ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-1248/19 от 13.03.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья: Макарова Т.П. Дело а-1248/19

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Захарчука О.В.,

судей Багаутдиновой Г.Р., Бурова А.И.,

рассмотрев 13 марта 2019 года в порядке упрощённого (письменного) производства по докладу судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчука О. В. материал по частной жалобе Собиной В.Н. на определение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым в принятии административного искового заявления Крестьянского хозяйства Собина Н. И. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики о признании действий по проведению внеплановой выездной проверки незаконными, результатов проверки подлежащими отмене отказано,

У С Т А Н О В И Л А:

Глава крестьянского хозяйства Собина Н.И.Собина В.Н. обратилась в Воткинский районный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики о признании действий по проведению внеплановой выездной проверки незаконными, результатов проверки подлежащими отмене.

Определением судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в принятии административного искового заявления отказано.

Не согласившись с определением судьи Глава крестьянского хозяйства ФИО1ФИО2 подала на него частную жалобу в Верховный Суд Удмуртской Республики. Просит признать незаконным и отменить определение судьи, обязать суд принять к рассмотрению административное исковое заявление. В обоснование частной жалобы приводит доводы о том, что вывод судьи, что спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, ошибочен.

Проверив административный материал, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.

Судья районного суда, приходя к выводу о том, что в принятии административного искового заявления о признании действий по проведению внеплановой выездной проверки незаконными, результатов проверки подлежащими отмене, надлежит отказать, исходил из того, что рассмотрение и разрешение указанных в административном исковом заявлении требований подведомственно арбитражному суду.

Данный вывод судебная коллегия находит правильным.

В силу ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Из п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ следует, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

В силу п. 5 ст. 23 ГК РФ граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что арбитражные суды разрешают споры и рассматривают иные дела с участием крестьянских (фермерских) хозяйств, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением крестьянскими (фермерскими) хозяйствами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Глава крестьянского хозяйства ФИО1ФИО2 обратилась в Воткинский районный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики о признании действий по проведению внеплановой выездной проверки незаконными, результатов проверки подлежащими отмене.

Внеплановая выездная проверка проводилась для выяснения соблюдения условий, целей и порядка предоставления крестьянскому (фермерскому) хозяйству субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию картофелехранилищ и овощехранилищ.

В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - государственная программа) является документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Государственная программа утверждается Правительством Российской Федерации на определенный им период не позднее 15 июля года, предшествующего первому году ее действия, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. Государственная программа разрабатывается по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

Положение определяет условия и порядок предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в том числе в области производства овощей открытого грунта, и (или) льна-долгунца, и (или) семенного картофеля, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, установленными в приложении N 7 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", в целях реализации государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 102 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - субсидия).

Согласно п.п. 2 п. 2 Положения субсидия предоставляется на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ на увеличение производства овощей открытого грунта, и (или) льна-долгунца, и (или) семенного картофеля в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади (далее соответственно - субсидия на овощи открытого грунта, субсидия на лен-долгунец, субсидия на семенной картофель).

В силу п. 4 Положения Субсидия предоставляется в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработка, хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции) в соответствии с Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", при условии, что в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.

Таким образом, в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики проводилась внеплановая выездная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию картофелехранилищ и овощехранилищ, и данная субсидия предоставлена крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в целях осуществления производственной и иной хозяйственной деятельности.

При таких обстоятельствах, рассмотрение заявленных в административном исковом заявлении требований о признании незаконными действий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики незаконными, результатов проведенных мероприятий, указанных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ подлежащими отмене, не подведомственно суду общей юрисдикции, а подведомственно арбитражному суду.

Соответственно судья районного суда, руководствуясь требованиями п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ обоснованно отказал в принятии поступившего административного искового заявления.

Доводы частной жалобы основаны на неверном толковании норм процессуального права, и по этой причине подлежат отклонению.

Руководствуясь статьёй 316 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

определение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий судья О.В. Захарчук

Судьи: Г.Р. Багаутдинова

ФИО3