ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№66а-934/2022
Санкт-Петербург 19 октября 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Вдовиченко С.В., Головкиной Л.А.,
с участием прокурора Капсамун И.С.,
и помощника судьи Белоус Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-225/2022 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Гидроресурс» на решение Архангельского областного суда от 24 июня 2022 года, принятое по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гидроресурс» к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области о признании недействующим постановления № 73-в/31 от 02 декабря 2021 года «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 09 сентября 2020 года № 40-в/2» в части тарифов, установленных в разделах 3 приложений №5 и №6, а также в части нераспространения тарифа на водоснабжение по поселку <адрес> и на водоотведение по рабочему поселку <адрес> Плесецкого муниципального округа Архангельской области.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Гидроресурс» - ФИО9 представителя административного ответчика Агентства по тарифам и ценам Архангельской области – ФИО10, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> № 85 от 31 марта 2020 года на территории муниципального образования «<адрес> в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение, водоотведение и эксплуатирующей водопроводные и канализационные сети определено общество с ограниченной ответственностью «Гидроресурс» (далее-ООО «Гидроресурс», истец). Зоной деятельности гарантирующей организации определены поселки <адрес> (л.д.46 т.1).
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года (л.д.16-30 т.1) утверждены:
- производственная программа ООО «Гидроресурс», осуществляющего холодное водоснабжение на территории городского поселения <адрес> Плесецкого муниципального района Архангельской области, на период с 17 сентября 2020 года по 31 декабря 2023 года (приложение № 1);
- производственная программа ООО «Гидроресурс», осуществляющего водоотведение на территории городского поселения <адрес> Плесецкого муниципального района Архангельской области, на период с 17 сентября 2020 года по 31 декабря 2023 года (приложение № 2).
Также установлены на 2020-2023 годы:
- долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО «Гидроресурс» на территории городского поселения <адрес> Плесецкого муниципального района Архангельской области (приложение № 3);
- долгосрочные параметры регулирования тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО «Гидроресурс» на территории городского поселения <адрес> Плесецкого муниципального района Архенгельской области (приложение № 4).
Установлены и введены в действие с 17 сентября 2020 года по 31 декабря 2023 года:
- тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО «Гидроресурс» на территории городского поселения <адрес> Плесецкого муниципального района Архангельской области (приложение № 5);
- тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ООО «Гидроресурс» на территории городского поселения <адрес> Плесецкого муниципального района Архангельской области (приложение № 6).
Впоследствии постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области № 73-в/31 от 02 декабря 2021 года в ранее принятое постановление № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года внесены следующие изменения:
- в наименовании, подпунктах 1 пунктов 1-3, а также в наименованиях приложения № 1 (производственная программа по водоснабжению на период с 17 сентября 2020 года по 31 декабря 2023 год) и приложения № 3 (долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2020-2023 годы) к постановлению № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года, слова «городское поселение <адрес> Плесецкого муниципального района» заменены словами «рабочего поселка <адрес> и поселка <адрес> Плесецкого муниципального округа»;
- в подпунктах 2 пунктов 1-3, а также в наименованиях приложения № 2 (производственная программа по водоотведению на период с 17 сентября 2020 года по 31 декабря 2023 года) и приложения № 4 (долгосрочные параметры регулирования тарифов на 2020-2023 годы на услуги ООО «Гидроресурс» по водоотведению) к постановлению № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года, слова «городского поселения «Обозерское» Плесецкого муниципального района» заменены словами «рабочего поселка Обозерский Плесецкого муниципального округа».
Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы ООО «Гидроресурс», осуществляющего холодное водоснабжение на территории Плесецкого муниципального округа Архангельской области (приложение № 1 к постановлению № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года, раздел 4) на 2022 год с суммы 7 746,16 тыс.руб. уменьшен до 7 633,14 тыс. руб., расходы на реализацию производственной программы на 2022 год с 103,4% к 2021 году, изменен на цифру 102% (приложение № 1 к постановлению № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года, раздел 6), раздел 7 приложения № 1 к постановлению № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года «Отчет об исполнении производственной программы за 2019 год (по данным организации)» изложен в новой редакции.
Приложения № 5 (тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и № 6 (тариф на услуги водоотведения) к постановлению № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года, изложены в новой редакции в связи с образованием нового муниципального образования, наделенного статусом муниципального округа, - Плесецкий муниципальный округ Архангельской области в замен утраченного статуса муниципального образования – Плесецкий муниципальный район Архангельской области. При этом цифровое выражения ранее установленных тарифов на питьевую воду (водоснабжение) и на услуги водоотведения, оказываемых ООО «Гидроресурс» для категорий потребителей: население; потребители, приравненные к населению; прочие потребители, и период действия тарифов не изменились.
ООО «Гидроресурс» обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указало, что в результате изменений, внесенных постановлением № 73-в/31 от 02 декабря 2021 года в постановление № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года, тарифы на питьевую воду (водоснабжение) и на водоотведение в рабочем поселке <адрес> и в поселке <адрес> не установлены и в связи с этим, продолжая оказывать данные услуги потребителям, находящимся в перечисленных населенных пунктах, ООО «Гидроресурс» лишено возможности начислять плату за них, что противоречит статье 31 Федерального закона № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении». Кроме того, фактом неустановления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в поселке <адрес> и на водоотведение в рабочем поселке <адрес> Агентство по тарифам и ценам Архангельской области фактически уменьшило расходы гарантирующей организации на заработную плату работников ООО «Гидроресурс», задействованных в осуществлении регулируемой деятельности в рабочем поселке <адрес> и в поселке <адрес>, а также снизило предпринимательскую прибыль и иные расходы организации, включаемые в необходимую валовую выручку ООО «Гидроресурс» (далее-НВВ), что влечет уменьшение суммы тарифа и создает возможность возникновения убытков у административного истца, а также противоречит Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
С учетом изложенного, в административном иске ООО «Гидроресурс» просит признать недействующим постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области № 73-в/31 от 02 декабря 2021 года «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 09 сентября 2020 года № 40-в/2» в части тарифов, установленных в разделах 3 приложений №5 и №6, а также в части нераспространения тарифа на водоснабжение по поселку <адрес> и на водоотведение по рабочему поселку <адрес> Плесецкого муниципального округа Архангельской области.
В целях восстановления нарушенных прав ООО «Гидроресурс» просит суд обязать Агентство по тарифам и ценам установить экономически обоснованный тариф на услуги административного истца по водоотведению и водоснабжению, и распространить его действие на рабочий поселок <адрес> и поселок <адрес> Плесецкого муниципального округа Архангельской области, а также взыскать с административного ответчика судебные расходы в сумме 4 500 рублей, понесенные административным истцом на уплату государственной пошлины при подаче административного иска.
Решением Архангельского областного суда от 24 июня 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО «Гидроресурс» просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение, удовлетворив административный иск в полном объеме.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции, изучив материалы дела об установлении тарифов на питьевую воду и на водоотведение, открытого на основании заявлений ООО «Гидроресурс» от 15 июля 2020 года, нормы Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», положения Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, сделал вывод о том, что поскольку система водоснабжения в поселке <адрес> не является централизованной, а канализационные сети в рабочем поселке <адрес> не имеют очистные сооружения, то ООО «Гидроресурс» не является гарантирующей организацией в указанных населенных пунктах Плесецкого муниципального округа Архангельской области. В связи с этим изначально НВВ Общества и тарифы на питьевое водоснабжение и водоотведение на территории городского поселения <адрес> Плесецкого муниципального района Архангельской области установлены постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года без учета объемов и расходов ООО «Гидроресурс» на услуги, осуществляемые в поселке <адрес> и в рабочем поселке <адрес>. Последующая корректировка тарифов и изменения наименований приложений, внесенные оспариваемым постановлением № 73-в/31 от 02 декабря 2021 года в ранее принятое постановление № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года, выполнены в связи наделением ранее существовавшего муниципального образования Плесецкий муниципальный район Архангельской области статусом Плесецкий муниципальный округ Архангельской области во исполнение Закона Архангельской области №412-25-ОЗ от 26 апреля 2021 года, и также без учета затрат ООО «Гидроресурс» на услуги по поставке холодной воды (водоснабжение) в поселке <адрес> с использованием буровой скважины, глубинного насоса и водоразборной колонки, а также по приему и вывозу из рабочего поселка <адрес> сточных вод для осуществления их очистки с использованием централизованной системы водоотведения рабочего поселка <адрес>, оборудованной очистными сооружениями. В связи с этим оспариваемое постановление № 73-в/31 от 02 декабря 2021 года не изменяет ранее установленные величины НВВ ООО «Гидроресурс», долгосрочные параметры и тарифы на водоотведение и водоснабжение, а потому не нарушает права административного истца.
Выводы суда следует признать правильными.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении); Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э).
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Согласно пункта 2 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Как следует из пунктов 28 и 28.1 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.
Взаимосвязанное толкование приведенных правовых норм позволяет судебной коллегии признает обоснованным утверждение административного ответчика о том, что водоотведение, осуществляемого гарантирующей организацией, во всех случаях обязательно должно включать все стадии технологического процесса водоотведения: прием, транспортировку, очистку сточных вод с использованием центральной системы водоотведения.
При рассмотрении административного дела судом установлено и представителем ООО «Гидроресур» не оспаривается, что на территории поселка <адрес> очистные сооружения централизованной системы водоотведения находятся в аварийном состоянии и не эксплуатируются. Сточные воды от многоквартирных домов оснащены системой самотечных коллекторов, по которым сточные воды поступают в накопительную емкость с последующим ее вывозом на очистные сооружения в рабочий поселок <адрес>
Согласно части 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Частью 6 статьи 32 вышеприведенного Закона установлено, что тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоотведения, с учетом категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что расходы на вывоз жидких бытовых отходов учитываются при установлении тарифов на водоотведение при наличии договоров абонента с гарантирующей организацией на водоотведение либо договоров с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Письмами от 30 июля 2020 года № и 23 июня 2021 года №, подлинники которых находятся в томе 2 дела об установлении тарифов на 2020-2023 годы и в томе 1 дела по корректировке установленных на 2022 год долгосрочных тарифов, направленными в адрес ООО «Гидроресурс» заказными письмами и полученными последними согласно почтовых уведомлений 07 августа 2020 года и 29 июня 2021 года, Агентством по тарифам и ценам Архангельской области истребованы вышеуказанные договоры по поселку <адрес>. Запросы органа регулирования тарифов административным истцом не исполнены и документы не представлены.
Кроме того, пояснения о необходимости использования специализированной техники (илососной машины) и о техническом процессе по приему, транспортировке и очистке сточных вод при реализации услуг водоотведения в границах поселка Первомайский, также не представлены.
С учетом изложенного и принимая во внимание отсутствие в поселке <адрес>, входящем в состав Плесецкого муниципального округа Архангельской области, полного цикла водоотведения (включающего очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения), то затраты административного истца на содержание и обслуживание отдельных объектов системы водоотведения и объем принятых сточных вод в поселке <адрес>, вывезенные для очистки в рабочий поселок <адрес> этого же муниципального округа, не включены органом регулирования тарифов в состав НВВ ООО «Гидроресурс» для расчета тарифов на услуги водоотведения, установленные на период с 17 сентября 2020 года по 31 декабря 2023 года постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года на основании заявления ООО «Гидроресурс» от 15 июля 2020 года и представленных организацией обосновывающих документов, экспертного заключения от 09 сентября 2020 года (том 1 дела об установлении тарифов на 2020-2023 годы).
В связи наделением ранее существовавшего муниципального образования Плесецкий муниципальный район Архангельской области статусом Плесецкий муниципальный округ Архангельской области на основании Закона Архангельской области №412-25-ОЗ от 26 апреля 2021 года, оспариваемым постановлением № 73-в/31 от 02 декабря 2021 года внесены изменения в наименования приложений № 5 и № 6 постановления № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года, а также выполнена корректировка тарифов в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения без учета затрат ООО «Гидроресурс» на услуги по приему и вывозу из рабочего поселка <адрес> сточных вод для осуществления очистки с использованием централизованной системы водоотведения рабочего поселка <адрес>, оборудованной очистными сооружениями. В связи с этим оспариваемое постановление № 73-в/31 от 02 декабря 2021 года не изменяет ранее установленные величины НВВ ООО «Гидроресурс», долгосрочные параметры и тарифы на водоотведение, а потому не нарушает права административного истца.
В пункте 2 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении приведено понятие «водоснабжение» - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно пункту 29 статьи 2 приведенного Закона централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6 статьи 2 указанного Закона).
В целях Закона о водоснабжении и водоотведении организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства) определены юридическое лицо и индивидуальные предприниматели, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункт 15 статьи 2 Закона).
Как следует из раздела 1 схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования <адрес> утвержденной постановлением администрации муниципального образования <адрес> № 351 от 15 октября 2018 года, в поселке <адрес> централизованная система водоснабжения отсутствует, имеется артезианская скважина и водоразборная колонка от нее.
Согласно приложению № 1 к соглашению от 18 марта 2020 года о передаче в пользование имущества для оказания услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, заключенному между муниципальным образованием <адрес> в лице главы ФИО7, с одной стороны, и ООО «Гидроресурс» в лице директора ФИО8, с другой стороны (копия соглашения в томе 1 дела об установлении тарифов на питьевую воду, услуги водоотведения, оказываемые ООО «Гидроресурс» на 2020-2023 года) административному истцу переданы: здание водокачки, буровая скважина № 2, расположенные в поселке <адрес>.
В административном иске и в суде апелляционной инстанции представитель ООО «Гидроресурс» также указал на отсутствие в поселке <адрес> централизованной системы водоснабжения. Обеспечение питьевой водой в указанном населенном пункте осуществляется путем подъема питьевой воды из артезианской скважины в цистерну, к которой подключена водоразборная колонка.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
С учетом определений централизованной/нецентрализованной системы холодного водоснабжения и гарантирующей организации, приведенных в пунктах 6, 13, 29 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, следует признать верным утверждение административного ответчика о том, что объекты водоснабжения, расположенные в поселке <адрес> и переданные ООО «Гидроресурс» во временное владение, не относятся к централизованной системе водоснабжения, а административный истец не является гарантирующей организацией, осуществляющей эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения в поселке <адрес>.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 (далее - Правила).
Так, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 6, часть 9 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении; пункты 71 и 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 29 июля 2013 года).
При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры (пункт 72 Правил).
Пунктом 75 Правил на органы местного самоуправления возложена обязанность информировать население соответствующих территорий о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при отсутствии у органа местного самоуправления официального сайта такая информация размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) информацию об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды.
Частью 1 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного Закона по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно части 6 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.
Из взаимосвязанного толкования приведенных правовых норм следует, что при осуществлении холодного и горячего водоснабжения с использованием нецентрализованных систем договор водоснабжения не заключается, следовательно, оплата питьевой воды по тарифам на питьевую воду не производится, а осуществляется на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы по ценам нерегулируемым Агентством по тарифам и ценам Архангельской области.
Пунктами 2, 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Методических указаний № 1746-э, установлено, что необходимая валовая выручка (далее-НВВ) регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).
С учетом изложенного расходы ООО «Гидроресурс» на содержание и обслуживание нецентрализованной системы холодного водоснабжения в поселке <адрес> обоснованно не включены органом регулирования тарифов в НВВ ООО «Гидроресурс», как гарантирующей организации, для расчета тарифов на услуги водоснабжения, установленные на период с 17 сентября 2020 года по 31 декабря 2023 года постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года на основании заявления ООО «Гидроресурс» от 15 июля 2020 года, обосновывающих документов и экспертного заключения от 09 сентября 2020 года (том 1 дела об установлении тарифов на 2020-2023 годы).
Следовательно, изменения, внесенные оспариваемым постановлением № 73-в/31 от 02 декабря 2021 года в наименования приложений № 5 и № 6 постановления № 40-в/2 от 09 сентября 2020 года в связи с образованием муниципального образования, наделенного статусом муниципального округа, и корректировка тарифов на водоснабжение в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, также выполнены без учета затрат административного истца на услуги водоснабжения в поселке <адрес> В связи с этим оспариваемое постановление № 73-в/31 от 02 декабря 2021 года не изменяет ранее установленные величины НВВ ООО «Гидроресурс», долгосрочные параметры и тарифы на водоснабжение, а потому не нарушает права административного истца.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в состав НВВ ООО «Гидроресурс» предпринимательской прибыли также является правильным.
Согласно пункта 47(2) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации, владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.
В соответствии с пунктом 1.1. соглашения от 18 марта 2020 года о передаче ООО «Гидроресурс» в пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения и водоотведения населению, организациям на территории муниципального образования <адрес> и акта приема-передачи имущества от 18 марта 2020 года без номера объекты водоснабжения и водоотведения переданы административному истцу во временное пользование в рамках режима «повышенной готовности» в соответствии с постановление главы муниципального образования <адрес> от 17 марта 2020 года «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования <адрес>
Учитывая, что дата ввода объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения превышает 5 лет, что следует из перечня объектов имущества, являющегося приложением № 1 к соглашению от 18 марта 2020 года, то передача прав владения и (или) пользования таким имуществом осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении только по концессионным соглашениям с соблюдением исключений, установленных настоящей статьей Закона и правил заключения концессионного соглашения, установленных нормами Федерального закона № 115-ФЗ от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях».
На дату принятия оспариваемого нормативного правового акта концессионное соглашение с административным истцом не заключено, следовательно, оснований для включения в НВВ Общества предпринимательской прибыли у Агентства не возникло.
Таким образом, вопреки доводов апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые проверены и оценены судом по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим данные правоотношения. В связи с этим оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Архангельского областного суда от 24 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационные жалобы (представление) могут быть поданы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий: Судьи: