение данного объекта на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0130113:847 не нарушает режимы использования в зоне городского ландшафта, установленной в составе действующих зон охраны памятников истории и культуры (объектов культурного наследия) г.Петрозаводска (т.3 л.д.229-230).
Доказательств, достоверно свидетельствующих о наличии на территории строительства растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в ходе судебного разбирательства представлено не было.
Исходя из изложенных обстоятельств ссылки административных истцов на то, что строительство детского сада на спорной территории вследствие уничтожения растительного покрова на территории объекта строительства привело к нарушению их права на благоприятную окружающую среду, а также ограничивает их право на доступ к культурным и историческим ценностям, не могут быть признаны обоснованными.
Учитывая отсутствие доказательств нарушения прав и свобод административных истцов и оснований для вывода о несоответствии оспариваемых положений Правил землепользования и застройки города Петрозаводска градостроительному законодательству, имеющему большую юридическую силу, а также с учетом того, что в данном случае целью создания объекта местного значения является обеспечение доступности детского дошкольного образования, что относится к приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Карелия и отвечает потребностям значительной части населения города Петрозаводска, необходимость соблюдение баланса публичных и частных интересов, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Верховного Суда Республики Карелия от 18 июня 2020 года отменить.
В удовлетворении требований административного иска ФИО1, ФИО3, ФИО2 о признании не действующим в части решения Петрозаводского городского Совета от 26 апреля 2012 года №27/10-161 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи: