Судья Хусаинова О.В.
Дело № 33 - 5159/2020 (№ 9-323/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Пермского краевого суда Фомин В.И., рассмотрев 25.05.2020 года в г. Перми дело по частной жалобе ФИО1 на определение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 22.04.2020 года, которым постановлено:
«Возвратить исковое заявление ФИО1 к Страховому публичному акционерному обществу «РЕСО-Гарантия» о взыскании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения искового заявления, истец вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке».
Изучив материалы дела, судья
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к СПАО «РЕСО-Гарантия» о взыскании страхового возмещения в размере 25 064,25 руб., неустойки в размере 80 776 руб., компенсации морального вреда в размере 15 000 руб., штрафа.
Судьей постановлено вышеприведенное определение, об отмене которого просит в частной жалобе ФИО1, как незаконного и необоснованного.
Согласно ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба подлежит рассмотрению без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы, поступившие вместе с частной жалобой, судья апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения судьи.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.
03.09.2018 года вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2018 года № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Закон о финансовом уполномоченном), которым учреждена должность финансового уполномоченного для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.
Частью 2 статьи 25 Закона о финансовом уполномоченном установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, при котором потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Из части 5 статьи 32 Закона о финансовом уполномоченном следует, что в отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренному Федеральным законом от 25.04.2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страхованию средств наземного транспорта, к которому в частности относится добровольное страхование транспортного средства (за исключением средств железнодорожного транспорта), и добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, положения Федерального закона от 04.06.2018 года № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" применяются с 01.06.2019 года.
Таким образом, исходя из части 5 статьи 32 Закона о финансовом уполномоченном, при обращении в суд с 1 июня 2019 года потребители финансовых услуг должны представить доказательства соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования споров со страховыми организациями по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), добровольного страхования транспортных средств (КАСКО), добровольного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ДСАГО).
В соответствии с частью 4 статьи 25 Закона о финансовом уполномоченном, в качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора потребитель финансовых услуг представляет в суд хотя бы один из следующих документов: 1) решение финансового уполномоченного; 2) соглашение в случае, если финансовая организация не исполняет его условия; 3) уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, предусмотренное частью 4 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о финансовом уполномоченном, до направления финансовому уполномоченному обращения потребитель финансовых услуг должен направить в финансовую организацию заявление в письменной или электронной форме.
В силу ч. 2 ст. 16 Закона о финансовом уполномоченном, финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования: 1) в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в случае, если указанное заявление направлено в электронной форме по стандартной форме, которая утверждена Советом Службы, и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более ста восьмидесяти дней; 2) в течение тридцати дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях.
Таким образом, с 01 июня 2019 года потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к страховщику только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению (ч. 2 ст. 25 и ч. 5 ст. 32 Закона о финансовом уполномоченном).
Доводы частной жалобы о том, что на истца не распространяется требование обязательного досудебного порядка урегулирования настоящего спора, поскольку он возник из договора КАСКО, заключенного сторонами по делу 15 сентября 2018 года до дня вступления в силу Закона о финансовом уполномоченном, не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления.
Эти доводы представляют собой неверное толкование правил действия во времени норм материального и процессуального права, установивших с 1 июня 2019 года новые условия разрешения споров, возникших из отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, одной из сторон в которых выступает гражданин-потребитель.
Закон о финансовом уполномоченном, учредивший институт досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, вступил в силу с 3 сентября 2018 года.
Таким образом, положения об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, введенные с 1 июня 2019 года Законом о финансовом уполномоченном, по сути, устанавливают процессуальный порядок подачи иска, который определяется законом, действующим на момент обращения в суд, и не зависят от того, когда был заключен договор КАСКО, если услуги по нему были оказаны или должны были быть оказаны после 3 сентября 2018 года.
С учетом действующего правового регулирования при обращении в суд после 1 июня 2019 года потребители финансовых услуг должны представить доказательства соблюдения вышеуказанного обязательного досудебного порядка урегулирования спора со страховой организацией по вытекающим из договора КАСКО правоотношениям, возникшим после 3 сентября 2018 года, когда вступил в силу Закон о финансовом уполномоченном.
Из материалов дела видно, что договор КАСКО был заключен между истцом и ответчиком 15 сентября 2018 года и спорные правоотношения из него возникли в связи с наступлением страхового случая в июле 2019 года и обращением истца в СПАО «РЕСО-Гарантия» с заявлением от 13 июля 2019 года о страховом возмещении.
Таким образом, поскольку обязанность ответчика по оказанию финансовых услуг истцу в виде выплаты страхового возмещения возникла после вступления в силу 3 сентября 2018 года Закона о финансовом уполномоченном, требования о взыскании суммы страхового возмещения, заявленные истцом в суд 15.04.2020 года, подлежали обязательному досудебному урегулированию по его заявлению у финансового уполномоченного в силу части 1 статьи 15 этого Закона.
При обращении с настоящим иском в суд 15 апреля 2020 года, т.е. после 1 июня 2019 года истец не представил суду какой-либо из документов, перечисленных в части 4 статьи 25 Закона о финансовом уполномоченном.
При таких обстоятельствах, у судьи не имелось законных оснований для принятия к своему производству настоящего искового заявления, по которому истцом не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, установленный законом, оно правомерно было возвращено истцу.
Обжалуемым судебным постановлением право истца на доступ к правосудию не нарушено, поскольку он не лишен возможности защиты своих прав потребителя финансовой услуги в судебном порядке после его обращения к финансовому уполномоченному.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу определения судья, частная жалоба не содержит, судьей апелляционной инстанции таких нарушений также не установлено.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 22 апреля 2020 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья: