Судья Монгуш Р.С. № 9а-139/2020 (33а-320/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 23 марта 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Ховалыг Ш.А., рассмотрев частную жалобу ФИО1, ФИО2, Монгуша Б,М., ФИО3 на определение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 февраля 2020 года о возвращении административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
31 января 2020 года ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 обратились в суд с административным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, обществу с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» о признании незаконным бездействия, лишении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обоснование административного иска указано на то, что по результатам конкурсного отбора регионального оператора по твердым коммунальным отходам на территории Республики Тыва Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва победителем признано ООО «СТ-ТБО» и с ним заключено соглашение. Однако ООО «СТ-ТБО» не имеет соответствующей лицензии, как предусмотрено законом, в связи с чем данная организация незаконно признана победителем конкурса и с ней заключено соглашение. Кроме того, ООО «СТ-ТБО» нарушены установленные требования, касающиеся размещения в печатных средствах массовой информации, сети «Интернет» адресованных потребителям предложений о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом этой же организацией не исполняются свои обязательства по вывозу мусора, в частности, на территории г. Кызыла. Просили признать недействительными результаты конкурсного отбора регионального оператора по твердым коммунальным отходам, незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, выразившееся в непринятии мер по лишению ООО «СТ-ТБО» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва лишить ООО «СТ-ТБО» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 февраля 2020 года вышеуказанное административное исковое заявление возвращено на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) со ссылкой на то, что данное заявление подлежит рассмотрению арбитражным судом, неподсудно Кызылскому городскому суду Республики Тыва.
ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3, не согласившись с данным определением судьи, подали частную жалобу, просили отменить судебный акт и направить административный иск для принятия к производству суда. В обоснование жалобы указали на то, что они этот иск подали как потребители коммунальных услуг в защиту своих прав; предмет иска не входит в категорию споров, подлежащих рассмотрению арбитражным судом; административный иск связан с правами заявителей, получающих услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для личных, семейных, домашних нужд, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу частей 2, 2.1 статьи 315 КАС частная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, проверив определение, нахожу его подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 часть 1 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2).
Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных указанным кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами (статья 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из системного толкования указанных норм основополагающими критериями отнесения гражданских дел к компетенции арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора, возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в связи с осуществлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями соответствующей предпринимательской или иной экономической деятельности.
Это судом первой инстанции учтено не было.
Между тем иск ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 заявлен как физическими лицами – потребителями услуг, и не содержит каких-либо указаний на то, что предъявленные требования связаны с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что спор по настоящему делу подлежит рассмотрению арбитражным судом, не основан на законе.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно части 4 статьи 1 КАС РФ, не подлежат рассмотрению в порядке, установленном этим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
По смыслу статьи 1 КАС РФ административные споры обусловлены отношениями власти и подчинения, они не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в их рамках один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
Вместе с тем ООО «СТ-ТБО» не относится к тем организациям, чьи действия подлежат оспариванию в порядке, предусмотренном КАС РФ.
При этом, согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ, суды также рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Из заявления ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 усматривается, что одними из оснований иска являются нарушение ООО «СТ-ТБО» установленных требований, касающихся размещения в печатных средствах массовой информации, сети «Интернет» адресованных потребителям предложений о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также неисполнение им своих обязательств по вывозу мусора, следовательно, возникшие между сторонами правоотношения свидетельствуют о наличии спора, разрешаемого в рамках искового судопроизводства, поэтому данные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Действующее процессуальное законодательство (пункт 2 части 1 статьи 129 КАС РФ) исходит из того, что возвращение административного искового заявления по данному основанию допускается лишь в случае, если дело неподсудно данному суду, что в рассматриваемом деле своего объективного подтверждения не нашло.
При этом правильное определение судами вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина, определяется судом и зависит от характера правоотношений, из которых вытекает заявленное требование лица, а не от избранной гражданином формы обращения в суд.
Согласно положениям статьи 16.1 КАС РФ, при предъявлении в суд искового заявления, содержащего несколько требований, одни из которых подлежат рассмотрению по правилам административного судопроизводства, а другие - по правилам гражданского судопроизводства, если их раздельное рассмотрение возможно, судья разрешает вопрос о принятии требований, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Если иные предъявленные в суд требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, подсудны данному суду, вопрос об их принятии к производству разрешается судьей в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве на основании засвидетельствованных им копий искового заявления и соответствующих приложенных к нему документов.
Следовательно, отсутствуют препятствия для рассмотрения Кызылским городским судом Республики Тыва вопроса о возможности принятия административного иска к своему производству в порядке гражданского судопроизводства.
С учетом изложенного обжалованное определение судьи подлежит отмене с направлением материала в тот же суд для решения вопроса о возможности принятия заявления к производству суда в порядке гражданского судопроизводства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 316 и 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 февраля 2020 года отменить, направить материал в тот же суд для решения вопроса о возможности принятия заявления к производству суда в порядке гражданского судопроизводства.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Ш.А. Ховалыг