ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-933/20 от 01.09.2020 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-933/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сиротиной Е.С.,

судей Катанаевой А.С. и Колпаковой А.В.

при секретаре судебного заседания Козловской Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-20/2020 (УИД № 07OS0000-01-2020-000008-86) по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2020 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о ликвидации Кабардино-Балкарской региональной общественной организации военно-патриотический Поисковый отряд «Кавказский рубеж».

Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения представителя административного ответчика Цибина В.П., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике от 5 марта 2019 г. зарегистрирована Кабардино-Балкарская региональная общественная организация военно-патриотический Поисковый отряд «Кавказский рубеж» (далее - общественная организация). 14 марта 2019 г. общественной организации присвоен основной государственный регистрационный номер и осуществлена постановка общественной организации на учет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике в период с 30 ноября 2019 г. по 26 декабря 2019 г. на основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Кужонова Ж.А. от 15 ноября 2019 г. № 324-Р проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки сведений, указанных в обращении администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, о нарушениях при организации поисковых работ.

Согласно акту от 26 декабря 2019 г. комиссией Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике по результатам внеплановой документарной проверки выявлены следующие грубые нарушения законодательства: в нарушение статьи 8 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и требований утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 845 «Порядка организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти» общественная организация не уведомила Министерство обороны Российской Федерации о планах проведения поисковых работ на территории <адрес>, территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации о предстоящих поисковых работах и не согласовала порядок взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности граждан и общественного порядка при их проведении.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Кабардино-Балкарской региональной общественной организации военно-патриотический Поисковый отряд «Кавказский рубеж», указав в качестве основания для ликвидации выявленные в ходе проверки грубые нарушения законодательства Российской Федерации вышеуказанной организацией.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Геляхова К.В. в судебном заседании первой инстанции поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика общественной организации Цибин В.П. возражал против удовлетворения исковых требований.

Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, приводя доводы, аналогичные доводам административного иска, просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, указывает на грубые нарушения, повлекшие причинение вреда окружающей среде, общественному порядку и безопасности.

Общественной организацией представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика общественной организации Цибин В.П. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность судебного акта.

Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Статьей 29 названного Федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе. соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Абзацем третьим части 1 статьи 44 указанного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда по иску органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.

В целях реализации статьи 8 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 845 утвержден «Порядок организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти» (далее – Порядок).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что при организации поисковой работы подбирается и готовится оборудование, необходимое для ее проведения; проводятся предварительное установление источников финансирования поисковых работ; составление сметы финансовых средств на проведение поисковых работ; определение порядка материально-технического обеспечения выполнения поисковых работ; сбор информации о предполагаемом месте проведения поисковых работ; разрабатывается план проведения поисковых работ по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении № 1 к настоящему Порядку; организуется информирование территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о предстоящих поисковых работах и согласование порядка взаимодействия с ними по вопросам обеспечения безопасности граждан и общественного порядка при их проведении. План проведения поисковых работ представляется до 1 ноября текущего года в Министерство обороны Российской Федерации для его согласования.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, установив отсутствие предусмотренных законом оснований для ликвидации общественной организации.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Кабардино-Балкарская региональная общественная организация военно-патриотический Поисковый отряд «Кавказский рубеж» зарегистрирована решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике от 5 марта 2019 г., 14 марта 2019 г. организации присвоен основной государственный регистрационный номер и осуществлена постановка на учет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В нарушение требований статьи 8 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и пункта 2 Порядка общественная организация не представила план проведения поисковых работ до 1 ноября 2019 г. в Министерство обороны Российской Федерации для его согласования, не организовала информирование территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о предстоящих поисковых работах и не согласовала порядок взаимодействия с ними по вопросам обеспечения безопасности граждан и общественного порядка при проведении поисковых работ.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике в период с 30 ноября 2019 г. по 26 декабря 2019 г. на основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Кужонова Ж.А. от 15 ноября 2019 г. № 324-Р проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки сведений, указанных в обращении администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, о нарушениях при организации поисковых работ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанные в акте от 26 декабря 2019 г., составленном комиссией Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике по результатам внеплановой документарной проверки проведенной, нарушения законодательства, выразившиеся в нарушении статьи 8 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и требований Порядка и не уведомлении Министерства обороны Российской Федерации о планах проведения поисковых работ на территории <адрес>, а также территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о предстоящих поисковых работах и не согласовании порядка взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности граждан и общественного порядка при их проведении, не являются грубыми нарушениями законодательства, влекущими ликвидацию общественной организации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», поскольку законом не установлен перечень грубых нарушений, судом первой инстанции произведена оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию.

Выявленные нарушения не являются действиями, направленными на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

Доказательств того, что установленные нарушения создают реальную угрозу или могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства, административным истцом при рассмотрении дела не представлено.

Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, нарушение требований закона, даже при условии доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

Ликвидации общественной организации, осуществляющей свою деятельность с 14 марта 2019 г., является несоразмерной выявленным нарушениям и социально значимой деятельности данной общественной организации – восстановление, сохранение и увековечение памяти о погибших защитниках Отечества; воспитание у молодежи и населения идеалов гуманизма, милосердия и бескорыстного служения Отчизне; организация патриотического воспитания граждан; приобщение молодежи к здоровому образу жизни.

С учетом степени существенности допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности их устранения без ликвидации объединения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы всесторонне, полно и объективно исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что допущенные общественной организацией нарушения не являются основанием ликвидации общественного объединения.

Оценка представленных сторонами доказательств произведена судом в соответствии с требованиями части 1 статьи 62 КАС РФ, согласно которым обязанность по доказыванию обстоятельств, связанных с наличием оснований для ликвидации организации, в рассматриваемом случае, возлагается на административного истца.

Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи