ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 9А-110/2023 от 06.07.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Килюхов М.А. дело №33а-23519/2023

№9а-110/2023

УИД23RS0021-01-2023-000798-09

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 июля 2023 года город Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Кривцов А.С. рассмотрел административный материал по административному исковому заявлению Черненко Александра Сергеевича к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав,

по частной жалобе Черненко Александра Сергеевича на определение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 3 апреля 2023 года,

установил:

Черненко А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в котором просил признать незаконным уведомление межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о приостановлении государственной регистрации прав от 14 марта 2023 года ........, а также обязать административного ответчика исполнить государственную услугу (принять решение о возобновлении исполнения государственной услуги) по заявлении о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 14 марта 2023 года ........ и зарегистрировать в течении 10 рабочих дней за заявителем залог недвижимого имущества: земельного участка площадью 1389+/-26.09 кв.м., с кадастровым номером ........, расположенный по адресу: ............

Обжалуемым определением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 3 апреля 2023 года административное исковое заявление было возвращено административному истцу.

Не согласившись с определением, административный истец подал частную жалобу, в которой просит его отменить, указывая на нарушение судом процессуальных норм.

В порядке части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 129 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.

Возвращая административный иск, судья исходил из того, что Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" установлен досудебный порядок урегулирования спора, несоблюдение которого является основанием для возврата административного искового заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда ошибочным исходя из следующего.

Из материала следует, что 2 марта 2023 года административный истец обратился в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации прав в отношении залога недвижимого имущества.

По результатам рассмотрения заявления, уведомлением от 14 марта 2023 года ........ административный ответчик сообщил о приостановке государственной регистрации прав.

Частью 9 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ) определено, что решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

Таким образом, нормой части 9 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ установлен перечень оснований приостановления регистрационных действий, по которым допускается обжалование в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" принятых государственным регистратором решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Положениями части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

В соответствии с частью 5 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" при рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционной комиссией оценивается обоснованность принятия органом регистрации прав решения о приостановлении (наличие оснований для принятия такого решения, установленных статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Буквальное толкование вышеназванных положений законодательства не позволяет установить наличие императивно установленного условия о необходимости обжалования в апелляционную комиссию всех принимаемых государственным регистратором решений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав независимо от оснований такого приостановления в целях получения возможности обжалования указанного решения в судебном порядке.

Возможность обжалования в апелляционную комиссию решения о приостановлении осуществления государственной регистрации прав, ограничении прав, сделок без одновременного осуществления государственного кадастрового учета частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" не предусмотрена.

Исходя из изложенного, определение судьи подлежит отмене как вынесенное при неправильном применении норм процессуального права, материал - направлению в Красноармейский районный суд Краснодарского края

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определил:

определение судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 3 апреля 2023 года отменить.

Материал по административному исковому заявлению Черненко Александра Сергеевича к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав направить в Красноармейский районный суд Краснодарского края для разрешения вопроса о принятии административного искового заявления к производству.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: