ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-925/20 от 20.10.2020 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-925/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 20 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Бутковой Н.А.

судей Шадриной Е.В., Пластинина И.В.,

при секретаре Швец К.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-60/2020 по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 2 июля 2020 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления о ликвидации Челябинской региональной общественной организации добровольных пожарных и спасателей и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А., Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Челябинская региональная общественная организация добровольных пожарных и спасателей (далее также – Организация) зарегистрирована Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области 30 августа 2011 года, Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области 2 сентября 2011 года внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц о данной организации, присвоен государственный регистрационный номер 1117400003357.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области (далее также – Управление Минюста России по Челябинской области; Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации названной региональной общественной организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь в обоснование своих требований на допущенные грубые и неоднократные нарушения законов Российской Федерации, выявленные в результате внеплановой документарной проверки в период с 1 августа 2018 года по 28 августа 2018 года и не устраненные до настоящего времени. В частности, административный истец ссылается на непредставление административным ответчиком документов о деятельности Организации, истребованных в ходе проверки. В нарушение абзаца 9 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация не проинформировала Управление об изменении сведений об адресе места ее нахождения. В качестве основания для ликвидации также указано, что за все время своей деятельности (с 2011 года по настоящее время) Организация в нарушение статьи 13 Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» и Порядка формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных, утвержденного приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 4 августа 2011 года № 416, не зарегистрировалась в реестре общественных объединений пожарной охраны и сводном реестре добровольных пожарных, которые ведет Главное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по Челябинской области, а, следовательно, не объединяет добровольных пожарных. Административный истец также ссылался на осуществление Организацией деятельности на территории Курганской области, то есть, за пределами территории одного субъекта Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 1.8 Устава (Челябинская область).

Решением Челябинского областного суда от 2 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Управление Минюста по Челябинской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Административным ответчиком поданы возражения на апелляционную жалобу о несостоятельности ее доводов.

Заинтересованное лицо Главное управление МЧС России по Челябинской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало доводы апелляционной жалобы.

Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ), который к общественным объединениям относит общественные организации (статья 7).

Статья 29 названного Федерального закона в развитие вышеуказанных конституционных положений также обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения.

Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям статьей 38 Федерального закона № 82-ФЗ возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России).

Соответствующий контроль на территории субъекта Российской Федерации согласно подпункту 65 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 3 марта 2014 года № 26, осуществляет Управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, которое в силу подпункта 74 пункта 6 названного Положения вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений.

Как следует из материалов дела, распоряжением начальника Управления Минюста России по Челябинской области от 5 июля 2018 года № 817-р, изданным в связи с поступившей информацией от Главного управления МЧС России по Челябинской области от 13 июня 2018 года № 4753-12-21, назначено проведение внеплановой документарной проверки Организации на предмет установления соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе расходованию денежных средств и иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и действующему законодательству Российской Федерации, о чем 5 июля 2018 года по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации, содержащемуся в ЕГРЮЛ: <адрес>, было направлено уведомление № 74102-4565 о проведении внеплановой документарной проверки (далее - Уведомление о проведении внеплановой проверки) с указанием перечня документов, которые необходимо представить в Управление Минюста России по Челябинской области к 1 августа 2018 года.

Поскольку на проверку к указанному сроку не были представлены данные документы, 2 августа 2018 года в отношении Организации составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который в тот же день направлен на рассмотрение мировому судье.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г.Челябинска от 24 сентября 2018 года Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.

По результатам проверки составлен акт проверки от 28 августа 2018 года.

Также по результатам проверки в адрес председателя Совета Организации вынесено письменное предупреждение от 28 августа 2018 года № 74102-5616, обязывающее Организацию устранить установленные Управлением Минюста России по Челябинской области нарушения законодательства Российской Федерации в срок до 10 декабря 2018 года и направить в Управление Минюста России по Челябинской области документы, подтверждающие их устранение.

Указанные в Предупреждении нарушения в установленный срок Организацией не были устранены, в связи с чем 13 декабря 2018 года в адрес председателя Совета Организации вынесено предупреждение № 74102-8335, обязывающее Организацию устранить выявленные в ходе проверки нарушения в срок до 22 апреля 2019 года.

В Управление Минюста России по Челябинской области 9 и 17 апреля 2019 года Организацией представлена информация о том, что во исполнение предупреждения от 13 декабря 2018 года Организацией разработана и сдана на регистрацию новая редакция Устава, о несогласии с иными, указанными в предупреждении нарушениями.

Кроме того, 19 апреля 2019 года административным ответчиком в Управление Минюста России по Челябинской области представлены: протоколы общего собрания участников Организации от 18 июня 2016 года и от 24 июня 2016 года, на которых приняты решения о продлении полномочий председателя Организации М.., председателя контрольно-ревизионной группы Организации Ш.; договор аренды нежилого помещения от 9 января 2019 года, по условиям которого М. передал во временное пользование за плату Организации нежилое помещение для размещения офиса по адресу: <адрес>; выписка из книги учета членов Организации; лицензия от 22 декабря 2014 года № 74-Б/00164, предоставленная Организации на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

По результатам анализа представленных документов, Управление Минюста России по Челябинской области пришло к выводу о не устранении в полном объеме замечаний, указанных в повторном предупреждении от 13 декабря 2018 года № 74/02-8335, в связи с чем в адрес председателя Совета Организации направило предупреждение от 25 апреля 2019 года № 74/02-2769 со сроком исполнения до 19 августа 2019 года, которое исполнено не было.

Как указал административный истец, Организация до настоящего времени не представила для проверки: решения руководящих органов и должностных лиц организации (протоколы заседаний и решения высшего органа управления – общего собрания членов, постоянно действующего руководящего органа – Совета, в том числе по утверждению финансового плана (сметы), по утверждению добровольных, вступительных и иных взносов, по утверждению численного состава работников, по использованию имущества, по использованию безвозмездного труда граждан, приказы и распоряжения руководителя организации и т.п.) и иных органов организации за период деятельности организации с 1 августа 2015 года по 1 августа 2018 года; документы, подтверждающие полномочия руководящего (исполнительного) органа – Совета организации на момент проведения проверки; договоры и соглашения, заключаемые организацией, и документы по их исполнению; материалы о финансово-хозяйственной деятельности. В обоснование требований о ликвидации Организации Управление Минюста России по Челябинской области также ссылалось на выявленные в ходе проверки и указанные в административном исковом заявлении неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации.

Разрешая административный спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что допущенные Организацией в процессе осуществления своей деятельности нарушения за проверяемый период не являются грубыми и неустранимыми, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований административного искового заявления.

Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права и определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона № 82-ФЗ ликвидация общественного объединения может быть осуществлена по решению суда по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 44 этого закона.

Согласно абзацу третьему части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Согласно части 4 статьи 14 названного Федерального закона под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Из пункта 1.1 Устава Челябинской региональной общественной организации добровольных пожарных и спасателей следует, что она является основанной на членстве социально-ориентированной некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между членами общества, которая направляется на реализацию уставных целей и задач.

В пункте 1.3 вышеуказанного Устава предусмотрено, что Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федерльным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О добровольной пожарной охране», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом.

В соответствии с пунктом 1.8 Устава Организация осуществляет свою деятельность на территории Челябинской области.

К основным целям деятельности Организации согласно разделу 2 Устава отнесены защита жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества от пожаров и чрезвычайных ситуаций, а также защита прав и законных интересов личности, общества и организаций в области пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций, помощь и поддержка семьям погибших и пострадавшим в результате пожаров, чрезвычайных ситуаций и иных катастроф.

На правоотношения, возникающие в указанной сфере деятельности, распространяется Федеральный закон от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», согласно пункту 1 статьи 2 которого под добровольной пожарной охраной понимаются социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

К основным принципам создания и деятельности добровольной пожарной охраны относится, в том числе, готовность подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О добровольной пожарной охране»)

Частью 1 статьи 6 названного Федерального закона предусмотрено, что к общественным объединениям пожарной охраны относятся общественные объединения, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.

В силу пункта 1 части 3 данной статьи общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественных объединений пожарной охраны.

Согласно части 2 статьи 7 этого же Федерального закона общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим; участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (статья 9 Федерального закона «О добровольной пожарной охране»).

В силу положений статьи 13 названного Федерального закона и Порядка формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных, утвержденного приказом МЧС России от 4 августа 2011 года № 416 (далее – Порядок от 4 августа 2011 года № 416), в указанные реестры соответственно подлежат включению сведения об общественных объединениях, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ, и о добровольных пожарных.

Как следует из письменных комментариев административного ответчика к описи документов, представленных на основании предупреждения от 13 декабря 2018 года № 74102-8335 в Управление Минюста России по Челябинской области 19 апреля 2019 года, объяснений представителей Организации при рассмотрении дела в суде первой инстанции, материалы по конкретным направлениям деятельности организации и проводимым мероприятиям по выполнению уставных целей, осуществлению благотворительной деятельности отсутствуют, образовательную деятельность Организация не осуществляет, работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных Организация не объединяет, подразделений не имеет, в реестре общественных объединений пожарной охраны не зарегистрирована.

Таким образом, в нарушение приведенных требований закона в реестре общественных объединений пожарной охраны и сводном реестре добровольных пожарных, которые ведет Главное управление МЧС России по Челябинской области, отсутствуют сведения о Челябинской региональной общественной организации добровольных пожарных и спасателей, а также о добровольных пожарных, являющихся ее членами или участниками.

Следовательно, при отсутствии такой регистрации нельзя признать, что Организация объединяет добровольных пожарных и обеспечивает организацию подразделений добровольной пожарной охраны для достижения основных уставных целей в области пожарной безопасности и проведения аварийно-спасательных работ.

Данное обстоятельство подтверждает доводы административного истца о наличии грубых нарушений закона со стороны Организации.

Довод административного ответчика о том, что к уставным целям и задачам Организации не относится участие в тушении пожаров, в связи с чем у нее отсутствует обязанность регистрироваться в указанных реестрах, нельзя признать состоятельным, поскольку статья 13 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» и Порядок от 4 августа 2011 года № 416 не содержат каких-либо исключений для общественных объединений пожарной охраны, участвующих в профилактике пожаров, что также относится к деятельности добровольных пожарных, которые должны являться членами или участниками таких объединений (пункт 8 статьи 2, часть 9 статьи 6 названного Федерального закона).

Помимо приведенных выше положений раздела 2, определяющего цели деятельности Организации в области пожарной безопасности, включая защиту от пожаров, Устав Организации к ее задачам относит содействие развития добровольчества, объединению и привлечению граждан (добровольцев) к деятельности по предупреждению и тушению пожаров (пункт 3.3), а к видам деятельности – участие в создании и организации деятельности добровольной и иных видов пожарной охраны, общественных противопожарных и аварийно-спасательных формирований, в подготовке их личного состава (пункт 4.1.7), что отвечает установленным названным Федеральным законом основным уставным целям общественных объединении пожарной охраны.

Материалами дела подтверждается и административным ответчиком не опровергнуто, что фактически Организация осуществляет деятельность, приносящую доход, на основании вышеуказанной лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В то время как в силу части 1 статьи 37 Федерального закона № 82-ФЗ общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Указанное свидетельствует, что предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, позволяющей более эффективно реализовать его уставные цели, а не основной целью ее деятельности.

Отсутствие в Организации добровольных пожарных и неосуществление задач добровольной пожарной охраны, установленных Федеральным законом «О добровольной пожарной охране», нарушает принципы образования и деятельности добровольной пожарной охраны и не позволяет обеспечить достижение ее уставных целей.

Таким образом, неисполнение административным ответчиком на протяжении длительного времени приведенных положений Устава и требований Федерального закона «О добровольной пожарной охране», указывающее на отрицание основных принципов создания и деятельности добровольной пожарной охраны, установленных Федеральным законом «О добровольной пожарной охране», несоответствие деятельности Организации уставным целей, для которых она создана, создает реальную угрозу законным интересам общества и государства, свидетельствует о грубом характере нарушения закона, влекущим ликвидацию Организации.

При этом фактические обстоятельства дела свидетельствуют о нежелании административного ответчика исполнять вышеприведенные требования Федерального закона «О добровольной пожарной охране».

Имеющиеся в материалах внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении административного ответчика Управлением Минюста по Челябинской области в период с 1 по 28 августа 2018 года, обращения Организации на имя начальника ГУ МЧС России по Курганской области по поводу оснащения сертифицированным оборудованием подразделений пожарной охраны ряда районов Курганской области и подключения объектов, дальнейшего обслуживания установленного оборудования, а также ответы на эти обращения и информация, размещенная на сайте Организации о поставке оборудования в ГБУ Курганской области «Санаторий «Озеро Горькое», подтверждают осуществление административным ответчиком на территории другого субъекта Российской Федерации деятельности, приносящей доход, а не реализации уставных целей Организации, в связи с чем не создают самостоятельное основание к ликвидации Организации.

Иные допущенные Организацией нарушения, указанные в административном исковом заявлении, являются устранимыми и не содержат признаков грубого характера, а также по смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 27 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64, не могут расцениваться как неоднократные, независимо от длительности их неустранения.

Вместе с тем, это обстоятельство не опровергает изложенные выше выводы о наличии оснований для ликвидации Организации ввиду допущенных ею грубых нарушений закона.

При таком положении обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Челябинского областного суда от 2 июля 2020 года отменить.

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области удовлетворить.

Ликвидировать Челябинскую региональную общественную организацию добровольных пожарных и спасателей (основной государственный регистрационный номер 1117400003357) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи: