ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-980/2022 от 12.04.2021 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья <данные изъяты> Дело № 66а-980/2022

(номер дела в суде первой инстанции 3а-1/2022)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 12 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сорокина М.С.

судей Батялова В.А., Красновой Н.П.

при секретаре Защитниковой А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению муниципального предприятия городского округа Саранск «Саранское водопроводно – канализационное хозяйство» о признании недействующим со дня принятия приказа Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14 декабря 2017 г. № 156 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МП г.о. Саранск «Саранскгорводоканал» на 2018 – 2022 годы» в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2019 г. № 186 в части; в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15 декабря 2020 г. № 184 в части по апелляционной жалобе Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 25 января 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А., объяснения представителей Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия – ФИО1ФИО2 представителей административного истца – ФИО3ФИО4ФИО5., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Дмитриева М.С., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Министерством энергетики и тарифной политики Республики Мордовия 14 декабря 2017 г. принят приказ № 156 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МП г.о. Саранск «Саранскгорводоканал» на 2018 – 2022 годы» (далее также – Приказ от 14 декабря 2017 г. № 156), утвердивший производственные программы для МП г.о. Саранск «Саранскгорводоканал» в сфере холодного водоснабжения согласно приложению № 1, в сфере водоотведения согласно приложению № 2; установивший тарифы на питьевое водоснабжение и водоотведение для потребителей, находящихся в границах городского округа Саранск согласно приложению № 3; долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на питьевую воду и водоотведение с использованием метода индексации на 2018 – 2022 годы согласно приложению № 4.

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2019 г. № 186 «О внесении изменений в приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14 декабря 2017 г. № 156 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МП г.о. Саранск «Саранскгорводоканал» на 2018 – 2022 годы» (далее также – Приказ от 16 декабря 2019 г. № 186), приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15 декабря 2020 г. № 184 «О внесении изменений в приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14 декабря 2017 г. № 156 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МП г.о. Саранск «Саранскгорводоканал» на 2018 – 2022 годы» (далее также – Приказ от 15 декабря 2020 г. № 184) были внесены изменения в пункт 2 приказа, приложение № 1, приложение № 2, приведены утверждённые органом регулирования тарифы на питьевое водоснабжение и водоотведение для потребителей, находящихся в границах городского округа Саранск, производственные программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с учётом корректировки.

МП г.о. Саранск «Саранскгорводоканал» обратилось с административным исковым заявлением с уточнениями о признании со дня принятия недействующим приказ № 156 от 14 декабря 2017 г. в редакции Приказа от 16 декабря 2019 г. № 186 в части пункта 2, раздела 4 приложения № 1, раздела 4 приложения № 2 и в редакции Приказа от 15 декабря 2020 г. № 184 в части пункта 2, раздела 4 приложения № 1, раздела 4 приложения № 2 в части установления тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для потребителей, находящихся в границах городского округа Саранск, производственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения, обязании РСТ Республики Мордовия в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющие вышеуказанные приказы, в котором пересмотреть статью расходов «Амортизация основных средств».

Требования мотивированы тем, что при корректировке тарифов орган регулирования в нарушение тарифного законодательства в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения необоснованно не принял расходы на амортизацию основных средств на 2020 г. в тариф на холодную воду – 11 116,1 тысяча рублей, на водоотведение – 4222,92 тысячи рублей; на 2021 г. в тариф на холодную воду – 11 444,29 тысяч рублей, на водоотведение – 4699,71 тысячу рублей, указав, что в основу решения об исключении из необходимой валовой выручки (далее также – НВВ) расходов по статье «Амортизация основных средств» положены разъяснения ФАС России, согласно которым приобретённое (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования не подлежит амортизации.

Оспариваемый приказ противоречит действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также – Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении), пункту 74 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 25 января 2022 года требования административного истца удовлетворены.

Признан приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14 декабря 2017 г. № 156 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МП г.о. Саранск «Саранскгорводоканал» на 2018 – 2022 годы» (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2019 г. № 186) не действующим со дня его принятия в части:

пункта 2;

раздела № 4 «Финансовые потребности для реализации производственной программы» приложения № 1 «Производственная программа в сфере холодного водоснабжения МП «Саранскгорводоканал»;

раздела № 4 «Финансовые потребности для реализации производственной программы» приложения № 2 «Производственная программа в сфере водоотведения МП «Саранскгорводоканал».

Признан приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14 декабря 2017 г. № 156 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МП г.о. Саранск «Саранскгорводоканал» на 2018 – 2022 годы» (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15 декабря 2020 г. № 184) не действующим со дня его принятия в части:

пункта 2;

раздела № 4 «Финансовые потребности для реализации производственной программы» приложения № 1 «Производственная программа в сфере холодного водоснабжения МП «Саранскгорводоканал»;

раздела № 4 «Финансовые потребности для реализации производственной программы» приложения № 2 «Производственная программа в сфере водоотведения МП «Саранскгорводоканал».

В апелляционной жалобе РСТ РМ просит решение суда первой инстанции отменить как необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административных истцов в полном объеме, указывая на то, что учитываемая органом регулирования амортизация основных средств должна компенсировать фактические затраты регулируемой организации по их строительству и выкупу или должна быть израсходована в соответствии с инвестиционной программой на их модернизацию и реконструкцию, которых в данном случае не имеется, что учет расходов на амортизацию основных средств, созданных за счет целевого бюджетного финансирования, является экономически необоснованным.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители РСТ РМ просили апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители административного истца доводы апелляционной жалобы считали необоснованными.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закона о водоснабжении и водоотведении), постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на питьевую воду, утверждение производственных программ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1, 3 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с Указом Главы Республики Мордовия от 21.09.2017 Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия упразднено. Положениями п. 31 данного Указа Республиканская служба по тарифам является правопреемником Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия в части установления подлежащих регулированию цен и тарифов, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно п.п. 1, пп. 1 п. 11 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 12.12.2017 № 642 (далее - Положение о РСТ Республики Мордовия) Республиканская служба в пределах своей компетенции устанавливает, в том числе, тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Начальник РСТ Республики Мордовия издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Республиканской службы (подп. 9 п. 22 Положения о РСТ Республики Мордовия).

Приказ от 16.12.2019 № 186 был официально опубликован в издании «Известия Мордовии» от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от 15.12.2020 № 184 - на официальном интернет-портале правовой информации. Приказы вступили в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.

Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, опубликованы в установленном порядке и по данным основаниям не оспариваются.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями (пункт 77 Основ ценообразования).

Пунктом 23 Основ ценообразования установлено, что при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э (далее - Методические указания), расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Положениями пункта 49 Методических указаний № 91н установлено, что стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Исходя из положений Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 года № 91н, какого-либо запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, действующее законодательство о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также законодательство о бухгалтерском учете не содержат.

Следовательно, возможность учета в НВВ регулируемой организации указанных плановых расходов на амортизацию, начисленную в отношении объектов, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, приведенными нормами не исключается.

Согласно материалам административного дела объекты, переданные предприятию в хозяйственное ведение администрацией городского округа Саранск, были приняты к учету и начислена амортизация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в сфере бухгалтерского учета.

В этой связи исключение из НВВ расходов на амортизацию вышеуказанного имущества исходя из того, что объекты водоснабжения созданы (приобретены) за счет бюджетных средств и переданы в МП г.о. Саранск «Саранскгорводоканал» в хозяйственное ведение, не предусматривающее возврат указанных средств, произведено административным ответчиком неправомерно.

С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14.12.2017 № 156 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МП г.о. Саранск «Саранскгорводоканал» на 2018 - 2022 годы» (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16.12.2019 № 186 и в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15.12.2020 № 184) не соответствует вышеназванным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы апелляционной жалобы об обоснованности не включения расходов по статье «Амортизация основных средств» в НВВ фактически повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают установленных судом обстоятельств, и не являются основанием для отмены оспариваемого судебного акта.

Ссылки в апелляционной жалобе на постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 № 44 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 13.05.2012 № 406», которым в п. 43 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения внесены изменения не свидетельствуют о незаконности вынесенного судебного постановления, поскольку указанное постановление Правительства Российской Федерации вступило в законную силу 05.02.2022г.

Таким образом, решение суда первой инстанции, которым были удовлетворены требования административного истца, является правильным.

При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что поскольку являющиеся целевыми расходы на амортизацию, заявленные на 2020 год, являются плановыми, то вопреки доводам апелляционной жалобы признание их экономически необоснованными возможно не путем признания Приказов №№ 154, 156 не действующими, а исключительно при корректировке тарифов в последующих периодах регулирования в порядке пункта 9 Основ ценообразования № 1075, пункта 16 Основ ценообразования № 406 в случае отсутствия документального подтверждения фактического несения регулируемой организацией в 2020 году соответствующих расходов.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Мордовия от 25 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия.

Мотивированное апелляционное определение составлено 22 апреля 2022 года

Председательствующий

Судьи