ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 920003-01-2023-001237-55П от 26.05.2023 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

УИД: №92RS0003-01-2023-001237-55 Председательствующий в

Производство: 1я инст. №М-984/2023, 2я инст. №33а-1871/2023 первой инстанции Степанова Ю.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда Кондрак Н.И. рассмотрев материалы административного дела по административному исковому заявлению Севастопольского профессионального союза микробизнеса на проспекте Генерала Острякова к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя об обжаловании бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия по частной жалобе председателя Севастопольского профессионального союза микробизнеса на проспекте Генерала Острякова – ФИО1 на определение Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 апреля 2023 года, которым административный иск оставлен без движения, -

УСТАНОВИЛ:

Определением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 12 апреля 2023 г. административное исковое заявление Севастопольского профессионального союза микробизнеса на проспекте Генерала Острякова к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя об оспаривании бездействия органа государственной власти оставлено без движения.

Не согласившись с названным определением административный истец обратился с частной жалобой, в которой выражает несогласие с судебным актом и просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и разрешить вопрос по существу. Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, прихожу к следующему.

В силу части 1 статьи 313 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее, в том числе, - КАС РФ) определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление в случае, если это предусмотрено настоящим Кодексом, определение суда исключает возможность дальнейшего движения административного дела.

Настоящая жалоба подана в установленный законом срок, а потому подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам главы 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания.

Согласно части 2.1 статьи 315 КАС РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

Как следует из обжалуемого определения, основанием для оставления административного искового заявления послужило непредставление сведений о регистрации истца как общественной организации, документов, подтверждающих полномочия ФИО1 как лица, подписавшего административное исковое заявление. Сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано заявление, нарушены, или причины, которые могут повлечь их нарушение, не обосновано наличие компетенции суда общей юрисдикции в рассмотрении спора с учетом статуса административного истца, а так же не уплачена госпошлина за обращение с иском в суд, поскольку по мнению судьи на административного истца не распространяется действие Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон № 10-ФЗ).

Вместе с тем, вывод судьи является преждевременным, необоснованным и свидетельствует о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела и неправильном применении норм процессуального права исходя из следующего.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации).

Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия.

Порядок административного судопроизводства регламентирован нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений; мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 4 КАС РФ).

Правила предъявления административного искового заявления установлены главой 12 (статьи 124-126) КАС РФ.

Так, по общему правилу, установленному частью 1 статьи 125 КАС РФ, административное исковое заявление подается в суд в письменной форме.

В административном исковом заявлении должны быть указаны: наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при наличии); наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны); сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом; сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались; сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов (часть 2 статьи 125 КАС РФ).

Статья 126 КАС РФ содержит перечень документов, прилагаемых к административному исковому заявлению.

Судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения (часть 1 статьи 130 КАС РФ).

Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 130 КАС РФ).

Главой 13 КАС РФ определен порядок подготовки дела к судебному разбирательству.

Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела, проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц (статья 132 КАС РФ).

Статьей 135 КАС РФ предусмотрены действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд, в частности, вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части; разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика; рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок; при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств; совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию демократическим правовым социальным государством, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на основе принципов верховенства права и правовой демократии (статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1), закрепляет в числе основных прав человека право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантирует свободу деятельности общественных объединений (статья 30, часть 1).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, включая объединение в профессиональные союзы, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях), закрепляющим основные принципы деятельности общественных объединений, к числу которых отнесены добровольность и самоуправление, а также право на определение своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности (часть первая статьи 5 и часть первая статьи 15).

Основным законодательным актом, регулирующим в соответствии с Конституцией Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение в профессиональные союзы, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, а также объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, является Закон № 10-ФЗ, который, определяя профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (пункт 1 статьи 2), закрепляет право профсоюзов создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку, а именно: общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (пункт 5 той же статьи).

В соответствии с нормами статьи 6 Закона об общественных объединениях, членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

В Постановлении от 27 октября 2020 года N 44-П, Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что предусматривая принцип независимости профсоюзов в их деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, Закон № 10-ФЗ предоставляет профсоюзам и их объединениям (ассоциациям) право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, свою структуру, образовывать профсоюзные органы и определять их компетенцию, организовывать свою деятельность, проводить собрания, конференции, съезды и другие мероприятия (пункт 1 статьи 5 и пункт 1 статьи 7).

Указанные правомочия обусловлены правовой природой и статусом профсоюзов как общественных объединений, деятельность которых подчинена целям их создания и направлена на обеспечение возложенных на них законом и уставами функций по осуществлению представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов своих членов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 22-П).

В силу пункта 1 статьи 8 Закона № 10-ФЗ, правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.

Абзацем 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" закреплена норма, согласно которой профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться в качестве юридического лица.

Согласно положений статьи 3 Закона № 10-ФЗ работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования; член профсоюза - лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

В Трудовом кодексе РФ под работником понимается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (статья 20 ТК РФ). Закон № 10-ФЗ, который подлежит применению к административному истцу, трактует данное понятие более широко.

Исходя из вышеизложенного, выводы судьи о том, что на административного истца не распространяется действие Закона № 10-ФЗ, он не является профсоюзом в понимании данного Закона не верны.

Так же исходя из вышеизложенных норм Закона судья без законных на то оснований возложил обязанность представить сведения о регистрации профсоюза и документы, подтверждающие полномочия ФИО1, поскольку профсоюз вправе не регистрироваться, доказательства полномочий ФИО1 представлены (Устав профсоюза и протокол отчетно-выборного собрания). Сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано заявление, нарушены, вопреки выводам, изложенным в определении, в иске указаны. При этом КАС РФ не возлагает на истца обязанность обосновывать наличие компетенции суда общей юрисдикции в рассмотрении спора, поскольку определение вида судопроизводства относится к компетенции суда.

Исходя из изложенного приведенные выше процессуальные нормы судьей районного суда во внимание не приняты. Те вопросы, которые возникли у судьи по поводу содержания административного искового заявления и его обоснования, заявленных ходатайств, подлежали рассмотрению на стадии подготовки дела к судебному разбирательству путем определения судьей юридических фактов, лежащих в основе требований с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению.

При таких обстоятельствах определение судьи об оставлении административного искового заявления истца без движения нельзя признать законным.

Поскольку определение принято с существенными нарушениями норм процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, это согласно статье 310 КАС РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта и направления материала в суд первой инстанции на стадию принятия искового заявления к производству суда (статья 127 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 301, 311, 313, 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 12 апреля 2023 г. об оставлении без движения административного искового заявления Севастопольского профессионального союза микробизнеса на проспекте Генерала Острякова к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя об оспаривании бездействия органа государственной власти отменить, материал направить в Ленинский районный суд города Севастополя на стадию принятия к производству суда.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Судья Севастопольского

городского суда Н.И. Кондрак