ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 9А-689/2021 от 22.02.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 9а-689/2021 (№ 33а-543/2022) судья Свинцова С.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Тульского областного суда Юркова Т.А., рассмотрев материал по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Альтаир» на определение судьи Центрального районного суда г. Тулы от 20 декабря 2021 г. о возвращении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Альтаир» к консультанту отдела по надзору за строительством Инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору ФИО1 о признании действий (бездействия), связанных с выдачей предписания № НМ-03 от 25.11.2021, предписания незаконными,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Альтаир» (далее - ООО ПКФ «Альтаир») обратилось в суд с административным иском к консультанту отдела по надзору за строительством Инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору ФИО1 о признании действий (бездействия), связанных с выдачей предписания от ДД.ММ.ГГГГ, предписания от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Определением судьи Центрального районного суда г. Тулы от 20.12.2021 административное исковое заявление возвращено заявителю на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, в связи с его неподсудностью.

Не согласившись с определением судьи о возвращении административного искового заявления, ООО ПКФ «Альтаир» обратилось в суд с частной жалобой, в которой просило определение отменить, считая его незаконным и необоснованным, а также ввиду несоответствия выводов судьи фактическим обстоятельствам дела, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с ч. 2, ч. 2.1 ст. 315 КАС РФ частная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично, без проведения судебного заседания в сроки, установленные ст. 305 КАС РФ.

Проверив представленные материалы, изучив доводы частной жалобы, прихожу к следующему.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.

Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки Инспекцией Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору строительства комплекса жилых многоквартирных домов ООО ПКФ «Альтаир» установлены нарушения ч. ч. 3, 6, 7 ст. 52, ч. ч. 1, 2, 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, о чем выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений.

Возвращая административное исковое заявление на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, судья первой инстанции исходил из того, что оспариваемое ООО ПКФ «Альтаир» предписание касается выявленных в экономической деятельности общества нарушений в сфере строительства, в связи с чем заявленные требования не подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции в порядке, предусмотренном КАС РФ, поскольку в данном случае, имеет место спор, возникший между административным истцом и государственным органом, затрагивающий права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что рассматривает арбитражный суд.

Данный вывод судьи первой инстанции соответствует закону и фактическим обстоятельствам.

В соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции (ч.4 ст. 1 КАС РФ).

В частности, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (глава 4 АПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

При этом, под экономической деятельностью понимается производство продукции, выполнение работ и оказание услуг (в т.ч. с некоммерческими целями, но для других лиц).

Пунктом 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, регламентирован положениями главы 24 АПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, при отнесении административного спора к компетенции арбитражного суда необходимо учитывать субъектный состав участников спора и экономический характер заявленных требований. Из системного анализа вышеприведенных норм права следует, что при разрешении возникшего вопроса существенными условиями являются субъектный состав спорных правоотношений и характер этих отношений.

ООО ПКФ «Альтаир» является юридическим лицом, созданным в форме общества с ограниченной ответственностью, коммерческой организацией, целью деятельности которой является удовлетворение общехозяйственных потребностей в оказываемых им услугах, производимых им товарах и работ, получение прибыли, а одним из видов деятельности – производство строительных, строительно-монтажных, ремонтных, отделочных работ.

Инспекция Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим государственное управление и государственную политику в сфере архитектуры и градостроительства, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Тульской области, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома (п. 1 Положения об Инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору).

Приведенные в предписании нарушения допущены ООО ПКФ «Альтаир» в результате осуществления предпринимательской деятельности в сфере строительства, что указывает на экономический характер спора.

Оспариваемое в настоящем деле предписание выдано Инспекцией Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору в рамках реализации властных полномочия, направленных на пресечение нарушений градостроительного законодательства коммерческой организацией при осуществлении экономической деятельности.

При таких обстоятельствах и с учетом вышеприведенных положений законодательства, считаю, что судья первой инстанции правомерно возвратил административное исковое заявление ООО ПКФ «Альтаир» по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, поскольку заявленные требования рассматриваются и разрешаются арбитражным судом.

Ссылки в жалобе на то, что судьей первой инстанции неправильно определен предмет спора и, как следствие, подсудность, нахожу несостоятельными, поскольку предметом рассмотрения настоящего дела является именно проверка законности предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки доводам жалобы заявленные требования о признании незаконным оспариваемого предписания и действий должностного лица по выдаче данного предписания, по сути, являются одним требованием, разрешение которого относится к компетенции арбитражного суда.

Доводы частной жалобы относительного того, что судья, установив, что дело подлежит рассмотрению арбитражным судом, должен был передать дело на рассмотрение в соответствующий суд, основаны на неверном толковании норм процессуального права, противоречат положениям ст. 129 КАС РФ.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что после вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ. Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ, ч. 4 ст. 39 АПК РФ, ч. 2.1 ст. 27 КАС РФ.

Поскольку настоящее административное исковое заявление поступило в суд, то судья первой инстанции обоснованно возвратил заявителю исковое заявление на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, а не передал его, на чем настаивает в частной жалобе заявитель, по подсудности по правилам ч. 2.1 ст. 27 КАС РФ.

Доводы частной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного постановления либо опровергали выводы судьи, в связи с чем, признаются несостоятельными, основанными на неправильном применении норм процессуального права, и не могут служить основаниями для его отмены.

Мотивы, по которым судья пришел к названным выводам со ссылкой на нормы права изложены в оспариваемом определении, их правильность не вызывает сомнений.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены определения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судья

определил:

определение судьи Центрального районного суда г. Тулы от 20 декабря 2021 г. оставить без изменения, частную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Альтаир» – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья