ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 66а-975/2021
Санкт-Петербург 15 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семеновой И.А.
судей Вдовиченко С.В. и Ехаловой Ю.А.
при секретаре Карасевой Е.В.
с участием прокурора Капсамун И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-265/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества (АО) «Выборгтеплоэнерго» о признании недействующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18 декабря 2020 года № 555-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20 декабря 2018 года № 565-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые АО «Выборгтеплоэнерго» потребителям на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2021 годов» по апелляционной жалобе АО «Выборгтеплоэнерго» на решение Ленинградского областного суда от 13 мая 2021 года об отказе в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А., представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, прокурора, судебная коллегия
установила:
Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) от 20 декабря 2018 года №565-п установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые АО «Выборгтеплоэнерго» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2021 годов (далее - приказ от 20 декабря 2018 года №565-п).
Оспариваемым приказом ЛенРТК от 18 декабря 2020 года № 555-п внесены изменения в приказ ЛенРТК от 20 декабря 2018 года № 565-п, изложены в новой редакции приложения 1 и 2 к приказу (пункты 1,2).
Приложением 1 тариф на тепловую энергию, поставляемую АО «Выборгтеплоэнерго» потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области, на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года установлен в размере 2903,73 руб./Гкал, на период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - в размере 2993,4 руб./Гкал.
Приложением 2 тарифы на горячую воду, поставляемую АО «Выборгтеплоэнерго» потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области, установлены - на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года: компонент на теплоноситель/холодную воду 43,39 руб./куб.м., компонент на тепловую энергию 2903,73 руб./Гкал; на период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года: компонент на теплоноситель/холодную воду - 44,78 руб./куб.м., компонент на тепловую энергию - 2993,4 руб./Гкал.
Решение об установлении тарифов принято на заседании Правления ЛенРТК единогласно шестью голосами, оформлено протоколом №34 от 18 декабря 2020 года (том 3 л.д.206-217).
АО «Выборгтеплоэнерго» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим приказа ЛенРТК от 18 декабря 2020 года № 555-п в части установления тарифов на тепловую энергию на 2021 год, ссылаясь на незаконность действий ЛенРТК по исполнению предписания ФАС России от 29 декабря 2018 года № СП/109/005/18 и необоснованное уменьшение НВВ АО «Выборгтеплоэнерго» на 2021 год на 30 733,89 млн. рублей по статье «Исполнение предписания ФАС», просит обязать ответчика принять заменяющий нормативный правовой акт, учитывающий восстановление НВВ на указанную сумму.
В обоснование иска истец указал, что АО «Выборгтеплоэнерго» не является ни лицом, признанным нарушившим положения Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, ни организацией, в отношении которой ФАС России проводилась проверка. Предписание вынесено после прекращения деятельности регулируемой организации ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области», не содержит указаний на переход обязательств данной организации к АО «Выборгтеплоэнерго» как к правопреемнику. Исключение из НВВ на 2021 год экономически необоснованных расходов ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» за 2016,2018 г.г. является неправомерным, поскольку в предписании указано лишь то, что в ходе проверки ЛенРТК не предоставило ФАС России обосновывающие расходы документы. Кроме того, исключение финансовых средств во исполнение предписания произведено без учета фактических расходов, понесенных АО «Выборгтеплоэнерго» в 2016, 2018 г.г., тогда как при корректировке тарифов на 2021 год было необходимо учитывать фактические значения показателей финансово-хозяйственной деятельности организации (фактически полученные доходы), а не плановые значения прибыли, налога на прибыль, аренды на 2016, 2018 г.г. В связи с завершившейся 10 сентября 2018 года реорганизацией в форме присоединения ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» к АО «Выборгтеплоэнерго» ЛенРТК уже проведены мероприятия тарифного регулирования по учету и исключение из НВВ необоснованных доходов (произведенных расходов), издан приказ ЛенРТК от 29 октября 2018 года №167-п. Повторный учет результатов деятельности реорганизованного лица и исключение из НВВ АО «Выборгтеплоэнерго» доходов (расходов) недопустимы. Истец полагает, что, сократив величину НВВ организации на 2021 год и уменьшив объем необходимых финансовых средств по статьям затрат «аренда», «лизинг», «госпошлины», «прибыль», «налог на прибыль», ответчик без законных оснований пересмотрел долгосрочные параметры регулирования деятельности АО «Выборгтеплоэнерго», установленные приказом ЛенРТК от 20 декабря 2018 года №565-п.
