ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 91О0000-01-2021-000395-42 от 05.10.2022 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

судья Хожаинова О.В. дело № 66а-1994/2022

УИД № 91OS0000-01-2021-000395-42

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи 5 октября 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В.,

судей Печуриной Ю.А., Рассказовой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-17/2022 по апелляционной жалобе административного ответчика Совета министров Республики Крым

на решение Верховного Суда Республики Крым от 12 июля 2022 г., вынесенное по административному иску Барбароша Дмитрия Семеновича об оспаривании в части постановления Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя»», в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2018 года № 590 и в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 года № 315,

заслушав доклад судьи Сицинской О.В.,

установила:

постановлением Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 № 384 утверждён Порядок обеспечения жилыми помещениями и учёта нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее - Постановление № 384, Порядок № 384).

Пунктом 22 приведённого Постановления определены основания для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом № 116 и для включения в список.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 22 Порядка № 384 в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 г. № 315 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384» в качестве основания для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом № 116 и для включения в список указано - реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счёт бюджетных средств, в том числе за счёт средств государственного бюджета Украины, Автономной Республики Крым, бюджетов муниципальных образований.

Барбарош Д.С. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным иском заявлением, в котором (с учётом уточнения требований в порядке ст. 46 КАС РФ) просил признать недействующим подпункт 4 пункта 22 Порядка обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя» с изменениями, внесёнными постановлением Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 г. №315.

Административные требования мотивировал тем, что вступившим законную силу решением Кировского районного суда Республики Крым от 18 декабря 2020 года по административному делу № 2а-924/2020 ему отказано в удовлетворении административных требований о признании незаконным постановления администрации Кировского района Республики Крым от 20 октября 2020 года № 425 «Об отказе в признании Барбароша Д.С. участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», возложении обязанности на административного ответчика признать его участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» и включить в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка. Указал, что 10 марта 2020 года, считая себя лицом, имеющим право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета на основании Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116, обратился к административному ответчику с соответствующим заявлением. Администрация Кировского района Республики Крым, изучив обращение заявителя и материалы жилищного дела, вынесла постановление об отказе, обосновывая его тем, что заявитель ранее реализовал своё право на обеспечение жилым помещением, что подтверждается ордером от 9 июля 1992 года № 228, выданным начальником Полтавской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Украины на него и его семью, состоящую из супруги и сына. При этом одним из правовых оснований для отказа в постановлении Администрации Кировского района Республики Крым указан подпункт 4 пункта 22 Порядка № 384. По мнению административного истца, оспариваемый подпункт ограничивает его право на получение жилого помещения (в виде его предоставления или предоставления субсидии на строительство или покупку) или постановку на учёт, как нуждающегося в жилых помещениях, закреплённое в части 5 статьи 3 Федерального закона № 76-ФЗ, в виде гарантии государства, ограничивает право истца на получение жилого помещения (в виде его предоставления или предоставления субсидии на строительство или покупку) или постановку на учёт, как нуждающегося в жилых помещениях за счёт средств федерального бюджета Российской Федерации, поскольку отождествляет его с государственным бюджетом Украины, бюджетом Автономной Республики Крым и муниципальных образований, что противоречит абзацам 3 и 9 части 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ. Считает, что оспариваемая им норма противоречит положениям статей 51, 52, 53, 54, 56, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 3, абзацам 3 и 9 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», части 2 статьи 3 Закона Республики Крым от 4 июля 2018 года № 517-ЗРК/2018 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя».

Решением Верховного Суда Республики Крым от 12 июля 2022 г. административные исковые требования удовлетворены частично. Признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу оспариваемый в части нормативно-правовой акт, возложена на Совет Министров Республики Крым обязанность опубликовать решение суда.

В апелляционной жалобе Совет министров республики Крым просит об отмене решения суда и вынесении нового об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что Барбарош Д.С. ранее реализовал право на обеспечение жилым помещением. Полагает, что обжалуемое в части постановление Совета министров Республики Крым не противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а лишь уточняет за счёт каких бюджетных средств ранее было реализовано право на улучшение жилищных условий.

Административным истцом и прокурором представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

Представители Совета министров Республики Крым – Володькин С.А., Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым – Неделько О.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении.

Административный истец Барбарош Д.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

В судебное заседание апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности причин неявки не предоставили. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 213, 308 КАС РФ, определила рассмотреть дело в их отсутствие.

В заключении прокурор Костюк А.И. настаивал на оставлении решения суда по доводам апелляционной жалобы без изменения.

Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав выступление участвующих лиц, заключение прокурора, судебная коллегия оснований к отмене решения суда либо его изменению, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не находит.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов административного дела следует, что Барбарош Д.С., 5 апреля 1960 года рождения, пенсионер, ветеран военной службы. Приказом начальника Генерального штаба - главнокомандующего вооруженными силами Украины от 1 февраля 2007 года майор Барбарош Д.С. уволен в связи с реформированием вооруженных сил Украины с оставлением на квартирном учёте для внеочередного получения жилья за счёт жилищного фонда Министерства обороны Украины. Согласно выписке из приказа командира войсковой части АО 156 от 7 мая 2007 года №85, Барбарош Д.С. постоянным жильём не обеспечен (т.1 л.д.227-228, т.2 л.д.25-33).

10 марта 2020 г. Барбарош Д.С., считая себя лицом, имеющим право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета на основании Указа Президента Российской Федерации №116, обратился с соответствующим заявлением в Администрацию Кировского района Республики Крым.

Администрация Кировского района Республики Крым, рассмотрев его обращение, вынесла постановление от 20 октября 2020 г. № 425 «Об отказе в признании Барбароша Д.С. участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя». Из постановления Администрация Кировского района Республики Крым от 20 октября 2020 г. №425 следует, что Барбарош Д.С. ранее реализовал своё право на обеспечение жилым помещением, а именно ордером от 9 июля 1992 года № 228, выданным Министерством обороны СССР на него и его семью, состоящую из супруги и сына.

Одним из правовых оснований для отказа Барбарошу Д.С. в постановлении Администрации Кировского района Республики Крым указан подпункт 4 пункта 22 Порядка № 384 (т.1 л.д.29-30).

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом, а потому, имеет право на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в частности, соблюдены ли форма и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, а также требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункты «б», «в» пункта 2 части 3 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из статьи 76 Конституции Российской Федерации следует, что по вопросам совместного ведения, а также по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с положениями части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта, далее Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Согласно части 1 статьи 81 Конституции Республики Крым исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Г лава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.

В соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции Республики Крым, частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 г. № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Совет Министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

Статьёй 84 Конституции Республики Крым предусмотрено, что Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издаёт постановления и распоряжения (часть 1).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым (часть 2).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым (часть 3).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014г. № 242 «О Регламенте Совета министров Республики Крым» утверждён Регламент Совета министров Республики Крым (далее - Регламент - в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта), который в соответствии с Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» определяет порядок организации деятельности Совета министров Республики Крым по реализации его полномочий.

В соответствии с пунктом 7 Регламента Совет министров на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение.

Согласно пункту 94 Регламента акты Совета министров нормативного характера издаются в форме постановлений.

В соответствии с пунктом 99 Регламента постановления Совета министров, кроме постановлений, которые содержат информацию с ограниченным доступом, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самими постановлениями, но не ранее дня их официального опубликования.

Статьёй 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции по состоянию на дату принятия оспариваемого акта) установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Как следует из материалов дела, проект оспариваемого в части Постановления № 384 представлен Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, согласован без замечаний, прошёл правовую и антикоррупционную экспертизу.

Согласно пояснительной записке к проекту постановления Совета министров Республики Крым «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями и учёта нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г.Севастополя», проект разработан в связи с необходимостью реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г.Севастополя» на территории Республики Крым. Целью принятия проекта является утверждение порядка обеспечения жилыми помещениями и учёта нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом № 116 (т.1 л.д.128).

Советом министров Республики Крым, в порядке пункта 5 Регламента, принято постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 № 384 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» путём согласования большинством членов Совета министров Республики Крым (т.1 л.д.95-127).

Постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 № 384 опубликовано 9 августа 2018 года на официальном сайте

Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru, и 14 августа 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Советом министров Республики Крым также в порядке пункта 5 Регламента принято постановление от 29 ноября 2018 г. № 590 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа

2018 года № 384», которым в оспариваемый нормативный правовой акт внесены изменения, в том числе, в пункт 22 Порядка № 384.

Абзац первый пункта 22 изложен в следующей редакции: «22. Основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом № 116 и для включения в список является».

При этом подпункт 4 пункта 22 Порядка № 384 не изменялся.

Постановление Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2018 г. № 590 опубликовано на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru, 29 ноября 2018 года, а также на официальном интернет- портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 декабря 2018 года.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 № 315 внесены изменения в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384, а именно в пункты 18, 19, 22, 32, приложение 3, приложение 11.

Подпункт 4 пункта 22 Порядка № 384 дополнен словами: «в том числе за счёт средств государственного бюджета Украины, Автономной Республики Крым, бюджетов муниципальных образований».

Проект постановления Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 № 315 также представлен Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, согласован без замечаний, прошёл правовую и антикоррупционную экспертизу (т.2 л.д.59-110).

Согласно пояснительной записке к проекту постановления Совета министров Республики Крым № 315, он разработан во исполнение поручения Главы Республики Крым от 16 января 2019 года № 1/01-32/139, а также в целях уточнения некоторых положений нормативного правового акта (т.1 л.д.176-177, т.2 л.д.65-66).

Советом министров Республики Крым, в порядке пункта 5 Регламента, принято постановление Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 № 315 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384» путём согласования большинством членов Совета министров Республики Крым (т.1 л.д. 168-197).

Постановление Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 г. № 315 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384» опубликовано 6 июня 2019 года на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru, и 10 июня 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, изучив предоставленные по данным основаниям письменные доказательства, установил, что постановление Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 г. № 315 принято полномочным представительным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедур его принятия, официального опубликования.

С решением суда в указанной части суд апелляционной инстанции соглашается.

Пункт 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативно-правового акта требованиям Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища (часть 1).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В целях обеспечения социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя принят Указ Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее - Указ № 116).

В соответствии с пунктом 1 Указа № 116 установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и г. Севастополя:

а) граждане Российской Федерации, состоявшие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 г.:

с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба;

с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым;

со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;

б) граждане Российской Федерации - члены семей граждан, названных в подпункте «а» настоящего пункта;

в) граждане Российской Федерации - члены семей (в том числе вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак) погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы) или погибших (умерших) после увольнения с военной службы (службы) граждан, названных в подпункте «а» настоящего пункта, состоявших на дату их гибели (смерти) на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 2 Указа № 116 установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, осуществляется органами исполнительной власти Республики Крым и г.Севастополя за счёт средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам этих субъектов Российской Федерации в виде субвенций, порядок распределения и предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и г.Севастополя (пункт 3 Указа № 116).

Порядок учёта нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, которые также осуществляют учёт таких граждан (пункт 4 Указа № 116).

Согласно пункту 5 Указа № 116 поручено Федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, передать списки граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, в Совет министров Республики Крым и Правительство Севастополя.

В материалы дела представителем административного ответчика представлена пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации «О жилищном обеспечении отдельных категорий проживающих на территориях Республики Крым и г.Севастополя граждан Российской Федерации» (т.2 л.д.203 (оборот)-205).

Из пояснительной записки к проекту Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 следует, что цель принятия указанных норм заключалась в разрешении вопросов реализации Российской Федерацией социальных гарантий гражданам Украины, признанным гражданами Российской Федерации, одной из которых является право на жилищное обеспечение, в развитие положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Лица, уволенные с военной службы с оставлением на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в воинских формированиях Республики Крым и г.Севастополя, ранее входивших в состав вооружённых сил Украины, изъявившие желание получить гражданство Российской Федерации, под действие норм Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», не подпадают. Также указано, что данная категория лиц - категория, впервые наделяемая правом на жилищное обеспечение за счёт средств бюджета Российской Федерации. На основании положений статьи 19 Федерального закона 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия, не указанные в числе вопросов местного значения, являются отдельными государственными полномочиями. Такие полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления только на основании закона и с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми предусматривает наделение обязанностями по утверждению порядка учёта соответствующей категории граждан и осуществлению такого учёта органов исполнительной власти Республики Крым и г.Севастополя. При этом в пояснительной записке отражено общее количество граждан, уволенных с военной службы, применительно к каждому из силовых ведомств, и указано, что федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставят в Совет министров Республики Крым и Правительство Севастополя перечень таких граждан, уволенных с военной службы, по состоянию на 1 октября 2016 г.

В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 4 июля 2018 года № 517-ЗРК/2018 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г.Севастополя».

Статьёй 1 поименованного закона органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым, а именно:

1) граждан Российской Федерации, состоявших на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до 18 марта 2014 года:

с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооружённых сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба;

с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым;

со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и г.Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;

2) граждан Российской Федерации - членов семей граждан, названных в пункте 1 настоящей части;

3) граждан Российской Федерации - членов семей (в том числе вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак) погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы) или погибших (умерших) после увольнения с военной службы (службы) граждан, названных в пункте 1 настоящей части, состоявших на дату их гибели (смерти) на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Крым в виде субвенций, путём предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой свидетельством, выданным органом местного самоуправления в порядке, определённом Советом министров Республики Крым (часть 2 статьи 1).

Члены семьи гражданина, состоящие совместно с ним на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют равные с указанным гражданином права (кроме случаев, установленных законодательством) и обязанности и несут равную с ним ответственность при реализации жилищных прав (часть 3 статьи 1).

Порядок учёта нуждающихся в жилых помещениях и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, путём предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения определяются Советом министров Республики Крым (часть 4 статьи 1).

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об удовлетворении административных требований о признании недействующими оспариваемого нормативного акта в части, судебная коллегия отмечает, что Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 введено специальное правовое регулирование, имеющее целевую направленность.

Пунктом 1 Указа № 116 определён круг лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями; в соответствии с данным правовым регулированием, административный истец Барбарош Д.С. относится к категории лиц, названных в подпункте «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. № 116, о чем достоверно свидетельствуют материалы административного дела.

Между тем в соответствии с положениями оспариваемого подпункта 4 пункта 22 Порядка № 384 в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 г. № 315 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384», административный истец Барбарош Д.С. не может быть участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом № 116 и включён в соответствующий список, как лицо, реализовавшее ранее право на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счёт бюджетных средств государственного бюджета Украины.

Таким образом, несмотря на то, что в пункте 2 Порядка № 384 указан тот же круг лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Указом № 116, что и в пункте 1 Указа № 116, оспариваемым подпунктом 4 пункта 22 Порядка № 384 из числа субъектов специального правового регулирования, имеющего целевую направленность, вопреки положениям пункта 1 Указа № 116, исключены лица, реализовавшие ранее право на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счёт бюджетных средств, в том числе за счёт средств «государственного бюджета Украины, Автономной Республики Крым, бюджетов муниципальных образований.

Изложенное верно оценено судом как противоречие оспариваемого в части нормативного акта актам, имеющим большую юридическую силу, с удовлетворением административных требований Барбароша Д.С.

Оснований к иным выводам судебная коллегия не усматривает.

Вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика Совета Министров Республики Крым о том, что административный истец Барбарош Д.С. не является лицом, чьи права урегулированы спорным нормативным актом, материалы административного дела свидетельствуют об обратном.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. N 116 закреплено право на обеспечение жилыми помещениями постоянно проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя лиц, в том числе граждан России и членов их семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до 18 марта 2014 г. с военной службы из дислоцировавшихся на территориях Республики Крым и города Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба (подпункт "а" пункта 1).

Порядок обеспечения жилыми помещениями согласно Указу определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя. Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, которые также осуществляют учет таких граждан (пункты 3 - 4).

Таким образом, указанным правовым актом урегулированы правоотношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до 18 марта 2014 г.

Из материалов дела следует, что Барбарош Д.С. уволен с военной службы из 168 летно-испытательного комплекса Государственного авиационного научно-испытательного центра с 1 февраля 2007 г., расположенного в (том 2 л.д. 166).

При этом, начиная с 12 декабря 2006 г. Барбарош Д.С. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список нуждающихся (том 2 л.д. 164-165).

На момент принятия Указа № 116, Барбарош Д.С. являлся гражданином Российской Федерации, что достоверно подтверждается паспортом от 3 мая 2014 г.

Кроме того, указанное подтверждается ответом Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от 24 марта 2021 г. № 194/175-7/3365 (том 2 л.д. 169-170), письмом Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Совета Министров Республики Крым от 12 марта 2021 г. № 3376/01-21/2 (том 2 л.д. 171-172).

Иных доводов, не получивших оценки суда, не установлено.

Нарушений норм процессуального законодательства, при которых возможна отмена решения суда, перечисленных в ст. 310 КС РФ, судебная коллегия не установила.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,

определила:

решение Верховного Суда Республики Крым от 12 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Совета министров Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 октября 2022 г.

Председательствующий

судьи