ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А~6640/20 от 17.12.2020 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а~6640/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 17 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стоян Е.А.,

судей Васильевой Т.Г.,

Васильевой Т.И.,

при секретаре Казуровой В.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-36/2020 по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Рязаньпромбурвод» на решение Рязанского областного суда от 21 сентября 2020 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление открытого акционерного общества «Рязаньпромбурвод» к министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г., объяснения представителей административного истца Новосельцевой А.Л. и административного ответчика Степаненко И.С., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

открытое акционерное общество (далее - ОАО) «Рязаньпромбурвод» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером :84, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Строитель, 10 (<адрес>). Просило установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере <данные изъяты> руб., определенной по результатам оценки, проведенной оценщиком ООО «<данные изъяты>».

В обоснование административных исковых требований указано, что кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> руб. существенно превышает его действительную рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что влечет для него обязанность уплачивать земельный налог в завышенном размере.

Определением суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ИП ФИО6, после проведения которой в связи с неполнотой и неясностью заключения назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза.

Согласно дополнительному заключению эксперта ИП ФИО6 рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу, по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 9 <данные изъяты> руб.

В связи с наличием сомнений в обоснованности экспертного заключения определением суда первой инстанции назначена повторная эксперта, производство которой поручено ИП ФИО7

Согласно заключению эксперта ИП ФИО7, рыночная стоимость земельного участка составила <данные изъяты> 000 руб.

Решением Рязанского областного суда от 21 сентября 2020 года административные исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года по результатам повторной экспертизы в размере <данные изъяты> 000 руб.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить, принять по делу новое решение в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела, нарушением норм материального и процессуального права: суд не обосновал причины непринятия в качестве надлежащего доказательства отчета об оценке, представленного административным истцом, судом перед экспертном не поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности; повторная судебная оценочная экспертиза проведена с нарушением норм процессуального права: в отношении объекта-аналога не применена корректировка на наличие ограничения проезда к земельному участку, некорректно выбран объект-аналог , в отношении объекта- аналога использована не актуальная информация, необоснованно применена корректировка в отношении объектов-аналогов , 2 на ограниченность доступа, не представлен интервал значения стоимости земельных участков, не мотивирован выбор объектов-аналогов; судом не установлена причина расхождения рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке, заключением эксперта ФИО6 и эксперта ФИО7

В ходатайстве, приложенном к апелляционной жалобе, просит назначить по делу повторную судебную оценочную экспертизу.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области представлены возражения.

В заседание суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представитель ФКП Управления Росреестра по <адрес>ФИО8 просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 84, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Строитель, 10 (<адрес>).

Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 12 октября 2018 года № 22-П «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере <данные изъяты> руб., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 4 т.1).

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункты 1, 2).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Кодекса).

В силу пункта 1 статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу требований части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, поскольку закон предоставляет возможность заинтересованным лицам применять вместо определенной методами массовой оценки кадастровой стоимости, установленную по их инициативе кадастровую стоимость в размере рыночной, имеющей большую точность и позволяющей наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости по сравнению с государственной кадастровой оценкой.

На основании положений части 7 статьи 22 данного Закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Об этом же указано в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее ~ постановление Пленума), согласно которому с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические лица ~ собственники объектов недвижимости.

Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, затрагивает права и законные интересы административного истца, и он вправе оспаривать кадастровую стоимость объекта недвижимости.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный ООО «<данные изъяты>», согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 8 <данные изъяты> руб.

На основании ходатайства представителя административного истца по делу была назначена судебная оценочная экспертиза.

Заключением эксперта ИП ФИО6э/19 от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в <данные изъяты> руб.

По ходатайству представителя административного ответчика по делу назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено тому же эксперту.

Дополнительным заключением эксперта э/19* от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ту же дату определена в размере <данные изъяты> 933 руб.

На основании ходатайства представителя административного ответчика по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ЮТ ФИО7

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере <данные изъяты> 000 руб.

Устанавливая величину кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости на основании заключения эксперта суд первой инстанции исходил из того, что проводивший судебную экспертизу эксперт имеет соответствующее образование, опыт работы и квалификационные аттестаты в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Экспертом проанализированы предложения по продаже земельного участка аналогичного сегмента рынка недвижимости, выбраны сопоставимые объекты-аналоги, применены необходимые корректировки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не указал доводы, по которым отвергнут отчет об оценке не является основанием для отмены судебного решения, так как в ходе рассмотрения административного искового заявления представитель административного истца, исполняя обязанность по доказываю рыночной стоимости объекта недвижимости, заявил ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы с целью проверки достоверности сведений, содержащихся в отчете.

Довод о некорректности и неполноте постановленных перед экспертом вопросов является несостоятельным, поскольку вопросы в определении о назначении экспертизы судом сформулированы четко, понятно, каких-либо неточностей не содержат, направлены на проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и установление рыночной стоимости объекта недвижимости, что соответствует пункту 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Доводы апелляционной жалобы о несоответствии заключения повторной экспертизы действующему законодательству были известны суду первой инстанции и ему дана надлежащая оценка.

Так, допрошенный в судебном заседании эксперт пояснил о применении корректировки на ограниченность доступа к объектам-аналогам; обосновании выбора объектов-аналогов и актуальности использования информации о продаже.

Данные пояснения опровергают доводы апелляционной жалобы, с которыми соглашается судебная коллегия, поскольку они получены в предусмотренном законом порядке в связи с проведенной экспертизой.

Причины расхождения рыночной стоимости земельного участка, определенной отчетом об оценке и проведенными по делу экспертизами, вопреки доводам апелляционной жалобы не являются обстоятельством, подлежащим установлению судом, и содержание решения суда первой инстанции соответствует статье 180 и части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Ходатайство о назначении повторной экспертизы суд рассмотрел в соответствии с требованиями статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обоснованно отказал в его удовлетворении.

Не установлено оснований для назначения повторной экспертизы и судебной коллегией.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Рязанского областного суда от 21 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Рязаньпромбурвод» - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи