ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-10727/19 от 12.11.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело а-10727/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 ноября 2019 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Шидаковой О.А., Юсуповой Л.А-В.,

при секретаре Журавской Т.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 22 августа 2019 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, выразившееся в отказе в предоставлении ФИО1 копий затребованных ею документов по обращению от 25 марта 2019 г.; обязать Администрацию Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым предоставить истцу копии затребованных ею 25 марта 2019 г. документов в течение десяти дней после вступления в законную силу судебного решения, мотивируя тем, что 27 марта 2019 г. она направила ценным письмом с описью вложения в Администрацию Родниковского сельского поселения заявление от 25 марта 2019 г. о предоставлении копий документов, однако ответчик не направил административному истцу ни ответ на заявление, ни копии истребуемых документов, что по мнению административного истца свидетельствует об отказе ответчика в удовлетворении заявления. Указанное бездействие истец считает незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, поскольку документы в ее адрес направлены не были, обращение от 25 марта 2019 г. не было рассмотрено.

Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 22 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.

Не согласившись с указанным решением, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что судом не дана оценка доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Полагает, что суд не исследовал причины непредставления ответчиком копий запрашиваемых документов. Ссылается на то, что к рассматриваемым отношениям не подлежат применению нормы Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В судебное заседание ФИО1, представитель Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регламентируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ регламентирует, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ регламентировано, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что, 27 марта 2019 г. ФИО1 в адрес Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым направлено заявление от 25 марта 2019 г., которое было зарегистрировано под вх. №533, в котором просила направить в ее адрес почтой России надлежащим образом заверенные копии:

- постановления администрации Родниковского сельского поселения от 7 ноября 2017 г. об утверждении схем расположения спорных земельных участков по <адрес>

- схем расположения земельных участков по <адрес>;

- землеустроительной документации, касающейся земель, земельных участков по адресу <адрес>;

- инвентаризационной описи основных средств (земля) от 31 декабря 2013 г. Родниковского сельского совета Автономной Республики Крым;

- инвентарных карточек учета основных средств (земля) Родниковского сельского совета Автономной Республики Крым за 2013 год;

- инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (лицевая и оборотная сторона) на земли Родниковского сельского совета с технической и иной документацией, характеризующей объект «земля», принятый к учету, за 2014-2018 гг.;

- инвентарный список нефинансовых активов (ф. 0504034) за 2014 -2018 годы;

- инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087)за 2014 -2018 годы;

- правоустанавливающих документов МО Родниковское сельское поселение на земельные участки по адресу <адрес>;

- проекта агломерации сел совхоза «Родниковый» Родниковского сельского совета <адрес>, разработанный КрымНИИпроект в 1992 году: пояснительная записка и графические материалы (схема планировки территории сельхозпредприятия, генеральный план (основной чертеж), опорный план);

- плана внутрихозяйственного землеустройства совхоза «Родниковый» села Родниково Симферопольского района Крымской области, план составлен по материалам съемки 1965 года, откорректирован в 1978 году;

- проекта внутрихозяйственного землеустройства совхоза «Родниковый» разработанного в 1978 - 1979 годах МСХ УССР «Укрземпроект» Крымский филиал г. Симферополь: задание на составление проекта; основные технико- экономические показатели проекта; пояснительная записка; книга I: технические материалы к проекту внутрихозяйственного землеустройства с чертежами; книга II: материалы рассмотрения и утверждения проекта, проект внутрихозяйственного землеустройства с приложениями, план внутрихозяйственного землеустройства совхоза «Родниковый» инв.№23/3010;

- генерального плана агломерации сел совхоза «Родниковый» Родниковского сельского совета Симферопольского района от 1986 года, корректировка 1992 года, с экспликацией объектов, расположенных на генеральном плане;

- генерального плана агломерации сел совхоза «Родниковый» Родниковского сельского совета Симферопольского района, разработанный КрымНИИпроект, утвержденный решением Родниковского сельского совета 8 сессии 22 созыва от 19.11.1997г. с экспликацией объектов, расположенных на генеральном плане;

- схемы раздела земель долевой (паевой) собственности, утв.Протоколом Соглашения раздела земельных массивов между вновь образованными с/х предприятиями по Родниковскому сельскому совету от 7 апреля 2003 г.;

- протокола соглашения раздела земельных массивов между вновь образованными с/х предприятиями по Родниковскому сельскому совету от 7 апреля 2003 г.;

- решения Родниковского сельского совета 17-й сессии 23 созыва от 18 июля 2001 г. «Об утверждении предложения Симферопольской РГА по разделу земель коллективной собственности ОАО «Родниковое»;

- проекта землеустройства по изменению и установлению границ с.Родниково Родниковского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым (ГП «Крымский научно-исследовательский и проектный институт землеустройства») (Том 1) Заказчик - Родниковский сельский совет, Договор №1690 от 22 сентября 2011 г.);

- проекта установления границ сельских населенных пунктов Родниковского сельского совета народных депутатов Симферопольского района Республики Крым (Академия аграрных наук Институт землеустройства, Крымский филиал, землеустроительный отдел №2, договор от 9 июня 1993 г. №312, заказчик Комитет по земельным ресурсам и земельной реформе);

- статистические отчеты, поданные Родниковскому сельскому совету инженером - землеустроителем села в 2000 - 2013 годах: №6-3eM «Отчет о наличии земель и распределении их по собственникам земли, землепользователям, угодьям и видам экономической деятельности «(годовая); №2-3eM «Отчет о землях, находящихся в собственности и пользовании» (полугодовая);

- выписки из реестра муниципального имущества, касающиеся: земель муниципальной собственности на территории с. Родниково Симферопольского района, из которых образованы земельные участки под кадастровыми номерами: ; , ; ;

- Акт приема - передачи объектов социальной сферы в коммунальную собственность (дорога грунтовая 25 км) от 17 февраля 2004 г., утв. Распоряжением Симферопольской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 17февраля 2004 г. №243 -р.

- Акт приема - передачи объектов социальной сферы в коммунальную собственность (лесополосы 114 га) от 17 февраля 2004 г., утв. Распоряжением Симферопольской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 17 февраля 2004 года №243 – Р;

- выписки из Реестров коммунальной собственности Родниковского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым, касающиеся земель коммунальной собственности;

- распоряжение Симферопольской районной государственной администрации от 8 февраля 2001 г. №138-р «Об утверждении/одобрении схемы раздела земель коллективной собственности ОАО «Родниковое» на земельные паи...;

- решения Родниковского сельского совета 14 сессии 23 созыва от 7 февраля 2001 г. «О приеме в коммунальную собственность сельского совета объектов социальной сферы бывшего КСП «Родниковое;

- иные решения Родниковского сельского совета за период 1998 - 2003 годы, касающиеся приема в коммунальную собственность земель КСП «Родниковое;

- описи дел постоянного хранения за 1991-2000 годы, переданных в архив Симферопольского района Родниковским сельским советом;

- Акт приема - передачи документов на постоянное хранение от 30 июня 2004 г;

- Акт приема - передачи документов на постоянное хранение №8 от 31 июля 2012 г.;

- Акт об изъятии для уничтожения дел (документов), не внесенных в национальный архивный фонд от 10 июля 2012 г.;

- Акт об изъятии для уничтожения дел (документов), не внесенных в национальный архивный фонд от 5 июля 2015 г.;

- Акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих к хранению от 18 декабря 2003 г.;

19 апреля 2019 г. на указанное заявление Администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым был дан ответ № 675 на заявление ФИО1 25 марта 2019 г. (вх. №533 от 29 марта 2019 г.), в котором указывалось на то, что аналогичный ответ по существу ее заявления был рассмотрен и направлен 3 апреля 2019 г. исх. №565 в ее адрес. Также сообщалось, что с документами, указанными в перечне ее заявления (имеющиеся в наличии) она может ознакомится в Администрации Родниковского сельского поселения в рабочие дни с 8.30 до 17.30, по адресу: <...>.

Как усматривается из материалов дела, 5 марта 2019 г. в Администрацию Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым поступило заявление ФИО1, в котором просила направить в ее адрес или вручить нарочно надлежащим образом заверенные копии 32 документов, аналогичные тем, что указаны в заявлении от 25 марта 2019 г.

На указанное заявление, 3 апреля 2019 Администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым был дан ответ №564.

Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку нарушений действующего законодательства при рассмотрении заявления ФИО1, административным ответчиком допущено не было, ответ на обращение направлен административному истцу в предусмотренный Федеральным законом от 2 мая 2006 г.№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок, права и охраняемые законом интересы административного истца не были нарушены.

Вместе с тем несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика при рассмотрении обращений.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.

Поскольку ответ заявителю дан уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в установленные законом сроки, по результатам рассмотрения заявлений, действия административного ответчика по подготовке и направлению административному истцу ответа по ее заявлениям являются законными, поскольку соответствуют приведенным выше положениям нормативных правовых актов.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом дана полная и всесторонняя оценка в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что к рассматриваемым отношениям не подлежат применению нормы Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, основаны на неверном толковании норм закона.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенных выше положений закона, установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ФИО1

Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм материального права, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 22 августа 2019 г., - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.А. Шидакова

Судья: Л.А-В. Юсупова