ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 92О0000-01-2022-000006-36 от 17.08.2022 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

судья Орлова С.В. дело № 66а-1502/2022

УИД № 92OS0000-01-2022-000006-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи 17 августа 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В.,

судей Сумбаевой А.В., Солдатовой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

№ 3а-14/2022 по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации

на решение Севастопольского городского суда от 13 мая 2022 г., вынесенное по административному иску Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании нормативного правового акта в части,

заслушав доклад судьи Сицинской О.В.,

установила:

3 декабря 2019 г. Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя издан приказ № 276, которым утверждена документация по планировке территории линейного объекта «Газопровод высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГГРП до ГГРП-ба с переходом Севастопольской бухты».

18 января 2022 г. Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту - Минобороны России) обратилось в Севастопольский городской суд с административным иском, в котором просит признать недействующим приказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 3 декабря 2019 г. № 276 «Об утверждении документации по планировке территории линейного объекта «Газопровод высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГГРП до ГГРП-6а с переходом Севастопольской бухты» в части планировки территории линейного объекта на земельном участке военного городка № 42, как несоответствующего законодательству Российской Федерации со дня его принятия.

Административные требования мотивирует тем, что принятый административным ответчиком нормативный правовой акт - приказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 3 декабря 2019 г. № 276 применим к Министерству обороны Российской Федерации, поскольку проектная документация по планировке территории линейного объекта газопровода предусматривает размещение линейного объекта, в том числе, на земельном участке военного городка № 42, принадлежащего на праве собственности административному истцу. Полагает, что оспариваемый приказ принят в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу (пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации), пунктов 10 и 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»), и нарушает права и законные интересы административного истца как собственника недвижимого имущества военного городка № 42.

Решением Севастопольского городского суда от 13 мая 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Министерство обороны Российской Федерации просит об отмене решения суда и вынесении нового об удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы идентичны основаниям административного иска.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители административного истца - Хмиль О.Ю. и ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России - Кравец А.Н. поддержали апелляционную жалобу, ссылаясь на незаконность судебного акта.

Представитель административного ответчика Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя – Сучу Я.С., возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание, не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности причин неявки не предоставили. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 150, 307 КАС РФ, определила рассмотреть дело в их отсутствие.

В заключении прокурор Екимцов М.Н. настаивал на оставлении решения суда по доводам апелляционной жалобы без изменения.

Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия оснований к отмене решения суда либо его изменению не находит.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ, здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится, как следует из содержания подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в том числе утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Пунктом 2 статьи 7 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется ГрК РФ с учетом особенностей, установленных статьей 63 названного кодекса.

Так, согласно части 9 статьи 63 ГрК РФ утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Исходя из названных норм, а также положений статьи 35 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 г. № 1-ЗС (далее - Устав города Севастополя), статей 5, 5.1 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», пунктов 1.1, 2.1, 3.53-1, 3.51 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 29 декабря 2016 г. № 1300-1111 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, являясь исполнительным органом государственной власти Севастополя, проводит на территории города Севастополя государственную политику и осуществляет правовое регулирование в области архитектуры и градостроительства.

Суд первой инстанции, исследовав полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, порядок его принятия и опубликования, со ссылками на Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Устав города Севастополя от 14 апреля 2014 г. № 1-ЗС, пришел к верному выводу о наличии у Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя полномочий на принятие оспариваемого нормативного акта – приказ № 276 от 3 декабря 2019 г. об утверждении документации по планировке территории линейного объекта «Газопровод высокого давления от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГГРП до ГГРП-6а с переходом Севастопольской бухты».

Проверяя процедуру принятия указанного акта, суд исследовал соблюдение требований, в том числе, причины, послужившие основанием к его принятию, проведение публичных слушаний, опубликование. Оснований не согласиться с выводами суда в указанной части у судебной коллегии не имеется.

Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).

Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4 статьи 41 ГрК РФ).

Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. 11одготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6 статьи 41 ГрК РФ).

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В силу части 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (часть 3 статьи 43 ГрК РФ).

Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Как усматривается из материалов дела, указанные проект планировки и проект межевания территории линейного объекта «Газопровод высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГГРП до ГГРП-6а с переходом Севастопольской бухты» разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов», распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 19 февраля 2019 г. № 14 «О разработке документации по планировке территории линейного объекта «Газопровод высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГТРП до ГГРП-6а с переходом Севастопольской бухты», а также на основании Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114, Региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 20 апреля 2017 г. № 317-ПП, иных действующих нормативных правовых документов в области градостроительства, технических регламентов.

Из положений пунктов 10, 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» следует, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами (часть 1 статьи 93 ЗК РФ).

Распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20 марта 2015 г. «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» и в соответствии с Перечнем недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, являющимся приложением к указанному распоряжению, недвижимое имущество военного городка № 42 в количестве 60 зданий и сооружений, расположенных в г. Севастополе, бухта Карантинная, площадь земельного участка 23,7500 га, передано безвозмездно из собственности города Севастополя в федеральную собственность, между Главным управлением имущественных и земельных отношений города Севастополя и ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России подписан акт приема-передачи указанного имущества.

Судом верно установлено на основании предоставленных доказательств, что регистрация права собственности административного истца – Министерства обороны Российской Федерации, в надлежащем порядке – с внесением записи в Единый государственный реестр прав, не осуществлена, в связи с подготовкой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанная схема находилась на стадии согласования с Правительством Севастополя.

Судом первой инстанции установлено, что 3 декабря 2019 года Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя издан оспариваемый истцом приказ № 276, которым утверждена документация по планировке территории линейного объекта «Газопровод высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГГРП до ГГРП-6а с переходом Севастопольской бухты».

Документация по планировке территории разработана в рамках реализации государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21 ноября 2016 г. №1112-1111 (подпрограмма 5 «Газификация города Севастополя»).

Проектируемый объект расположен в городе Севастополе, Нахимовский район (Нахимовский муниципальный округ), Ленинский район (Ленинский муниципальный округ), Гагаринский район (Гагаринский муниципальный округ), пересекает Севастопольскую бухту.

Необходимость строительства определена потребностью улучшения стабилизации газоснабжения Южной стороны города Севастополя. Ввод в эксплуатацию газопровода высокого и среднего давления от ГРС Северная сторона до ГГРП-6А с переходом Севастопольской бухты (дюкера) обеспечит подачу дополнительных объемов газа с Северной стороны в южную часть города в объеме до 25 тыс. м/час и устойчивое и безаварийное газоснабжение существующих объектов газопотребления города, особенно районов бухты Камышовой и бухты Казачьей.

Оспаривая названный приказ, административный истец указывал, что одной из причин к отказу в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, переданного в собственность Министерства обороны Российской Федерации, является пересечение границ земельного участка с земельным участком, на котором запланировано строительство газопровода.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, исследовав совокупность материалов дела и верно применив к ним действующие нормы, указал, что земельный участок, о котором утверждает административный истец, не образован, его границы на местного не определены, а право собственности в установленном порядке – не возникло, доказательства отнесения земельного участка к землям обороны не предоставлены, следовательно, его местоположение не могло быть учтено при разработке оспариваемого нормативного акта.

С данными выводами суд апелляционной инстанции согласен.

Судебной защите подлежит нарушенное право, либо созданы препятствия к его реализации (ст. 4 КАС РФ). В отсутствии установленных границ, документального подтверждения права собственности оснований к удовлетворению административного иска не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении процессуальных прав и препятствии в предоставлении доказательств отказом в приостановлении производства по делу до рассмотрения арбитражным судом спора о праве собственности, судебная коллегия отклоняет, находя их неубедительными, не относящимися к предмету рассматриваемых требований.

Доводы, приведенные административным истцом в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований к отмене либо изменению решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.

С учетом изложенного вынесенное по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы об обратном необоснованными

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,

определила:

решение Севастопольского городского суда от 13 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Севастопольский городской суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий

судьи