Решением Ленинградского областного суда от 13 мая 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО «Выборгтеплоэнерго» просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении административных исковых требований, воспроизводит позицию, высказанную в суде первой инстанции, считает выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела, сделанными с нарушением норм материального права. Указывает, что экспертное заключение ЛенРТК не содержит экономического обоснования сокращения НВВ на 30 733,89 рублей и анализа по конкретным статьям расходов, что судом не был проверен расчет экономически обоснованных затрат, исключенных из НВВ организации на 2021 год.
Прокурором, участвующим в деле, принесены возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования.
Долгосрочные тарифы ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования корректируются в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях (пункт 52 Основ ценообразования).
Пунктом 51 Основ ценообразования предусмотрено, что значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «и» – «л» Правил регулирования цен (тарифов).
В силу подпункта 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе от 30 июня 2004 года № 331 и подпункта «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) от 30 июня 2004 года № 543 ФАС России вправе выдавать обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предписания с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о государственном регулировании тарифов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с постановлениями администраций муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области от 13 августа 2018 года, от 17,19,24-26 сентября 2018 года, от 22 октября 2018 года АО «Выборгтеплоэнерго» определено единой теплоснабжающей организацией на территории 11 муниципальных образований.
ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» на основании договора о присоединении от 28 мая 2018 года прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к АО «Выборгтеплоэнерго», изменения в ЕГРЮЛ внесены 10 сентября 2018 года. В силу пункта 2 статьи 58 ГК РФ АО «Выборгтеплоэнерго» является правопреемником присоединенного ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области».
ФАС России проведена плановая выездная проверка Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, в ходе которой произведен анализ экспертных заключений ЛенРТК и материалов по установлению и корректировке тарифов, выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов для ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области».
ФАС России вынесено предписание от 29 декабря 2018 года №СП/109005/18, которым ЛенРТК признан нарушившим при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» положения Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, Правил регулирования тарифов, Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, предписано:
исключить в соответствии с действующим законодательством из состава НВВ ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области», определяемой на 2019 год, выявленные ФАС России экономически необоснованные расходы по статьям затрат: «госпошлины, пени, неустойки» за 2016 год в размере 10 459,25 тыс. рублей, «прибыль» за 2016 год в размере 51 000 тыс. рублей, «налог на прибыль» в расчете на расчетную предпринимательскую прибыль за 2018 год (пункт 2.1.);
провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» расходов и отразить его результаты в экспертном заключении по статьям затрат: «лизинг» (в составе статьи «прочие прямые расходы») за 2016 год, «аренда» за 2016 год, «аренда» и «лизинг» (в составе неподконтрольных расходов) за 2018 год (пункт 2.2.);
по результатам исполнения пункта 2.2. предписания исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из НВВ ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» на 2019 год в срок до 1 февраля 2019 года (пункт 3);
не позднее 1 февраля 2019 года принять и ввести в действие решение об установлении тарифов на тепловую энергию ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» с учетом исполнения пунктов 2,3 предписания (том 1 л.д.108-116).
Решением ФАС России от 17 декабря 2020 года №СП/111351/20 ЛенРТК установлен новый срок исполнения вышеуказанного предписания до 31 декабря 2020 года, с учетом поэтапного исключения экономически необоснованных расходов ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» из состава НВВ АО «Выборгтеплоэнерго» на 2021-2022 г.г. В решении ФАС России указано, что в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, учитываются экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении цен (тарифов) для реорганизованного юридического лица (юридических лиц). Несмотря на тот факт, что АО «Выборгтеплоэнерго» является правопреемником ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области», ЛенРТК не были устранены выявленные ФАС России нарушения законодательства в отношении АО «Выборгтеплоэнерго» на 2020 год, предписание исполнено не было (том 3 л.д.218-220).
19 февраля 2021 года ЛенРТК информировал ФАС России об исполнении предписания (том 3 л.д.221-234).
По материалам, представленным АО «Выборгтеплоэнерго» в составе тарифной заявки на корректировку тарифов на 2021 год, составлено экспертное заключение.
Из экспертного заключения по обоснованию уровней тарифов на тепловую энергию и горячую воду на 2021 год следует, что при корректировке тарифов для АО «Выборгтеплоэнерго» расчет НВВ производился в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования с учетом ограничений, определенных на базе параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, на основе данных о фактических расходах предприятия за 2019 год и последующие периоды, подтвержденных документально. Полезный отпуск принят на уровне заявки организации в размере 823 574,59 Гкал. Во исполнение предписания ФАС России от 29 декабря 2018 года №СП/109005/18 ЛенРТК принято решение о поэтапном изъятии средств, к изъятию на 2020 год (так указано) определено 30 733,89 тыс. рублей от заявленной в предписании суммы к изъятию (том 4 л.д.62).
В связи с неполучением от ФАС России ответа на запрос о порядке исполнения предписания и возможности распределения объема изымаемых средств в течение 2021-2023 г.г. ЛенРТК самостоятельно распределил подлежащую исключению сумму денежных средств на три года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленном порядке, официально опубликован 18 декабря 2020 года и не противоречит федеральному законодательству о государственном регулировании тарифов на тепловую энергию или иным актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд исходил из того, что предписания ФАС России являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предписание №СП/109005/18, вынесенное в адрес ЛенРТК 29 декабря 2018 года и обжалованное административным ответчиком в Арбитражном суде города Москвы (дело №А40-84447/2019), недействительным не признано, равно как не признано незаконным решение ФАС России об установлении нового срока исполнения указанного предписания с учетом поэтапного исключения экономически необоснованных расходов ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области» из состава НВВ АО «Выборгтеплоэнерго»; исключенная из НВВ организации сумма 30 733,89 тыс. рублей значительно меньше суммы экономически необоснованных расходов, подлежащих исключению из НВВ в соответствии с пунктом 2.1. предписания.
Вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований соответствует установленным обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим данные правоотношения.
Соблюдение формы, порядка принятия, опубликования нормативного правового акта, принятие его уполномоченным государственным органом исполнительной власти в пределах предоставленной компетенции в апелляционной жалобе не оспариваются.
Судом правильно отклонены доводы административного истца относительно отсутствия в предписании указания на АО «Выборгтеплоэнерго» и на переход к данному обществу обязательств присоединенного ОАО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Выборгского района Ленинградской области».
Согласно абзацу 2 пункта 9, абзацу 2 пункта 13 Основ ценообразования при установлении в соответствии с настоящим пунктом цен (тарифов) для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, т.е. в данном случае для АО «Выборгтеплоэнерго», исключаются экономически необоснованные доходы реорганизованного юридического лица (юридических лиц). Аналогичные правила предусмотрены пунктом 50 Основ ценообразования.
Следовательно в силу прямого указания закона орган регулирования обязан учитывать результаты деятельности присоединенного юридического лица при установлении тарифов для регулируемой организации, к которой перешли права и обязанности указанного лица, поэтому те обстоятельства, что предписание в адрес ЛенРТК вынесено после прекращения деятельности ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области», и в нем отсутствует указание на АО «Выборгтеплоэнерго», на правильность вывода суда повлиять не могут.
Законность предписания являлась предметом проверки в деле, рассмотренном арбитражным судом, решение которого является обязательным (статья 16 АПК РФ), предписание недействительным не признано.
Кроме того в решении ФАС России от 17 декабря 2020 года о продлении срока исполнения предписания указано на нарушение, допущенное ЛенРТК, который несмотря на то, что АО «Выборгтеплоэнерго» является правопреемником ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области», не устранил выявленные в отношении АО «Выборгтеплоэнерго» нарушения.
В экспертном заключении ЛенРТК, как того требует пункт 29 Правил регулирования, содержится анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям затрат. Отсутствие в заключении расшифровки исключаемой во исполнение предписания ФАС России величины денежных средств не является достаточным основанием для признания оспариваемого приказа недействующим. В деле представлены документы об исполнении предписания ФАС России, объяснения ответчика, иные материалы, позволяющие установить, что суммарный объем денежных средств, подлежащих исключению из НВВ АО «Выборгтеплоэнерго» во исполнение предписания, составил 94 881,49 тыс. рублей, из которых 69 870,13 тыс. рублей - по пункту 2.1. предписания, 25 011,36 тыс. рублей (9 803,27 тыс. рублей по статье «аренда» за 2016 год + 15 208,09 тыс. рублей по статье «аренда» за 2018 год) - по пункту 2.2. предписания. Исключаемая сумма распределена на три года (том 3 л.д.221-234).
Замечаний по исполнению предписания ФАС России не высказано. Истцом же конкретных доводов в подтверждение экономической обоснованности сумм расходов ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» не приведено, позиция АО «Выборгтеплоэнерго» о неправомерности оспариваемых тарифов основана на его несогласии с подходом к уменьшению НВВ регулируемой организации на сумму экономически необоснованных расходов до выполнения корректировки тарифов.
Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 23 Методических указаний НВВ организации на период регулирования рассчитывается на основе планируемых на расчетный период расходов, в предписании и в решении ФАС России указано на поэтапное исключение экономически необоснованных расходов из состава НВВ, ЛенРТК, исполняя предписание ФАС России, правомерно в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования исключил выявленные по результатам дополнительного анализа экономически необоснованные расходы из НВВ реорганизованной регулируемой организации АО «Выборгтеплоэнерго», являющейся правопреемником ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области», после чего в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования осуществил корректировку тарифов на 2021 год с учетом отклонения параметров регулирования от значений, учтенных при установлении долгосрочных тарифов.
Отчет ЛенРТК от 19 февраля 2021 года об исполнении предписания, экспертное заключение в отношении тарифов, устанавливаемых на 2021 год, подтверждают, что указание в экспертном заключении, как и в решении суда на исключение денежной суммы 30 733,89 тыс. рублей из НВВ 2020 года является технической ошибкой, в действительности предметом спора сторон является сумма, исключенная из НВВ на 2021 год.
Доводы истца о том, что мероприятия тарифного регулирования в связи с состоявшейся реорганизацией юридического лица уже были проведены, и допущено повторное исключение из НВВ АО «Выборгтеплоэнерго» доходов (расходов) ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области», не подтверждаются материалами дела и не могут соответствовать действительности, поскольку приказ ЛенРТК от 29 октября 2018 года №167-п об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Выборгтеплоэнерго», издан до вынесения предписания ФАС России от 29 декабря 2018 года.
Оснований считать, что при корректировке тарифов на 2021 год ЛенРТК пересмотрел значения долгосрочных параметров регулирования АО «Выборгтеплоэнерго» (базовый уровень и индекс эффективности операционных расходов), установленных приказом ЛенРТК от 20 декабря 2018 года №565-п на 2019-2021 г.г., у суда первой инстанции не имелось. Данное обстоятельство оспаривается административным ответчиком и не находит своего подтверждения в материалах дела. В экспертном заключении приведены долгосрочные параметры регулирования деятельности АО «Выборгтеплоэнерго», предусмотренные приказом ЛенРТК от 20 декабря 2018 года №565-п, которые, согласно заключению, корректировке не подлежали (том 4 л.д.5,6). Исключенные расходы относятся к периодам 2016,2018 г.г.
Решение суда соответствует требованиям статей 180,215 КАС РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинградского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Выборгтеплоэнерго» без удовлетворения.
Кассационная жалоба на принятые по делу судебные акты может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
22 сентября 2021 года.