33-1272/2022 № 9-13/2022
УИД 62RS0011-01-2022-000167-83
судья Самсакова Н.С.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Рязань
18 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Споршевой С.В.,
судей Кондаковой О.В., Рогозиной Н.И.,
при секретаре Макаровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частной жалобой Евстратова Алексея Дмитриевича на определение Клепиковского районного суда Рязанской области от 29 марта 2022 года, которым постановлено:
Заявление Евстратова Алексея Дмитриевича об установлении факта, имеющего юридическое значение, оставить без рассмотрения.
Разъяснить Евстратову А.Д. его право обратиться за разрешением возникшего спора в суд в порядке искового производства.
Изучив материалы по заявлению, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Евстратов А.Д. обратился в суд с заявлением об установлении юридического факта, в котором просил установить факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта при прохождении службы в Группе Пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан в период с 17 мая 1994 года по 14 июля 1994 года и в Республике Дагестан в период с 13 января 1995 года по 16 апреля 1995 года.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в период срочной военной службы в Погранвойсках РФ являлся участником боевых действий в Республике Таджикистан и республике Дагестан. При обращении с заявлением в Управление ФСБ России о выдаче удостоверения ветерана боевых действий ему было отказано в связи с недостаточностью документальных доказательств. Установить данный факт во внесудебном порядке невозможно.
Определением судьи Клепиковского районного суда Рязанской области от 29 марта 2022 года указанное заявление оставлено без рассмотрения, заявителю разъяснено его право обратиться за разрешением возникшего спора в суд в порядке искового производства.
В частной жалобе ФИО1 просит определение суда от 29 марта 2022 года отменить, ссылаясь на ошибочность вывода суда о рассмотрении дела об установлении юридически значимого факта в порядке искового производства, что подтверждается Постановлением Верховного Суда РФ от 26.10.2016г.№ 8-ПВ16.
Письменных возражений на частную жалобу не представлено.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, ослушании дела извещены. В письменном заявлении ФИО1 просит рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ч.3 и ч.5 ст.167 и ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене.
Из материалов по заявлению усматривается, что заявитель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, проходил срочную военную службу в Пограничных войсках Российской Федерации в должности радиотелеграфиста и наводчика автоматических противотанковых гранатометов.
Согласно справке из в/ч 2066 от 14 июля 1994 года заявитель в период с 17 мая 1994 года по 14 июля 1994 года проходил службу в Группе пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан в зоне чрезвычайного положения, где принимал участие в боевых действиях.
Согласно справке № от 10 апреля 1995 года заявитель в период с 13 января 1995 года по 16 апреля 1995 года находился в служебной командировке в Республике Дагестан, где выполнял задачи по усилению режима охраны административной границы с Чеченской республикой, относящиеся в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.12.1994 года № и приказом ГК ПВ № от 17.12.1994 года к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Из ответа УФСБ России по Рязанской области ФИО1 от 22 апреля 2021г. № Е-163 следует, что представленных заявителем документов для признания его ветераном боевых действий недостаточно, необходимо подтверждение выполнения им задач в условиях вооруженного конфликта.
Оставляя заявление ФИО1 без рассмотрения, судья первой инстанции исходил из того, что усматривается наличие спора между сторонами о признании незаконным отказа в признании заявителя ветераном боевых действий и возложении обязанности по выдаче соответствующего удостоверения, в связи с чем указанные требования должны быть разрешены в порядке искового производства.
Указанный вывод суда не основан на нормах права.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
По общему правилу, установленному статьей 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Данное правило действует также в случае, когда установление факта, имеющего юридическое значение, связано с разрешением спора о праве, в связи с чем оно осуществляется не в порядке особого производства, а в исковом производстве в рамках соответствующего спора (часть 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенной нормы следует, что если подачей заявления об установлении факта будет заявлен конкретный спор о праве, или сам судья придет к выводу, что в данном деле установление факта связано с необходимостью разрешения в судебном порядке спора о праве, поданное заявление оставляется без рассмотрения.
По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве (часть 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III этого перечня к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены, в частности, выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с февраля 1993 года по декабрь 1997 года, а также выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Согласно статье 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Министром обороны Российской Федерации приказом от 11 августа 2012 г. N 2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В пункте 7 названного Порядка определено, что выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В пункте 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").
К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно пункту 9 названного Порядка прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом этого пункта, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
В соответствии с пунктом 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595) выдача удостоверения ветерана боевых действий осуществляется на основании обращения заинтересованного лица и предоставленных вместе с ним документов, подтверждающих участие в боевых действиях (аналогичное требование содержалось также в пункте 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288).
При отсутствии необходимых документов, обусловленном невозможностью их получения в органах военного управления или архивах, факт участия гражданина в боевых действиях может быть установлен судом в порядке особого производства, предусмотренном главой 28 "Установление фактов, имеющих юридическое значение" ГПК Российской Федерации, которая по смыслу взаимосвязанных положений части второй статьи 12, части первой статьи 55, части первой статьи 263 и статьи 265 этого Кодекса не ограничивает обратившихся в суд лиц в выборе средств доказывания обстоятельств, подтверждающих их участие в боевых действиях, и не предполагает запрета на установление соответствующего факта с помощью свидетельских показаний, поскольку иное (признание допустимым доказательством лишь документов, выданных органами военного управления) не только не имело бы под собой каких-либо законных оснований, но и расходилось бы с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 18 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации истинным предназначением правосудия в правовом государстве, гарантирующим каждому не просто право на обращение в суд, но и реальное обеспечение признания, соблюдения и защиты своих прав и свобод.
Из этого исходит и Президиум Верховного Суда Российской Федерации, который в принятом 26 октября 2016 года в порядке надзора постановлении по делу с участием гражданина ФИО2 отметил, что из существа законодательного регулирования гражданских процессуальных отношений вытекает императивное требование, согласно которому нормы о порядке гражданского судопроизводства, включая нормы о доказательствах и доказывании в гражданском процессе, могут содержаться лишь в названных в части первой статьи 1 ГПК Российской Федерации актах не ниже уровня федерального закона; свидетельские показания в гражданском процессе, по общему правилу, являются допустимыми доказательствами, а исключения из этого правила могут быть установлены только федеральным законом; утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий не является федеральным законом и не регулирует порядок гражданского судопроизводства, а потому признание при рассмотрении дела об установлении факта участия гражданина в боевых действиях свидетельских показаний недопустимыми, по сути, приводит к воспрепятствованию судебной защиты прав граждан в порядке особого производства, когда подтверждающие факт их участия в боевых действиях документы отсутствуют.
Указанная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 2795-О "По жалобе граждан ФИО3, ФИО4 и ФИО2 на нарушение их конституционных прав статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
Таким образом, реализация конституционного права на судебную защиту путем установления в порядке особого производства юридически значимых фактов предусмотрена законодателем именно для тех случаев, когда документы, удостоверяющие эти факты, не могут быть получены заявителем во внесудебном порядке.
Установление в судебном порядке факта, от которого зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, предоставляет заявителю возможность реализовать принадлежащие ему права, в том числе на социальную защиту, в случае, если их реализация в ином порядке по формальным основаниям невозможна.
Заявитель указал, что установление заявленного факта ему необходимо для получения впоследствии удостоверения участника боевых действий и предусмотренных законодательством льгот. При этом иным способом установить факт участия в боевых действиях ФИО1 возможности не имеет.
Положениями ч.3 ст.263 ГПК РФ предусматривается, что в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Оставляя без рассмотрения заявление ФИО1 на стадии подачи заявления, без исследования конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции не указал, какой спор, о каком праве и между кем имеется, в связи с чем вывод суда об оставлении указанного заявления без рассмотрения является преждевременным и не подтверждается материалами дела, в связи с чем обжалуемое определение подлежит отмене с направлением заявления для рассмотрения в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Определение Клепиковского районного суда Рязанской области от 29 марта 2022 года отменить.
Материал по заявлению ФИО1 об установлении факта, имеющего юридическое значение, направить в тот же суд для решения вопроса о принятии к производству суда и рассмотрения.
Председательствующий
Судьи