ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 75О0000-01-2022-000162-90 от 15.09.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 75OS0000-01-2022-000162-90

Дело № 66а-1491/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 15 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Знаменщикова Р.В.,

судей Захарова Е.И. и Красиковой О.Е.

при секретаре Акматовой О.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика правительства Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 09 июня 2022 года

по административному делу № 3а-88/2022 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании недействующим в части Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением правительства Забайкальского края от 25 октября 2018 года № 457.

Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В., возражения представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю., полагавшей решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просило признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 4 пункта 17 Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением правительства Забайкальского края от 25 октября 2018 года № 457, (далее - Порядок № 457), а также взыскать с правительства Забайкальского края в лице администрации губернатора Забайкальского края государственную пошлину в размере 4500 рублей и вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей.

В обоснование административных исковых требований указано, что в результате оказания коммунальных услуг населению административный истец ежегодно недополучает часть доходов в виде разницы между экономически обоснованным тарифом и установленным (подлежащим применению) тарифом. По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. Оспариваемая ОАО «РЖД» норма предусматривает в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 Порядка № 457. Полагает, что односторонний отказ субъекта Российской Федерации от исполнения обязанности по возмещению разницы между экономически обоснованным тарифом и установленным тарифом недопустим, противоречит положениям статей 78 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству судом определен круг лиц, участвующих в деле: в качестве административных ответчиков привлечены правительство Забайкальского края и губернатор Забайкальского края, для дачи заключения - прокуратура Забайкальского края.

Решением Забайкальского краевого суда от 09 июня 2022 года административное исковое заявление ОАО «РЖД» удовлетворено, признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 4 пункта 17 Порядка № 457. С правительства Забайкальского края в лице администрации губернатора Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края в пользу Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» взысканы судебные расходы в размере 4 500 рублей. Также административному истцу возвращена государственная пошлина в размере 1 500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ.

В апелляционной жалобе правительство Забайкальского края просит решение суда отменить, в удовлетворении административного искового заявления ОАО «РЖД» отказать, ссылаясь на то, что отказ уполномоченного органа не лишает ресурсоснабжающую организацию права на возмещение своих расходов путем обращения в суд за защитой нарушенных прав. Апеллянт не согласен с выводом суда в части оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1492). Правовая конструкция подпункта «г» пункта 5 приведенных требований (далее - Общие требования), содержит перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии, который не является исчерпывающим. Кроме того, в указанном постановлении отсутствует запрет на такое основание как недостаточность лимитов бюджетных обязательств.

В письменных возражениях ОАО «РЖД» и прокурор, участвовавший в деле, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.

Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.

При рассмотрении административного дела по существу сделан обоснованный вывод о том, что Порядок № 457 отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку он содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

В связи с тем, что нормативный правовой акт устанавливает порядок предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а ОАО «РЖД в лице Забайкальской дирекции по теплоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО «РЖД» является организацией, оказывающей на территории Забайкальского края услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения организациям железнодорожного транспорта, которая обращалась за предоставлением субсидии на возмещение недополученных доходов, что подтверждается представленными в материалы административного дела заявками на получение субсидии, суд первой инстанции пришел к правильному заключению о том, что ОАО «РЖД» было вправе обратиться в Забайкальский краевой суд с требованиями о признании недействующим в части Порядка № 457.

Тарифы на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию, полномочиями на установление которых наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен и тарифов (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года 416 «О водоснабжении и водоотведении», пункт 14 части 2 статьи 5 и пункт 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Размер платы за оказываемые административным истцом услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению в Забайкальском крае, устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основании решений и заключений региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

В связи с установлением Федеральной службой по тарифам на федеральном уровне предельных индексов изменения (повышения) тарифов на коммунальные услуги для потребителей категории «население» региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ежегодно определяет для административного истца два вида тарифов - экономически обоснованный и подлежащий применению («заниженный»), что приводит к недополучению ОАО «РЖД» части доходов от услуг тепловодоснабжения и водоотведения - в виде разницы между экономически обоснованным тарифом и установленным (подлежащим применению) тарифом.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», подпунктов 55 и 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» реализация полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, субъектом Российской Федерации должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

В соответствии с пунктами 1 и 2 закона Забайкальского края от 05 октября 2009 года № 226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» правительство Забайкальского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Забайкальского края, законов Забайкальского края и иных нормативных правовых актов Забайкальского края издает правовые акты, обеспечивает их исполнение. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Забайкальского края. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Забайкальского края.

Действуя в пределах своих полномочий, правительство Забайкальского края 25 октября 2018 года утвердило Порядок № 457.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанный Порядок № 457 принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Забайкальского края, уполномоченным на то государственным органом - правительством Забайкальского края, в установленной форме - постановление, с соблюдением требований к порядку его принятия, введения в действие и опубликования. Проанализировав представленные доказательства, судебная коллегия находит данный вывод правильным и обоснованным.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Из абзацев 20 и 22 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; публичные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации. При этом расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах 2 - 5 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 и пункт 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Пунктом 4 части 4 статьи 3 Устава Забайкальского края, принятого Законодательным собранием Забайкальского края 11 февраля 2009 года, закреплено, что в ведении Забайкальского края находятся бюджет Забайкальского края, краевые налоги и сборы.

В силу пункта 8 статьи 11 закона Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 1778-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг предоставляются за счет средств бюджета края на безвозмездной и безвозвратной основе, в том числе в случае осуществления деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Забайкальского края. Аналогичные положения содержатся в статье 11 закона Забайкальского края от 30 декабря 2020 года № 1899-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» и в статье 10 закона Забайкальского края от 27 декабря 2021 года № 2007-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

Из пункта 1 Порядка № 457 следует, что он определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - ресурсоснабжающие организации), имеющих право на получение субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, а также в связи с применением для группы потребителей "население" нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующих фактическим нормативам потребления, цели, условия и порядок предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий, порядок возврата субсидий в бюджет Забайкальского края в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат, не использованных в отчетном финансовом году; устанавливает обязательность проверки Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края и органом государственного финансового контроля Забайкальского края соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, ответственность за их нарушение.

Согласно пункту 2 Порядка № 457 субсидии из бюджета Забайкальского края ресурсоснабжающим организациям предоставляются уполномоченным органом в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в целях: 1) возмещения недополученных доходов за текущий финансовый год в связи с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат ресурсоснабжающих организаций в связи с производством (реализацией) и передачей тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и водоотведением; 2) возмещения недополученных доходов за текущий финансовый год, вызванных применением для группы потребителей "население" нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующих фактическим нормативам потребления, и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат ресурсоснабжающих организаций в связи с применением для группы потребителей "население" нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующих фактическим нормативам потребления.

Для получения субсидий ресурсоснабжающие организации подают в уполномоченный орган заявки на получение субсидии по формам согласно приложениям № 1 - 1(1) к Порядку № 457 (пункт 8 Порядка № 457).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 17 Порядка № 457 одним из оснований для отказа в предоставлении ресурсоснабжающим организациям субсидий является недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 Порядка № 457.

Из содержания оспариваемого нормативного правового акта и вышеприведенных положений в их взаимосвязи, как верно установлено судом первой инстанции, следует вывод о том, что принимая решение о применении для ряда групп потребителей тарифов на коммунальные услуги ниже экономически обоснованных, тем самым возлагая на себя расходные обязательства предоставлять меры поддержки из средств краевого бюджета, правительство Забайкальского края, как постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, утверждающий государственные программы Забайкальского края и одобряющий проект бюджета края, обязано предусматривать в необходимом объеме бюджетные ассигнования для реализации действующих на территории края программ оказания помощи, в том числе юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Забайкальского края.

Исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств в ситуации, когда осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публично-правового образования, является не основанием для отказа в осуществлении таких выплат, а обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств использовать предусмотренные подпунктом 6 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год.

Таким образом, основание к отказу в предоставлении субсидии, предусмотренное подпунктом 4 пункта 17 Порядка № 457, нельзя признать соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку оно позволяет не планировать в необходимом объеме в бюджете на очередной финансовый год расходные обязательства для целей предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов лицам, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что противоречит положениям статей 78 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о неверности вывода суда первой инстанции в части оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в Постановлении № 1492, поскольку правовая конструкция подпункта «г» пункта 5 Общих требований не содержит исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении субсидии, а в Постановлении № 1492 отсутствует запрет на такое основание как недостаточность лимитов бюджетных обязательств, судебная коллегия не принимает.

Из пункта 1 Общих требований следует, что они определяют общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту «г» пункта 5 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указываются основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии, в том числе: несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Общих требований, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов; установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации.

Такого основания для отказа в предоставлении субсидии как недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год, анализируемый подпункт пункта 5 Общих требований не устанавливает. При этом отсутствие указания на запрет отказа в предоставлении субсидии по данному основанию не может являться причиной для его установления в Порядке № 457 ввиду несоответствия имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.

Отказ в предоставлении субсидии по мотиву исчерпания выделенных лимитов бюджетных обязательств лишает административного истца права на возмещение полной стоимости оказанных услуг, в результате чего ОАО «РЖД» вынуждено нести бремя частичного финансирования мероприятий, связанных с недополучением части доходов от услуг по теплоснабжению и водоснабжению, без какого-либо возмещения понесенных затрат.

Ссылки апеллянта на то, что отказ уполномоченного органа не лишает ресурсоснабжающую организацию права на возмещение своих расходов путем обращения в суд за защитой нарушенных прав, суд апелляционной инстанции отклоняет, так как возможность взыскания субсидии в судебном порядке не опровергает обстоятельство несоответствия оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также возлагает на административного истца дополнительные финансовые, организационные и временные затраты.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Основания, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Забайкальского краевого суда от 09 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика правительства Забайкальского края - без удовлетворения.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Забайкальский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2022 года.