УИД 25OS0000-01-2020-000445-71
№66а-933/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 26 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е.,
судей Ненашевой Е.Н., Войтко С.Н.,
при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-25/2021 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 об оспаривании нормативного правового акта в части,
по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 на решение Приморского краевого суда от 02 марта 2021 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., объяснения представителя административного истца ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Приморского края ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П., полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года № 520-пп утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства Приморского края (далее - Порядок предоставления субсидий), который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 11 июня 2020 года, в печатном издании «Приморская газета», спецвыпуск, № 45(1779) 16 июня 2020 года.
В дальнейшем в Порядок предоставления субсидий вносились изменения постановлениями Правительства Приморского края от 09 июля 2020 года №606-пп, от 03 сентября 2020 года №770-пп, от 16 октября 2020 года №902-пп, от 05 ноября 2020 года №938-пп, от 02 марта 2021 года №92-пп.
На день рассмотрения настоящего административного дела действовал Порядок предоставления субсидий в редакции постановления Правительства Приморского края от 02 марта 2021 года, которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 02 марта 2021 года, в печатном издании «Приморская газета», № 15(1854), 04 марта 2021 года.
Пунктом 6 Порядка предоставления субсидий установлено: «В отношении субсидий на развитие отрасли растениеводства субсидии предоставляются:
6.1. На возмещение части затрат, связанных со стимулированием увеличения производства масличных культур (в редакции постановления Правительства Приморского края от 09 июля 2020 года №696-пп).
Субсидии предоставляются субъектам сельскохозяйственной деятельности, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку масличных культур: бобов соевых и (или) семян рапса, и (или) их реализацию.
Для предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных со стимулированием производства масличных культур, кроме критериев отбора, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, дополнительными критериями являются:
наличие в текущем году посевных площадей под соей и (или) рапсом;
использование семян, сорта и гибриды которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по Дальневосточному региону допуска, а также при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005 при производстве конкретного вида продукции растениеводства (соя, рапс); (в редакции постановления Правительства Приморского края от 16 октября 2020 года № 902-пп)
внесение удобрений, используемых при производстве бобов соевых и (или) семян рапса, в объеме, указанном в Сведениях о внесении минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями Приморского края согласно приложению № 4 к настоящему Порядку, но не менее объема, установленного министерством в приложении № 4 к настоящему Порядку; (в редакции постановления Правительства Приморского края от 09 июля 2020 года № 606-пп)
с 2021 года - наличие договоров страхования посевных площадей (урожая сои и (или) рапса) после осуществления их сева (посадки) в текущем финансовом году, с указанием в договоре сельскохозяйственного страхования риска утраты (гибели) объекта страхования одного из следующих страховых случаев: паводок, половодье, наводнение, подтопление, град, крупный град, сильный ливень, сильный и (или) продолжительный дождь, переувлажнение почвы;».
Согласно приложению №4 Порядка предоставления субсидий «Сведения о внесении минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями Приморского края» установлено, что «Минимальная доза внесения минеральных удобрений в отчетном году по действующему веществу при возделывании сои на почвах со средней обеспеченностью макроэлементами - № 25P30K25 кг/га (в том числе удобрения, внесенные под основную обработку почвы под сельскохозяйственную культуру в год, предшествующий году сева) и (или) не менее № 20P30K22 кг/га при наличии в севообороте предшественника - кукурузы, картофеля, овощных культур с минимальным внесением под данные предшествующие культуры № 60P60K60 кг/га по действующему веществу».
Следует отметить, что Порядок предоставления субсидий на основании постановления Правительства Приморского края от 09 июля 2020 года №606-пп дополнен приложением № 4 «Сведения о внесении минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями Приморского края», который был изложен в следующей редакции «Минимальная доза внесения минеральных удобрений в отчетном году по действующему веществу при возделывании сои на почвах со средней обеспеченностью макроэлементами - № 25P30K25 кг и (или) не менее № 20P30K22 кг при наличии в севообороте предшественника - кукурузы, картофеля, овощных культур с минимальным внесением под данные предшествующие культуры № 60P60K60 кг по действующему веществу».
Административный истец индивидуальный предприниматель ФИО1 Крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - ИП глава КФХ) ФИО2 обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом окончательной редакции требований просит признать недействующими с момента принятия: абзац третий подпункта 6.1 пункта 6 Порядка представления субсидий в части слова «критериями»; абзац шестой подпункта 6.1 пункта 6 Порядка представления субсидий в редакции постановления Правительства Приморского края от 09 июля 2020 года № 606-пп; приложение № 4 к Порядку представления субсидий в редакции Постановления Правительства Приморского края от 09 июля 2020 года № 606-пп, в части слов «в отчетном году», а также в части отсутствия указания площади земли, для которой установлено количество удобрений.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является производителем сельскохозяйственной продукции (масличных культур) на территории Михайловского района Приморского края. 14 июля 2020 года он обратился в министерство сельского хозяйства Приморского края с заявлением о включении его в перечень получателей субсидии, однако представленный им пакет документов не был принят к выплате по причине того, что доза внесения минеральных удобрений при возделывании сои в 2019 году была менее нормы, установленной в 2020 году постановлением Правительства Приморского края от 09 июля 2020 года № 606-пп; ему было отказано в предоставлении субсидии в связи с недостаточным внесением в почву нормы удобрения по калию. Считает, что постановление Правительства Приморского края от 09 июля 2020 года № 606-пп не соответствует пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», согласно которому государственная аграрная политика основывается, в том числе на принципе доступности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с применением оспариваемого постановления Правительства Приморского края данная поддержка стала для него недоступной. В абзаце три подпункта 6.1 пункта 6 Порядка предоставления субсидий предусмотрены критерии получения субсидии, одним из которых является внесение удобрений. Считает, что Правительством Приморского края при принятии Порядка предоставления субсидий в отношении нормы внесения удобрений применен термин «критерий», тогда как это является «условием» как указано в постановлении Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2020 года № 86 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства масличных культур» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2020 года № 86), поскольку установленная ответчиком норма внесения удобрений является условием, а не критерием для предоставления субсидий, и возможность соответствовать такому условию должна зависеть от воли сельхозтоваропроизводителя. Применение термина «критерии» позволило административному ответчику применить данный Порядок в отношении административного истца к правоотношениям, возникшим в 2019 году, и отказать ему в предоставлении субсидии. Приложение № 4 Порядка не содержит допустимых измерений размера удобрения для определения возможности соответствия сельхозтоваропроизводителя установленным критериям в части размера внесенных удобрений, при этом нормы внесения удобрений не установлены. Постановление Правительства Приморского края от 09 июля 2020 № 606-пп, которым внесены соответствующие изменения в постановление Правительства Приморского края от 10 июня 2020 № 520-пп, противоречит установленному в законе принципу о том, что закон обратной силы не имеет, поскольку согласно оспариваемому нормативному правовому акту для получения субсидии в 2020 году, используются данные о внесении удобрений за 2019 год, кроме того, данные нормы внесения удобрений никаким нормативным правовым актом не предусмотрены; противоречит принципам и задачам принятой Правительством Российской Федерации «Государственной программы развития сельского хозяйства», противоречит статьям 1 и 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Решением Приморского краевого суда от 02 марта 2021 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе ИП глава КФХ ФИО2 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, указывая, что судом не применен закон, подлежащий применению, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Также апеллянт полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом субсидия за 2019 год была искусственно сделана недоступной для подавляющего большинства сельхозпроизводителей Приморского края. Суд первой инстанции произвел подмену термина «условие» на термин «критерий», незаконно сделав их синонимами, что позволило придать обратную силу обжалуемому постановлению. Установленные нормы внесения удобрений являются условиями.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Приморского края, прокурор, участвующий в деле, просят решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Положениями статей 5 и 7 Федерального закона от 29 июня 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Федеральный закон № 264-ФЗ) предусмотрена государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе по направлениям обеспечения мероприятий по повышению плодородия почв, поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство на неблагоприятных для такого производства территориях.
В целях реализации данного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа), которой определены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, устанавливающие цели предоставления субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий, условия предоставления и расходования субсидий, критерии, которым должны соответствовать сельскохозяйственные товаропроизводители для получения мер государственной поддержки, порядок расчета размера субсидий.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (Приложение № 8 к Государственной программе) средства предоставляются с учетом, в том числе внесения удобрений, используемых при производстве конкретного вида продукции растениеводства в рамках приоритетной подотрасли агропромышленного комплекса.
Закон Приморского края от 30 мая 2007 года № 78-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Приморском крае» (далее - Закон Приморского края от 30 мая 2007 года № 78-КЗ) регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными в соответствии с действующим законодательством сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти Приморского края, в сфере развития сельского хозяйства, включая товарную аквакультуру (товарное рыбоводство), а также развитие сельских территорий. Закон устанавливает направления и условия оказания государственной поддержки развития сельского хозяйства в целях формирования и регулирования продовольственного рынка и обеспечения населения качественным продовольствием местного производства.
В соответствии со статьей 14 Закона Приморского края от 30 мая 2007 года № 78- КЗ целью государственной поддержки растениеводства является увеличение объемов производства приоритетных сельскохозяйственных культур. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих приоритетные сельскохозяйственные культуры в Приморском крае, предусматривает: субсидирование части расходов на производство приоритетных сельскохозяйственных культур; субсидирование части расходов на мероприятия по обеспечению повышения плодородия почв, предусмотренные статьей 19 настоящего Закона; предоставление иных мер государственной поддержки растениеводства в соответствии с действующим законодательством. Перечень приоритетных сельскохозяйственных культур, порядок, условия и размер предоставления государственной поддержки.
Перечень приоритетных сельскохозяйственных культур, порядок, условия и размер предоставления государственной поддержки растениеводства утверждаются Правительством Приморского края.
Постановлением Администрации Приморского края от 27 декабря 2019 года № 933-па утверждена Государственная программа Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2020 - 2027 годы (далее - Государственная программа Приморского края) в составе которой предусмотрены отдельные подпрограммы, одна из которых: Подпрограмма № 3 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства».
В целях реализации мероприятий Государственной программы и Государственной программы Приморского края в данной сфере Правительством Приморского края утвержден Порядок предоставления субсидий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Порядок предоставления субсидий принят в пределах полномочий Правительства Приморского края, в соответствии с требованиями законодательства к форме издания, порядку принятия, опубликования и введению в действие, а также то, что оспоренные положения Порядка предоставления субсидий не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг», органы государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являются, в том числе, субсидии из федерального бюджета.
Указание в Порядке предоставления субсидий дополнительных критериев отбора субъектов сельскохозяйственной деятельности для предоставления субсидии, в том числе объема внесения удобрений, используемых при производстве бобов соевых и (или) семян рапса, а также квалификация этого показателя в качестве критерия, а не условия, не свидетельствует о противоречии нормы закону и, как правильно указал суд, не допускает неоднозначного ее толкования.
Довод апеллянта о том, что оспоренным Порядком предоставления субсидий придана обратная сила, поскольку учитываются показатели, достигнутые в 2019 году, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку результаты деятельности и фактически понесенные затраты в 2019 году принимаются во внимание для решения вопроса о предоставлении субсидии в следующем календарном периоде, однако это не свидетельствует о придании нормам обратной силы, а регламентирует порядок предоставления субсидии, который не может осуществляться без учета соответствующих сведений.
Довод о том, что административному истцу не было известно о нормах внесения удобрений, оценивался судом первой инстанции и правомерно признан не влияющим на законность принятого акта. Установленные в приложении № 4 к Порядку предоставления субсидий, в редакции от 09 июля 2020 года №606-пп, нормы внесения удобрений не являются произвольными, основаны на полученной информации ФГБНУ «Федеральный научный центр агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки».
Суд также правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения административных исковых требований ввиду отсутствия указания площади земли, для которой установлено количество удобрений, поскольку отсутствие таких сведений в ранее действовавшей редакции не препятствовало административному истцу предоставить сведения о конкретном количестве внесенных им удобрений.
Указание нормы внесения удобрений в кг, учитывая общепринятые единицы измерения в г/кв.м и кг/га, не вызывают неоднозначного толкования. Суд также проанализировал содержание иных нормативных правовых актов в сфере сельского хозяйства и установил, что имеющимся правовым регулированием нормы внесения удобрений измеряются в кг/га.
Принятие в последующем Постановления Правительства Приморского края от 02 марта 2021 года № 92-пп и дополнение оспоренного акта уточнением единицы площади для определения минимальной дозы удобрений, само по себе безусловно не свидетельствует о противоречии закону ранее действовавшей редакции.
Кроме того, в случае несогласия с отказом в предоставлении субсидии административный истец вправе обратиться за защитой своих прав в ином порядке.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения; предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от 02 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Приморский краевой суд.
Председательствующий | О.Е. Красикова | Председательствующий | О.Е. Красикова | |
Судьи | Е.Н. Ненашева | |||
С.Н. Войтко | ||||
Мотивированное апелляционное определение составлено 03 сентября 2021 года.