ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-948/20 от 03.11.2020 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-948/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 3 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Бутковой Н.А.,

судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В.,

с участием прокурора Бердинских С.В.

при секретаре Михайловой Т.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-75/2020 по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 и апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Ленинградского областного суда от 26 июня 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании не действующим распоряжения комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области от 14 июня 2018 года № 214 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории площадью 7,2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, разработанных на основании договора о развитии застроенных территорий деревни Юкки муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» отказано.

Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А., объяснения административного истца ФИО3, представителя административных истцов ФИО4, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя комитета градостроительной политики Ленинградской области ФИО5, представителей общества с ограниченной ответственностью «Охта Хаус» ФИО6 и ФИО7, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бердинских С.А., полагавшей, что решение подлежит изменению, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 14 июня 2018 года № 214 утверждены проект планировки территории и проект межевания территории площадью 7,2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, разработанные на основании договора о развитии застроенных территорий деревни Юкки муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - распоряжение № 214), с составе:

Том 1 – Основная (утверждаемая) часть проекта планировки территории;

Том 3 – Проект межевания территории;

Том 4 – Проект межевания территории площадью 0,1443 по адресу ул.Проезжая д.5;

Том 5 – Проект межевания территории площадью 0,3848 по адресу ул.Лесная д.5;

Том 6 – Проект межевания территории площадью 0,2365 по адресу Ленинградское шоссе уч.№472.

Данный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области в сети «Интернет» (www.arch.lenobl.ru).

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным и недействующим Распоряжение.

В обоснование требований административного иска административные истцы указали, что вопреки требованиям статей 41.1, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденный проект планировки разработан не в отношении элементов планировочной структуры, а отдельных земельных участков, не смежных друг с другом. В границах планировочных структур (кварталов) расчеты необходимых объемов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур не приведены и существующая застройка в расчетах не учтена, что нарушает положения статей 1, 2, 41 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, оспариваемым проектом планировки предусмотрена засыпка части существующего на одном из земельных участков пруда площадью 0,2 га для целей строительства, что противоречит статье 6 Водного кодекса Российской Федерации.

В дополнении к административному исковому заявлению административные истцы указали на нарушения при формировании земельного участка 1.1 площадью 0,9877 га, на котором расположен вышеуказанный водный объект.

Решением Ленинградского областного суда от 26 июня 2020 года в удовлетворении требований административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы просят отменить решение суда, полагая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.

В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, указал, что в нарушение требований водного и градостроительного законодательства в проекте не отображен имеющийся на земельном участке пруд и не определены границы территории общего пользования.

На апелляционную жалобу и представление административным ответчиком и заинтересованным лицом обществом с ограниченной ответственностью «Охта Хаус» представлены возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, а также возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции и включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 и часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений пунктов 6 и 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона Ленинградской области от 7 июля 2014 года № 45-ОЗ «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области», постановления Правительства Ленинградской области от 10 февраля 2014 года № 16 «Об утверждении Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области», суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Частями 1 и 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

К элементам планировочной структуры относятся часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы) (пункт 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Конкретные виды элементов планировочной структуры установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры», к которым помимо указанных выше элементов также относятся территория общего пользования, в том числе улично-дорожная сеть.

Разработка проекта планировки, включая проект межевания территории в соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации является обязательной в рамках договора о развитии застроенной территории, заключаемого органом местного самоуправления, принявшим решение о развитии застроенной территории, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор.

При этом в силу вышеприведенной нормы подготовка проекта планировки и проекта межевания осуществляется в отношении застроенной территории, под которой, исходя из положений части 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается территория на которой расположены многоквартирные дома, подлежащие сносу в соответствии с муниципальными адресными программами или в силу признания их аварийными. Вместе с тем на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие исключительно функционирование многоквартирных домов, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 3 названной статьи, а также объекты коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур, необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих в таких домах (часть 4 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В части 1 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что в рамках договора о развитии застроенных территорий проекты планировки и межевания территорий могут разрабатываться только в отношении этих территорий, которые могут как совпадать с выделяемыми элементами планировочной структуры, так и являться их составной частью (частями).

Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25 мая 2015 года № 13 утверждена муниципальная адресная программа развития застроенных территорий в деревне Юкки Всеволожского района Ленинградской области, согласно которой развитию подлежат территории, на которых расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; здания, строения, сооружения, параметры которых не соответствуют виду разрешенного использования и (или) градостроительным регламентам; многоквартирные дома до 1985 года постройки включительно согласно приложению № 1 Программы; многоквартирные деревянные дома постройки до 1990 года включительно, не проходившие капитального ремонта.

Согласно пункту 6 раздела III вышеуказанной адресной программы к числу плановых мероприятий по развитию застроенной территории отнесено принятие решения о подготовке проекта планировки и межевания застроенной территории, подлежащей развитию, согласование проекта и утверждение его в установленном порядке, определение технических условий на присоединение планируемого к строительству жилья к инженерным сетям.

Распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 9 сентября 2015 года № 2689 принято решение о развитии застроенной территории в отношении территории в деревне Юкки площадью 7,2 га, расположенной в кадастровых кварталах 47:07:0410001, 47:07:0410007, 47:07:0410013, 47:07:0410014, 47:07:0410015, 47:07:0410016, 47:07:0410019, 47:07:0410020, 47:07:0410026, 47:07:0410027 и утвержден перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции.

На основании названного распоряжения и документов по результатам открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории между администрацией муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (Администрация) и обществом с ограниченной ответственностью «Охта Хаус» (Инвестор) 11 января 2016 года заключен договор о развитии территории деревни Юкки муниципального образования «Юкковское сельского поселения» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, по условиям которого Инвестор взял на себя обязательство разработать проект планировки и проект межевания застроенной территории в соответствии с градостроительными регламентами, региональными нормативами градостроительного проектирования и утвержденными расчетными показателями обеспечения Района развития, под которым понимается застроенная территория в деревне Юкки муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области, подлежащая развитию в рамках Договора, общей площадью 7,2 га, расположенная в кадастровых кварталах 47:07:0410001, 47:07:0410007, 47:07:0410013, 47:07:0410014, 47:07:0410015, 47:07:0410016, 47:07:0410019, 47:07:0410020, 47:07:0410026, 47:07:0410027, объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры (пункты 1.8, 6.2.5).

Во исполнение условий договора о развитии территории от 11 января 2016 года по заказу общества с ограниченной ответственностью «Охта Хаус» обществом с ограниченной ответственностью «Франко Бау» в 2017 году разработан проект планировки и проект межевания площадью 7,2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

В проекте планировки территории определены <...>) с красными линиями, формирующими улично-дорожную сеть. Образуемые земельные участки, планируемые для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, расположены в 5-ти кварталах, в том числе: квартал 1 (участок 1.1 площадью 0,9877 га, участок 1.2 площадью 0,7244 га); квартал 2 (участок 2.1 площадью 0,3215 га, участок 2.2 площадью 0,1508 га); квартал 3 (участок 3.1 площадью 0,2522 га, участок 3.2 площадью 0,0745 га), участок 3.3 площадью 0,0264 га, участок 3.4 площадью 0,4240 га); квартал 4 (участок 4.1 площадью 0,7272 га), квартал 5 (участок 5.1 площадью 0,4154 га, участок 5.2 площадью 0,2914 га).

В материалах по обоснованию проекта планировки территории (Том 2. Общая пояснительная записка) дана комплексная оценка современного состояния и использования территории проектирования, а также приведены расчеты и определены коэффициенты застройки, численности населения, показатели озеленения территории и удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки, показатели обеспеченности площадками для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физической культурой, обеспеченность населения на проектируемой территории учреждениями и предприятиями обслуживания, количество легковых автомобилей по участкам, предназначенным для планируемого размещения объектов капитального строительства, часового расхода природного газа по участкам, баланс по водоснабжению и водоотведению по участкам, потребляемая электрическая мощность вновь проектируемых объектов, технико-экономические показатели в целом по проектируемому району. По результатам проведенных исследований сформулированы предложения по развитию территории проектирования, в том числе, по формированию транспортной, инженерной инфраструктуры, мероприятия по обеспечению жизнедеятельности маломобильных групп населения, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, охране окружающей среды.

Содержание документации по проектированию свидетельствует, что анализ существующего положения и предложения по развитию и обеспечению территории объектами социально-культурного и коммунально-бытового назначения, расчеты необходимых объектов инженерной, транспортной социальной инфраструктуры выполнены в отношении застроенной территории (частей элементов планировочной структуры – кварталов), в отношении которой принято решение о развитии, что соответствует положениям части 1 статьи 41, части 1 статьи 41.1, частей 1, 3, 4, 6 статьи 46.1, части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом приведенные в исследуемой документации расчеты обеспечения застроенной территории социальными и коммунально-бытовыми объектами, объектами инженерного обеспечения (водоснабжение, канализация, дождевая канализация, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) основаны на утвержденных расчетных показателях обеспечения территории, площадью 7,2 га, предполагаемой к развитию застроенных территории в д.Юкки, утвержденных постановлением администрации муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 17 августа 2015 года № 293, разработанных, в свою очередь, на основании Региональных нормативов градостроительного проектирования Ленинградской области, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 22 марта 2012 года № 83, направленных на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития Ленинградской области с учетом социально-экономических, территориальных и иных особенностей муниципальных образований и населенных пунктов области, укрепления и развития сложившейся системы расселения, с учетом перспективы развития поселений и городского округа Ленинградской области на расчетный срок (до 2037 года (включительно), что административными истцами не оспаривается.

Ссылка в административном иске на пункт 9.2.2.4 Технического задания на подготовку проектов межевания территории, проекта планировки и проекта межевания территории в деревне Юкки площадью 7,2 га, расположенной в кадастровых кварталах 47:07:0410001, 47:07:0410007, 47:07:0410013, 47:07:0410014, 47:07:0410015, 47:07:0410016, 47:07:0410019, 47:07:0410020, 47:07:0410026, 47:07:0410027 Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденного председателем комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области 30 декабря 2016 года, не может быть принята во внимание, поскольку в силу пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, к которым названное техническое задание, не обладающее признаками нормативного правового акта, отнесено быть не может.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания недействующим оспариваемого распоряжения по мотиву утверждения проекта планировки и проекта межевания, разработанных в отношении частей элементов планировочной структуры.

В то же время, отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции не учел следующее.

В силу части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (пункт 1).

Пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено отображение на чертежах межевания территории красных линий, утвержденных в составе проекта планировки территории, или красных линий, утверждаемых, изменяемых проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи, а также линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Понятие территории общего пользования приведено в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации как территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» виды разрешенного использования земельных участков (территорий) общего пользования включают размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).

Приведенные нормы федерального законодательства позволяют сделать вывод о том, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в собственность, в том числе общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем границы данных территорий подлежат отображению красными линиями в проекте планировки и межевания территории.

В силу комплексного характера градостроительных отношений к ним применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Водные объекты подразделяются в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) (часть 1 и пункт 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений части 3 и пунктов 2, 3 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, а для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды.

Частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

В Государственном стандарте Союза ССР 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» даны определения основных понятий в области гидрологии суши.

Водоток - водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности (пункт 15). Водоем - водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием. Различают естественные водоемы, представляющие собой природные скопления воды во впадинах, и искусственные водоемы - специально созданные скопления воды в искусственных или естественных углублениях земной поверхности (пункт 18 и примечание к нему). Гидрографическая сеть - совокупность водотоков и водоемов в пределах какой-либо территории (пункт 28). Озеро - естественный водоем с замедленным водообменом (пункт 176). Водохранилище - искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока (пункт 176). Пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 км2 (пункт 178). Пруд-копань - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей (пункт 179).

Частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации в собственности физического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу.

Из приведенных норм следует, что в собственности физического или юридического лица может находиться пруд площадью не более 1 км2, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами, не входящий в сеть водотоков и водоемов. Если водоем расположен на водотоке, который находится в собственности Российской Федерации, то такой водный объект может находиться исключительно в федеральной собственности.

Как следует из материалов дела на земельном участке в квартале 1 площадью 0,9877 га, обозначенном в проекте планировки и проекте межевания условным номером 1.1 (после постановки на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 47:07:0410026:82, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Юкковское сельское поселение, дер.Юкки, площадью 9877 кв.м), расположен водный объект площадью ориентировочно 0,2 га, обозначенный на карте территориального зонирования Правил землепользования и застройки и застройки муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района от 27 декабря 2012 года № 44, проекте планировки и проекте межевания, утвержденных оспариваемым решением, как пруд без названия.

Согласно ответам Невско-Ладожского бассейнового управления на запрос суда первой инстанции от 27 февраля 2020 года № А1-19-1213 и от 11 марта 2020 года № Р6-28-2066 сведения о вышеназванном водном объекте в государственном водном реестре отсутствуют.

Ссылаясь на отсутствие регистрации водного объекта, административный ответчик указывал на не распространение в отношении него положений частей 1, 2, 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствии оснований для выделении береговой полосы данного объекта и установления красных линий.

Между тем, отсутствие сведений о водном объекте в государственном водном реестре не свидетельствует о фактическом отсутствии такого объекта в границах участка.

Кроме того, в соответствии со статьей 31 Водного кодекса Российской Федерации государственный водный реестр представляет собой лишь систематизированный свод документированных сведений о водных объектах и создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, не являясь единственным источником сведений о существовании водных объектов.

Так, подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в случаях, предусмотренных в соответствии с частью 2 статьи 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что виды инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядок их выполнения, а также случаи, при которых требуется их выполнение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 41.2 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории выполняются в целях получения: материалов о природных условиях территории, в отношении которой осуществляется подготовка такой документации, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, прогнозов их изменения в целях обеспечения рационального и безопасного использования указанной территории; материалов, необходимых для установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, уточнения их предельных параметров, установления границ земельных участков; материалов, необходимых для обоснования проведения мероприятий по организации поверхностного стока вод, частичному или полному осушению территории и других подобных мероприятий (далее - инженерная подготовка), инженерной защите и благоустройству территории.

Подпункт «а» пункта 2 Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года № 402, (далее – Правила выполнения инженерных изысканий) устанавливает, что выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, осуществляется в случае недостаточности материалов инженерных изысканий, размещенных в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, схемах комплексного использования и охраны водных объектов и государственном водном реестре.

Результаты инженерных изысканий оформляются в виде технического отчета о выполнении инженерных изысканий, состоящего из текстовой и графической частей, а также приложений к нему в текстовой, графической, цифровой и иных формах (пункт 14 Правил выполнения инженерных изысканий).

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается стороной административного ответчика, инженерные изыскания в целях установления вида и существенных характеристик водного объекта, расположенного в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером 47:07:0410026:82 по вышеуказанному адресу, влияющих на его статус, либо иных исследований в названных целях при разработке проекта планировки и проекта межевания проведено не было, что свидетельствует о несостоятельности доводов представителя общества с ограниченной ответственностью «Охта Хаус» о квалификации данного водного объекта, как пруда-копань, не подлежащего отнесению к объектам общего пользования, в отношении которых береговая полоса подлежит выделению красными линиями, как не основанные на какой-либо доказательственной базе.

Ссылка представителей общества с ограниченной ответственностью «Охта Хаус» на Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 377, в которых определены органы, в компетенцию которых отнесено установление местоположения береговой линии и процедура такого установления, не свидетельствует, что при утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, расположенный на ней водный объект не подлежит исследованию на предмет наличия ограничений, предусмотренных частью 6 статьи 6 Водного кодекса РФ.

Иные выводы свидетельствовали бы об исключении поверхностных водных объектов, в отношении которых такие данные отсутствуют, из установленной государством системы мероприятий по их охране, нарушении установленных в пунктах 2 и 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации принципов обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

При этом отсутствие установленных в предусмотренном законом порядке границ не является основанием не учитывать размеры соответствующих зон и ограничения по их использованию, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, при подготовке документации по планировки территории, на что применительно к зонам с особыми условиями использования непосредственно указано в части 2 статьи 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В настоящем случае, как явствует из чертежей проекта планировки и проекта межевания, объекты капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0410026:82 проектируются к размещению без учета соответствующих ограничений с частичным расположением одного из объектов в границах акватории водного объекта.

Учитывая, что в силу положений части 1 статьи 41, части 3 и 4 статьи 42, части 6 статьи 43, части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации именно в рамках проекта планировки территории подлежит определению красные линии и границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, обосновывается определение границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, а на чертеже межевания отображаются красные линии, утверждаемые в составе проекта планировки территории, линии отступа от красных линий в целях определения мест доступного размещения зданий, строений, сооружений, границы образуемых земельных участков, а разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, доводы представителей общества с ограниченной ответственностью «Охта Хаус» о приблизительном отображении на названных чертежах границ проектируемых объектов капитального строительства, не влияющих на фактическое размещение объектов капитального строительства, не могут быть признаны состоятельными.

Утвердив проект планировки территории и проект межевания территории, не учитывающие наличие водного объекта на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0410026:82, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Юкковское сельское поселение, дер.Юкки, площадью 9877 кв.м, административный ответчик оспариваемым распоряжением осуществил правовое регулирование в отношении названной территории с нарушением вышеприведенных норм законодательства.

Изложенное свидетельствует о наличии оснований для отмены решения суда, постановленного при неправильном применении норм материального права и признания недействующим распоряжения № 214 в той мере, в которой в утвержденных проекте планировки и проекте межевания территории правовое регулирование осуществлено без учета водного объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0410026:82, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Юкковское сельское поселение, дер.Юкки, площадью 9877 кв.м., с даты вынесения апелляционного определения, поскольку оно применялось и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Доводы стороны административного ответчика о приоритете и социальной значимости утвержденных проектов планировки и межевания для целей реализации муниципальной адресной программы на сформулированные выше выводы повлиять не могут.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации, одним из принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека.

Приоритет при использовании водных объектов отдается человеку, а регулирование отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Установление на этапе разработки документации по планировке территории вида и существенных характеристик водного объекта, влияющих на его статус, непосредственно связано с реализацией законных прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, в том числе, водным объектам и земельным участкам общего пользования.

В остальной части требований административного искового заявления надлежит отказать по приведенным выше причинам.

Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

Решение Ленинградского областного суда от 26 июня 2020 года отменить.

Признать недействующим с даты вынесения апелляционного определения распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области от 14 июня 2018 года № 214 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории площадью 7,2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, разработанных на основании договора о развитии застроенных территорий деревни Юкки муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» в той мере, в которой в утвержденных проекте планировки и проекте межевания территории правовое регулирование осуществлено без учета водного объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0410026:82, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Юкковское сельское поселение, дер.Юкки, площадью 9877 кв.м.

В остальной части в удовлетворении требований административного искового заявления отказать.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи: