ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-977/2022 от 26.10.2022 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№66а-977/2022

Санкт-Петербург 26 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего

Стаховой Т.М.

судей

Головкиной Л.А., Семёновой И.А.

с участием прокурора

Капсамун И.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Белоус Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело № 3а-41/2022 по апелляционным жалобам административного ответчика Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области и заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» на решение Тюменского областного суда от 03 июня 2022 года, принятое по административному исковому заявлению ФИО3 о признании не действующим пункт 3.4 приложения № 2 к Распоряжению Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области № 624/01-21 от 25 декабря 2018 года «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителей административного ответчика Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области – ФИО4 представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» - ФИО5 представителя административного истца ФИО6., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия

установила:

пунктом 3.4 приложения № 2 к Распоряжению Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области № 624/01-21 от 25 декабря 2018 года установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО) для гаражей, парковок закрытого типа, автостоянок из расчета 37,62 кг. или 0,24 куб.м. на одно машино-место.

Административный истец ФИО7 является членом гаражно-строительного кооператива «Аккумулятор» и пользователем гаража, расположенного по адресу: <адрес>, ГСК «Аккумулятор», гараж .

Полагая установленный норматив накопления ТКО экономически необоснованным и принятым с нарушением Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 524/пр от 28 июля 2016 года, а также пунктов 7 и 8 Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 269 от 04 апреля 2016 года, поскольку замеры осуществлялись только на одном объекте и лишь на одном выбранном участке, что повлекло получение недостоверных и необъективных результатов, Манякин А.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать не действующим пункт 3.4 приложения № 2 к Распоряжению Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области № 624/01-21 от 25 декабря 2018 года.

Решением Тюменского областного суда от 03 июня 2022 года административный иск удовлетворен. Пункт 3.4 приложения № 2 к Распоряжению Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области № 624/01-21 от 25 декабря 2018 года «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» признан не действующим со дня принятия.

Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее-Департамент) и ООО «Тюменское экологическое объединение» (далее-ООО «ТЭО»), не согласившись с таким судебным актом, в апелляционных жалобах просят отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья (преамбула).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей 6 Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено установление нормативов накопления ТКО.

Норматив накопления ТКО представляет собой среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее –Правила, Правила определения нормативов ТКО).

В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.

Так, в соответствии с пунктом 8 Правил на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).

Приложением № 1 к Методическим рекомендациям определены категории объектов, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов, среди таких объектов предусмотрены предприятия транспортной инфраструктуры - гаражи, парковки закрытого типа.

Методические рекомендации определяют порядок проведение замеров отходов, а также сроки проведения, определение расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

Согласно пунктов 6,7 Методических рекомендаций для определения нормативов следует выбирать по два муниципальных образования, в которых: а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство; б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности; в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.

Рекомендуется определять не менее двух участков поселений и городских округов по численности населения.

При рассмотрении дела судом установлено, что Департаментом направлено 26 запросов в администрации городских округов и муниципальных районов Тюменской области о необходимости проведения замеров для различных категорий объектов, в том числе для гаражей, парковок закрытого типа, автостоянок.

По результатам выполненных работ 25 декабря 2018 года Департаментом составлено экспертное заключение по определению нормативов накопления ТКО в Тюменской области (л.д.167-211 т.1).

Как следует из экспертного заключения, для проведения замеров отходов выбраны не участки поселений или городских округов, как предусмотрено пунктом 8 Правил, а 6 муниципальных образований в целом: город Тюмень, город Тобольск – промышленные центры, крупнейшие города Тюменской области; Ялуторовский район, Исетский район – муниципальные образования с преобладанием сельского хозяйства; город Заводоуковск, Уватский район – муниципальное образование с преобладающим видом деятельности «промышленность» (л.д. 174 т.1).

Определены 13 объектов для проведения замеров, в том числе предприятий транспортной инфраструктуры (автомастерские, шиномонтажи, автозаправочные станции, стоянки, гаражи) на 1 машино-место – пункт 5 раздела 3 экспертного заключения.

В качестве объектов предприятий транспортной инфраструктуры, для которых необходимо выполнить замеры отходов 6 муниципальных образований выбрали категорию объектов – гаражи, парковки закрытого типа; 4 муниципальных образования выбрали категорию – автостоянки и парковки (л.д. 170 т.1).

Из адресного перечня объектов, на которых проводили замеры отходов в Тюменской области, представленного в экспертном заключении в форме таблицы № 5 следует, что по категории объектов гаражи, парковки, парковки закрытого типа, автостоянки замеры отходов производились в гаражном кооперативе «Вертолет», расположенном в городе Тюмени, <адрес> (л.д.177 т.1).

Из ведомостей первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах (л.д. 138-141 т.1), сводной сезонной ведомости определения нормативов накопления ТКО (л.д.135-136 т.1), паспорта объекта общественного назначения (л.д.137 т.1) следует, что замеры отходов произведены только по одному объекту - гаражному кооперативу «Вертолет», расположенному в муниципальном образовании город Тюмень, что противоречит требованиям пункта 8 Правил, котором возможность проведения замеров на территории всего муниципального образования или городского округа не предусмотрена, а установлена обязанность проводить замеры только на выбранных участках поселений и городских округов и не менее, чем на 3 объектах, что в данном случае не выполнено. При этом доказательств того, что на территории выбранных муниципальных образований: город Тюмень, город Тобольск, Ялуторовский район, Исетский район, город Заводоуковск, Уватский район отсутствует необходимое количество объектов категории гаражи, парковки, парковки закрытого типа, автостоянки, суду не представлено. Напротив, из информации, имеющейся в отрытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» судом установлено наличие объектов вышеприведенной категории на выбранных для проведения замеров участках поседений и городских округов.

В апелляционных жалобах административного ответчика и заинтересованного лица доказательств, опровергающих правильность выводов суда, не приведено. Доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с тем толкованием приведенных правовых норм, что изложено в решении суда первой инстанции.

С учетом указанных обстоятельств дела судебная коллегия считает решение суда правильным и основанным на представленных доказательствах. Решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

оставить без изменения решение Тюменского областного суда от 03 июня 2022 года, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи