ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-939/2022 от 06.04.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Козлова Н.В. дело №66а-939/2022

(номер дела в суде первой инстанции

)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 6 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Кузьмичева В.А.,

судей Бушминой А.Е., Рогожиной Е.В.,

при секретаре Чайко А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центральная автошкола», индивидуального предпринимателя Шевчук Е,А. о признании недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №1089 от 9 июля 2020 года «О внесении изменений в Перечень государственного имущества Республики Башкортостан, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24октября 2008 года №1606», по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А., объяснения представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2., полагавшего решение суда подлежим отмене, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 октября 2008 года № 1606 утвержден Перечень государственного имущества Республики Башкортостан, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Перечень).

Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 9 июля 2020 года № 1089 «О внесении изменений в Перечень государственного имущества Республики Башкортостан, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 октября 2008 года № 1606» (далее – Приказ от 9 июля 2020 года № 1089) внесены изменения в указанный Перечень.

Общество с ограниченной ответственностью «Центральная Автошкола» (далее – ООО «Центральная Автошкола») и индивидуальный предприниматель ШевчукЕ.А. обратились в суд с административным иском о признании не действующим Приказ от 9 июля 2020 года №1089 в части невключения в Перечень корпуса <адрес> нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на нарушение федерального и регионального законодательства, имеющего большую юридическую силу, выразившегося в не опубликовании и отсутствии государственной регистрации данного нормативного правового акта, нарушении статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено, признан недействующим с момента принятия Приказ от 9 июля 2020 года № 1089.

В апелляционной жалобе Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судом норм материального права. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство указало, что при принятии решения суд не учел, что Приказ от 9 июля 2021 года № 1089 был опубликован и размещен в соответствии с пунктом 7 порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2020 года № 262, на официальном сайте и Едином портале Республики Башкортостан в сфере бизнеса и инвестиций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Министерство не согласно с выводом суда о том, что оспариваемый Приказ не был официально опубликован и это повлекло его незаконность, а государственная регистрация приказа не предусмотрена действующим законодательством.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом ИП Шевчук Е.А. представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного акта.

Заинтересованным лицом Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции представлены возражения о незаконности судебного решения, считают решение подлежащим отмене, а административное исковое заявление оставлению без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Обособенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ) и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 4.1 этой же статьи предусмотрено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в них муниципального имущества, устанавливаются муниципальными правовыми актами.

В пункте 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 года № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, определяющих порядок формирования, ведения и обязательного опубликования указанных в части 4 статьи 18 Федерального закона «Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечней государственного и муниципального имущества, рекомендовано руководствоваться положениями Правил формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», утвержденных настоящим постановлением.

Согласно пункту 3 Правил Перечень и внесенные в него изменения подлежат:

а) обязательному опубликованию в средствах массовой информации - в течение 10 рабочих дней со дня утверждения;

б) размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в том числе в форме открытых данных) - в течение 3 рабочих дней со дня утверждения.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года № 35 утверждено Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в соответствии с пунктом 1.1 которого, Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства.

Оценивая приведенные нормы материального права в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно, с учетом имеющихся в деле доказательств, указал в решении, что оспариваемое постановление принято Министерством в пределах предоставленных ему полномочий в области управления и распоряжения земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Башкортостан.

Министерство, являющееся управомоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан, приняло Приказ от 9 июля 2020 года №1089, в котором содержится перечень государственного имущества Республики Башкортостан, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в нем определено местоположение и описание государственного имущества, общие характеристики, наличие правообладателей и сроки аренды имущества на территории Республики Башкортостан, включая города и районы республики.

Формирование перечня является гарантией предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляемой в виде предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности отчуждения на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ, то есть путем предоставления в аренду по льготным ставкам, сдачу в аренду на долгосрочной основе, отчуждения на возмездной основе, тем самым, реализуя положения федерального законодательства по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, через него осуществляются и прекращаются гарантированные законодательством права субъектов предпринимательства, предусмотренные Федеральными законами от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ, то есть он затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц.

Перечень регулирует отношения на неопределенный срок, в него периодически (не позднее 1 ноября) вносятся изменения.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оспариваемый Приказ от 9 июля 2020 года №1089 является нормативным правовым актом, является обязательным для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений в сфере предпринимательства.

Пунктом 1 части 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 указано, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Материалами дела подтверждается, что ООО «Центральная Автошкола» и индивидуальный предприниматель Шевчук Е.А. являются арендаторами нежилых помещений? расположенных в цокольном этаже здания по адресу: <адрес> которое ранее было включено в Перечень государственного имущества Республики Башкортостан, которое может быть использовано только в целях передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, утвержденный Приказом от 24 октября 2008 года № 1606.

Утвержденный Приказом от 9 июля 2020 года № 1089 Перечень не содержит указания на здание по указанному адресу, что послужило основанием для передачи объектов недвижимости в оперативное управление ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», которое в свою очередь направило арендаторам, в том числе и административным истцам, уведомления о расторжении договоров аренды в одностороннем порядке и о необходимости освободить занимаемые помещения.

Таким образом, поскольку оспариваемым приказом затрагиваются права и законные интересы субъектов предпринимательства - ООО «Центральная Автошкола» и Шевчук Е.А., (в отношении помещений, арендуемых административными истцами, установлены оспариваемым Приказом ограничения в виде исключения здания из Перечня), постольку административные истцы обладают субъективным правом на обращение в суд с административным иском о признании его недействующим.

В подпунктах а-г пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ указаны обстоятельства, которые подлежат выяснению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, так, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

В пунктах 30, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 указано, что выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу.

При этом следует учитывать, что включение нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выполняет учетную функцию, не является государственной регистрацией и условием их вступления в силу. Следовательно, несоблюдение требований о включении акта в указанный регистр не может служить основанием для признания акта недействующим.

Проверяя соблюдение требований к государственной регистрации нормативного правового акта, следует выяснять, имеется ли решение о государственной регистрации данного нормативного правового акта и принято ли оно уполномоченным на то органом в установленном порядке.

Давая толкование приведенным нормам процессуального права и разъяснениям по их применению, судебная коллегия приходит к выводу, что при установлении соблюдения порядка ведения в действие нормативного правового акта необходимо проверить, в том числе, соблюдена ли процедура государственной регистрации нормативного правового акта. Суд должен установить, требуется ли государственная регистрация оспариваемого нормативного правового акта в силу действующего законодательства, а в случае, если государственная регистрация требуется, установить имеется ли решение уполномоченного органа о государственной регистрации оспариваемого нормативного правового акта.

Административный ответчик в возражениях на административное исковое заявление, а также в апелляционной жалобе, ссылаясь на постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2020 года № 262 «Об утверждении Порядка формирования, ведения, опубликования перечня государственного имущества Республики Башкортостан, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"), и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан» (далее – Порядок), указал, что нормативный правовый акт не предусматривает направление Перечня в Министерство юстиции Республики Башкортостан, в связи с чем, регистрация подобных приказов, не предусмотрена действующим законодательством, а, поэтому, оспариваемый нормативный правовой акт не может быть отменен по причине отсутствия регистрация в Министерстве юстиции Республики Башкортостан.

Судебная коллегия соглашается с данными доводами административного ответчика, по следующим основаниям.

Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1июня 1998 года № 111 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее – Правила).

Согласно пункту 10 Правил государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, или сведения конфиденциального характера.

Официальным опубликованием нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти считается первая публикация их полного текста в газете "Республика Башкортостан" или первое размещение (опубликование) на "Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru), а также их первое размещение (опубликование) на Официальном Интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).(пункт 17 Правил).

Права, свободы и обязанности человека и гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации (глава 2).

Оспариваемый приказ правовых норм, затрагивающих гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации, гарантии их осуществления и механизм их реализации, не содержит.

Приказ не устанавливает правовой статус организации, определяя лишь Перечень имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из материалов административного дела усматривается, что письмом от <адрес> Министерство земельных и имущественных отношений направляло в адрес Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции (далее – Госкомюстиция Республики Башкортостан) перечень правовых актов, принятых Министерством в июле 2020 года, в том числе и Приказ от 9 июля 2021 года №1089.

Согласно пункту 18 Правил, утвержденных Кабинетом Министров Республики Башкортостан от 1 июня 1998 года № 111, государственной регистрации подлежат изменения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном Правилами.

Однако по результатам проведенной проверки, приказ признан не нуждающимся в государственной регистрации, в связи с чем Госкомюстицией Республики Башкортостан на государственную регистрацию не запрашивался.

Поскольку Приказ от 24 октября 2008 года № 1606, которым утвержден Перечень государственного имущества Республики Башкортостан в первоначальной редакции, на государственную регистрацию в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов (Министерство юстиции Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов, с 29 сентября 2014 года – Госкомюстиция Республики Башкортостан) не представлялся, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что государственная регистрация Приказа от 9 июля 2020 года № 1089, вносящего изменения в Приказ от 24 октября 2008 года № 1606, согласно пункту 18 Правил подготовки и регистрации нормативно-правовых актов произведена быть не может.

Кроме того, Правилами формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц и иными нормами законодательства не предусмотрена обязательная государственная регистрация правового акта, утверждающего перечень федерального имущества.

При таких данных, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим по мотиву нарушения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта ввиду отсутствия государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Судебной коллегией установлено, что согласно пункту 7 Порядка Перечень и внесенные в него изменения подлежат размещению Уполномоченным органом на официальном сайте Уполномоченного органа и Едином портале Республики Башкортостан в сфере бизнеса и инвестиций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в перечень Уполномоченным органом.

Действительно, Порядок не предписывал опубликование в средствах массовой информации приказа.

Однако, в части 4 статьи 18 Федерального закона №209-ФЗ указано о необходимости опубликования перечня в средствах массовой информации.

В подтверждение необходимости опубликования в СМИ административный истец предоставил копию газеты <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, в которой опубликован Перечень государственного имущества Республики Башкортостан, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24октября 2008 года №1606 (с последующими редакциями).

Следует отметить, что, несмотря на то, что наименование приказа №1089 содержит указание на внесение изменений в ранее изданный приказ от 24 октября 2008 года №1606, приказ от 9 июля 2020 года №1089 и его неотъемлемая часть - приложение №1, является полноценным документом, по своему содержанию воспроизводит в полном объеме приказ №1606 в редакции, актуальной на 9 июля 2020 года.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что нормативный правовой акт не был опубликован в средствах массовой информации.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда в части того, что в газете «Республика Башкортостан» нормативный правовой акт не размещался, поскольку доказательств обратного административным ответчиком не представлено, тогда как, исходя из положений части 9 статьи 213 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, связанных с соблюдением полномочий органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления их в силу возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, выявленные нарушения требований к порядку введения Приказа в действие (не опубликован в официальном печатном издании), не являются достаточным основанием для признания его недействующими.

Согласно пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что нормативный правовой акт в полном объеме был опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (www.mzio.bashkortostan.ru) и Едином портале Республики Башкортостан в сфере бизнеса и инвестиций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.invest.ru).

При таких данных, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим по мотиву нарушения порядка его опубликования, поскольку у всех заинтересованных лиц, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, права и свободы которых он затрагивает, имелась возможность ознакомиться с его содержанием.

Судебная коллегия приходит к выводу, что допущенные нарушения порядка опубликования Приказа не могут служить достаточным основанием для признания оспариваемого Приказа не действующим и не исключают необходимости его проверки на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права.

В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Ввиду того, что обстоятельства соответствия содержания Приказа №1089 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, предметом выяснения со стороны суда первой инстанции не являлись, судом апелляционной инстанции был проверен оспариваемый Приказ на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В административном исковом заявлении истцы указали, что включив здание, расположенное на <адрес> в Перечень, государство определило его целевое назначение: оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Оспариваемый приказ № 1089, по мнению административных истцов, изменил целевое назначение здания – предоставление в пользование и владение на долгосрочной основе субъектам малого предпринимательства и послужил основанием для передачи объекта недвижимости в оперативное управление ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» и досрочное (до истечения 5-летнего срока) прекращение имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, что является злоупотреблением правом, и противоречии Федеральному закону № 209-ФЗ.

Вместе с тем установлено, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» обратилось к Министерству с просьбой о принятии решения об ином порядке распоряжения государственным имуществом в связи с увеличением штатной численности учреждения с 64 единицы до 164, необходимой для выполнения возлагаемых функций и полномочий.

В ответ на данное обращение письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство просило Учреждение представить информацию по помещениям, в отношении которых предполагается иной порядок использования: литера здания, номера помещений, наименование пользователей, документ - основание права пользования, срок пользования.

Во исполнение данного письма Учреждение сопроводительным письмом от <адрес> направило Министерству сведения о помещениях, расположенных по адресу <адрес>

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. Учреждение обратилось к Министерству с учетом ранее полученных согласований о расторжении договоров аренды и освобождении помещений, расположенных по адресу <адрес>, с просьбой о предоставлении помещений на праве оперативного управления в целях эффективного решения поставленных задач в связи с увеличением штатной численности.

В дополнение к письму от ДД.ММ.ГГГГ № 1839 Учреждением в адрес Министерства сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ были направлены сведения о балансовой и остаточной стоимости испрашиваемых помещений.

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Приказом от 31 января 2020 года №110 утверждена рабочая группа, в задачи которой входит формирование перечня государственного имущества по Республике Башкортостан, свободного от прав третьих лиц предназначенного для передачи во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям образующим инфраструктуру поддержки субъектов мало среднего предпринимательства. В права рабочей группы входят вопросы рассмотрения и принятия в том числе решения об исключении из Перечня сведений об имуществе, находящиеся в Перечне. Для этого проводится заседание рабочей группы, что оформляется протоколом заседания рабочей группы в очной и заочной форме.

Пунктом Протокола от ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой по формированию перечня, единогласно исключен из Перечня государственного имущества Республики Башкортостан объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> в связи с тем, что предусмотрен иной порядок использования: передача в оперативное управление Государственного Казенного Учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» и ГКУ «Управление по реализации программ Республики Башкортостан» и иным государственным учреждения Республики Башкортостан.

Руководствуясь Законом Республики Башкортостан от 20 июля 2004года № 96-з «Об управлении государственной собственностью Республики Башкортостан», Положением о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014года № 35, а также учитывая обращения государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» от 24 июля 2020 года № 20577, от 4 августа 2020 года № 21567, Министерство издало приказ от 11 августа 2020 года № 1209 «О закреплении государственного недвижимого имущества на праве оперативного управления за государственным казенным учреждением «Управление имуществом казны Республики Башкортостан».

К данному приказу составлен перечень имущества (приложение), а именно нежилые помещения по адресу <адрес>

Таким образом, оспариваемый нормативно-правовой акт, вопреки доводам административных истцов, целевое назначение здания по адресу: <адрес> не изменял.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Приказа как указанным в административном иске, так и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, не противоречат, Приказ № 1089 принят в соответствии с действующим законодательством и в соответствии с регламентом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в целях реализации Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 года №511-з «О развитии малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан», а также не противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 года № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если установит, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является незаконным, основанным на неправильном применении законодательства, подлежит отмене с принятием по данному административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Центральная автошкола», индивидуального предпринимателя Шевчук Е.А. о признании недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №1089 от 9 июля 2020 года «Овнесении изменений в Перечень государственного имущества Республики Башкортостан, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 октября 2008 года №1606», - отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 апреля 2022 года.

Председательствующий

Судьи