ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 9А-14/2022 от 15.03.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Панкова М.А. Дело: № 66а-672/2022

(номер дела в суде первой инстанции: № 9а-14/2022)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Батялова В.А., рассмотрев административное дело по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью «РН-Сервис» на определение Самарского областного суда от 18 января 2022 года о возвращении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «РН-Сервис» к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «РН-Сервис» (далее ООО «РН-Сервис) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском.

Определением судьи Самарского областного суда от 20 декабря 2021 года административное исковое заявление ООО «РН-Сервис» было оставлено без движения, поскольку не соответствует положениям статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Определением судьи Самарского областного суда от 18 января 2022 года названное административное исковое заявление ООО «РН-Сервис» на основании части 1 статьи 129 КАС РФ возвращено.

В частной жалобе административный истец просил определение судьи Самарского областного суда от 18 января 2022 года о возвращении административного искового заявления отменить. Считает, определение судьи необоснованным, вынесенным с нарушением требований действующего законодательства, регламентирующего подачу административного иска. Ссылается на отсутствие оснований для возврата административного искового заявления, поскольку заявителем сроки для устранения недостатков при подаче административного искового заявления нарушены не были, процессуальное действие совершено в срок согласно части 4 статьи 93 КАС РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания.

Согласно части 2.1 статьи 315 КАС РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с положениями статьи 210 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим на основании статьи 130 КАС РФ в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 209 КАС РФ.

Положениями статьи 130 КАС РФ предусмотрено, что судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125, 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 КАС РФ.

Административный истец обратился с административным исковым заявлением о признании не действующими Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся - территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него нежилых зданий с кадастровыми номерами , , , , , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него нежилых зданий с кадастровыми номерами , , , , , , , , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в него нежилых зданий с кадастровыми номерами , , взыскать с министерства имущественных отношений в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины.

Определением Самарского областного суда от 20 декабря 2021 года административное исковое заявление ООО «РН-Сервис» было оставлено без движения в связи с тем, что к административному исковому заявлению не приложены копии оспариваемых нормативных правовых актов, сведения о применении оспариваемых нормативных правовых актов к административному истцу, а также в административном исковом заявлении - не указаны источники опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, не конкретизированы оспариваемые пункты соответствующих Перечней, к доверенности лица, подписавшего административный иск, не приложены документы доверенного лица о высшем юридическом образовании, не приложены доказательства уплаты государственной пошлины за два требования неимущественного характера.

Административному истцу предложено в срок до 14 января 2022 года устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Копия определения суда от 20 декабря 2021 года получена административным истцом 30 декабря 2021 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором с официального сайта Почта России.

Суд первой инстанции полагал, что административным истцом не исправлены в установленный судом срок недостатки, указанные в определении Самарского областного суда от 20 декабря 2021 года, что является основанием для возвращения административного искового заявления административному истцу.

На основании части 1 статьи 129 КАС РФ, определением от 18 января 2022 года судья возвратил административное исковое заявление административному истцу.

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм процессуального права.

Во исполнение определения Самарского областного суда от 20 декабря 2021 года об оставлении административного искового заявления без движения, в последний день срока для устранения недостатков - 13 января 2022 года административным истцом в адрес Самарского областного суда почтовым отправлением Почтой России направлена нестандартная посылка с объявленной ценностью с описью вложения с почтовым идентификатором содержащая пакет документов и заявление об устранении недостатков административного искового заявления, что подтверждается материалами дела: копией почтовой квитанции от 13 января 2022 года (л.д.45), копией почтовой описи вложения с отметкой ОПС места приема (л.д. 46).

Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором с сайта Почта России (л.д. 69), 14 января 2022 года названная выше посылка прибыла в место вручения: отделение почтовой связи согласно территориальности получателя - Самарского областного суда. 20 февраля 2022 года срок хранения посылки истек, посылка выслана обратно отправителю и 10 марта 2022 года была получена административным истцом.

Согласно ч. 4 ст. 93 КАС РФ, процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока.

В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 КАС РФ.

В данном случае, срок для устранения недостатков до 14 января 2022 года пропущен не был, поскольку заявителем в организацию почтовой связи заявление об устранении недостатков административного искового заявления исх.№ 41 от 13 января 2022 года было доставлено и принято к отправке 13 января 2022 года.

Кроме того, оставляя административное исковое заявление без движения 20 декабря 2021 года, и предоставляя срок для устранения недостатков до 14 января 2022 года, суд первой инстанции посчитал его разумным.

Вместе с тем судом не было учтено, что предоставленный для устранения недостатков срок явно недостаточен, копию определения Самарского областного суда от 20 декабря 2021 года административный истец получил лишь 30 декабря 2021 года. С учетом выходных и праздничных дней в январе 2022 года, фактически на устранение недостатков у заявителя было 4 рабочих дня: с 10 по 13 января 2022 года.

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в соответствии со статьей 63 КАС РФ для полного и правильного разрешения административного дела суд вправе истребовать необходимые доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе, а представление административным истцом доказательств в силу ст. 135 КАС РФ возможно и на стадии проведения подготовки по делу.

При таких обстоятельствах, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что возвращение административного иска, является необоснованным, а определение судьи о возвращении административного искового заявления не соответствует требованиям закона, в связи с чем, названное определение подлежит отмене, а материал по данному административному исковому заявлению подлежит направлению в Самарский областной суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определил:

определение судьи Самарского областного суда от 18 января 2022 года отменить.

Материал по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Сервис» к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов направить в Самарский областной суд на стадию принятия административного искового заявления к производству суда.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.

Судья В.А. Батялов