Судья Апетёнок Л.Р. Дело №а-1531/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда в составе: председательствующего Панова И.М.,
судей Адаева И.А., Анашкиной М.М.,
при секретаре Гусаровой Е.А.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе Тикка А.А. на решение Псковского районного суда Псковской области от 14 августа 2018 года по административному делу по административному иску Тикка А.А. к территориальной избирательной комиссии Локнянского района Псковской области о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Панова И.М., объяснения представителя территориальной избирательной комиссии Локнянского района Псковской области Тимошенковой Л.А., заключение прокурора Сурусова А.Е., судебная коллегия
установила:
Тикка А.А., являясь зарегистрированным кандидатом на должность Главы Локнянского района, обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Локнянского района о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Локнянского района от 2 августа 2018 года №50/241 «О регистрации кандидатом на должность главы Локнянского района Степановой Н.В.».
Решением Локнянского районного суда от 14 августа 2018 года в удовлетворении административного иска Тикка А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Тикка А.А. просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а производство по делу – прекращению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 14 декабря 1999 года N 220-О, от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О, от 20 декабря 2016 года N 2802-О и др.).
Применительно к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), который регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1 КАС РФ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года N 109-О и от 26 мая 2016 года N 1145-О).
КАС РФ предусматривает, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (часть 2 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Согласно части 1 статьи 242 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктами 1 - 4 и 6 части 1 и частью 2 статьи 194 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно указанному пункту статьи 128 КАС РФ административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Под содержание указанной нормы права подпадают и такие случаи, когда предъявленные к судебной защите требования носят не правовой характер, то есть когда в силу закона или, исходя из общего смысла закона, заявленное требование лишено правовой защиты как в судебном, так и в ином порядке.
В соответствии с подпунктом 35 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат - это лицо, выдвинутое в установленном данным Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
Судом установлено, что постановлением ТИК Псковского района от 27 июля 2018 года № Тикка А.А. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы Локнянского района.
Решением Локнянского районного суда Псковской области от 10 августа 2018 года указанное постановление ТИК Локнянского района признано незаконным и отменено. 23 августа 2018 года решение вступило в законную силу.
В связи с принятием данного решения административный истец Тикка А.А. утратил статус кандидата, зарегистрированного избирательной комиссией, поэтому, в силу закона он утратил право оспаривания постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата Степановой Н.В., и это постановление в настоящее время не нарушает его прав.
С учетом вышеизложенных обстоятельств решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Локнянского районного суда Псковской области от 14 августа 2018 года отменить.
Прекратить производство по административному делу по административному иску Тикка А.А. к территориальной избирательной комиссии Локнянского района о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Локнянского района от 2 августа 2018 года № «О регистрации кандидатом на должность главы Локнянского района Степановой Н.В.».
Председательствующий: | . | И.М. Панов |
Судьи: | . | И.А. Адаев |
. | М.М. Анашкина |
.
.