Судья ФИО2
Дело №а-1621
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2018 г. г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО10-Н.К., судей ФИО7 и ФИО6
при секретаре судебного заседания ФИО8
при рассмотрении апелляционного представления старшего помощника прокурора <адрес>ФИО3 на решение Каспийского городского суда от <дата>, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления прокурора <адрес> в защиту интересов муницииального образования городской округа «<адрес>» и неопределённого круга лиц к Администрации городскою округа «<адрес>» о признании недействующим полностью выданного <дата> разрешения № № на строительство 9-этажною 261-квартирного жилого комплекса на <адрес> отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД ФИО7к., объяснения ФИО4, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в защиту интересов МО ГО «<адрес>» и неопределенного круга лиц к Администрации ГО «<адрес>» о признании недействующим полностью выданного <дата> разрешения № № па строительство 9 -этажного 261-квартирного жилого комплекса по <адрес>.
В последующем к участию по делу были привлечены Управление по строительству и архитектуре администрации ГО « <адрес>» и ФИО4
В обоснование иска прокурор ссылался на то, что по результатам проведенной прокуратурой города проверки законности выданного ФИО4 разрешения № № от <дата> на строительство 9-этажного 261-квартирного жилого комплекса на <адрес> (бывшее <адрес>, срок действия которого до <дата>, затем продлен <дата> до <дата>) Прокурором <адрес> в адрес главы городского округа «<адрес>» принесен протест на предмет отмены этого разрешения, т.к. при выдаче оспариваемого разрешения на строительство допущены нарушения обязательных требований, установленных федеральным законодательством.
Федеральным законом от <дата> за № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено (ст. 6): «Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона» (ч. 1). «Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями» (ч. 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 названного выше Федерального закона постановлением Правительства РФ от <дата>№ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержден (п. 1) названный Перечень, в том числе Свод правил (актуализированных редакций СПиП) - СП 42.13330.2011 "СНиП <дата>-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (п. 30 Сводов правил - актуализированных редакций СНиП).
В приложении «IГ» (обязательное) к "СНиП <дата> -89* "Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений" указано: «Для городских поселений плотность застройки участков территориальных зон следует принимать не более приведенной в таблице Г.1».
В соответствии с таблицей Г.1 коэффициент застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами составляет 0,4, а коэффициент плотности застройки - 1,2.
При этом здесь же в таблице содержится разъяснение: «Основными показателями плотности застройки являются; коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала); коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала)».
В разрешении на строительство № № от <дата> указанные обязательные требования федерального законодательства (коэффициент плотности застройки) грубо проигнорированы.
Так, согласно разрешению и разделам 3.3.1, 5 положительного заключения государственной экспертизы oт 11.04.2012г. за № проектной документации объекта капитальною строительства: «9- этажный 261-квартирный жилой комплекс (поз.1,2,3) по <адрес> (бывшее <адрес>) в <адрес>», площадь земельного участка составляет 10846 кв.м., площадь застройки 3321,3 кв.м., площадь жилых зданий - 23424,45 кв.м.
Соответственно, коэффициент площади застройки составляет 1.2 (23424,45кв.м.:10846кв.м.= 2,2), что значительно превышает установленный законом обязательный норматив (1,2).
Письмом первого заместители главы администрации ГО «<адрес>» от <дата>№-п со ссылкой на утвержденные постановлением Правительства РД от 22.1.2010г. № 14 "Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования" названные республиканские нормативы (РНГП), а также на выданное положительное заключение государственной экспертизы от <дата>№, подготовленного ГАУ РД «Государственная экспертиза проектов», протест отклонен.
Однако этот отказ является незаконным, т.к. во-первых, ответчик не вправе ссылаться на РНГП ввиду отсутствия в <адрес> до настоящего времени единственного документа, который устанавливает границы территориальных зон, в том числе, жилых, общественно -деловых и иных – карты градостроительного зонирования. Согласно ч.4 ст. 30 ГрК РФ, именно на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Во-вторых, в РНГП указано: «Рекомендуемые показатели плотности застройки в зависимости от процента застроенности территории и средней (расчетной) этажности приведены втаблице 8» (абз. 3 п.<дата>). То есть указанные в РНГП (таблица 8) показатели плотности застройки, на которые ссылается ответчик, в отличие от приведенных выше обязательных требований федерального законодательства, являются рекомендательными, на что прямо указано и в абз. п.<дата> PHГП и в заголовке таблицы 8 РНПI.
В - третьих, упомянутые рекомендуемые показатели плотности жилой застройки РНГП в том же п. <дата> прямо указаны с правилами землепользования и застройки: «Интенсивность использования территории характеризуется плотностью жилой застройки и процентом застроенности территории. Плотность застройки и процент застроенности территорий жилых зон необходимо принимать в соответствии с правилами землепользования и застройки с учетом градостроительной ценности территории, состояния окружающей среды, других особенностей градостроительных условий, а также с учетом требований раздета «Защита территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (абз.2).
Однако, имеющиеся в городском округе «<адрес>» Правила землепользования и застройки не имеют практического применения ввиду отсутствия в них карты градостроительного зонирования. Данный факт подтвержден рядом судебных постановлений, вступивших в законную силу (апелляционное определение от <дата> по делу № судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда РД от <дата> по делу №).
В-четвертых, ответчик допускает очевидную подмену понятий, ссылаясь па РНГП, поскольку последние не дают оснований для отождествления используемых в его ответе терминов «плотность застройки», «процент
застроенности территорий жилых зон» с терминами «коэффициент застройки», «коэффициент плотности застройки».
Так, в п. 1.2.1. РИГИ указано: «Основные термины и определения, используемые в настоящих нормативах, приведены в приложении №». В «Приложении №. Термины и определения» приведены следующие термины и определения: «Интенсивность использования территории (интенсивности застройки) городского округа, поселения характеризуется показателями плотности застройки, коэффициентом (в процентах) застройки территории.
Плотность застройки - суммарная поэтажная площадь застройки наземной части зданий и сооружений в габаритах наружных стен, приходящаяся на единицу территории участка (квартала) (тыс. кв. м/га)»...
«Коэффициент застройки (Кз) - отношение территории земельного участка, которая может быть занята зданиями, ко всей площади участка (в процентах).
Коэффициент плотности застройки (Кпз) - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка».
Таким образом, в приложении № термины «плотности застройки», «коэффициент застройки», «коэффициент плотности застройки» приведены раздельно, в качестве самостоятельных.
При этом, коэффициенты застройки и плотности застройки рассчитываются, исходя из площади участка.
Кроме того, указанные в приложении № термины исчисляются в различных расчетных показателях (в первом случае, применительно к плотности застройки - в тыс.кв.м./га, во втором и третьем, коэффициенты застройки и плотности застройки - в процентах). Каждый из приведенных терминов имеет отличное от других собственное определение.
В пятых, в РНГП вообще отсутствуют какое-либо указание на конкретные показатели коэффициента застройки и коэффициента плотности застройки применительно к городским округам. С учетом требований ч. 3 ст. 3 ГрК РФ. в силу которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить данному Кодексу, ссылки ответчика на РНГП не могут быть приняты во внимание.
Подтверждение указанных выше выводов имеется и в судебной практике, в частности, в определении Верховною Суда РФ от <дата> 14-АПЛ4-6.
В силу изложенного законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (к их числу относится оспариваемый нормативный правовой акт) не могут противоречить федеральному законодательству.
Приложением 1 к Своду привил, являющимся обязательным, установлены нормативные показатели плотности застройки территориальных зон (жилых, общественно-деловых, производственных), каковыми являются коэффициент застройки и коэффициент плотности застройки. Коэффициент застройки -отношение |площади, запятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала). Коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала).
В таблице Г.1, содержащейся в ФИО9, коэффициенты застройки и коэффициенты плотности застройки для жилых и общественно-деловых зон приведены для территории квартала с учетом необходимых по paсчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей, стоянок для автомобилей, зеленых насаждений, площадок и других обьектов благоустройства.
ФИО9 содержит указание о том, что в региональных, местных градостроительных нормативах и правилах землепользования и застройки муниципальных образований могут быть установлены дополнительные показатели, характеризующие предельно допустимый строительный объем зданий и сооружений по отношению к площади участка, число полных этажей и допустимую высоту зданий и сооружений в конкретных зонах, а также другие ограничения, учитывающие местные градостроительные особенности (облик поселения, историческая среда, ландшафт) (Г.2).
Вместе с тем, для городских поселений плотность застройки участков территориальных зон следует принимать не более приведенной в таблице Г.1.
Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
Указанные требования закона нарушены администрацией городского округа при выдаче оспариваемого разрешения на строительство, соответственно, нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также муниципального образования городской округ «<адрес>».
Выдача оспариваемого разрешения на строительство нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, заключающиеся в точном и неукоснительном соблюдении на территории городского округа строительных и градостроительных норм и правил, недопущении самовольного изменения архитектурного облика города, обеспечении соблюдения единых для всех требований закона при осуществлении строительной деятельности на территории города.
Судом постановлено указанное вше решение.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора <адрес> просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, неправильное толкование норм права, что суд вышел за пределы заявленных требований, в обоснование своих выводов сослался на доказательства, которые не имеют значения для данного дела.
На заседании судебной коллегии, возражая против удовлетворения протеста, ФИО4 просит решение суда оставить без изменения.
Извещенные надлежащим образом представители администрации ГО « <адрес>», Управления по строительству и архитектуре администрации ГО « <адрес>», прокурор <адрес> йска на заседание судебной коллегии не явились, о причинах своей неявки заблаговременно не сообщили, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы протеста и возражений, судебная коллегия приходит к вводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Так, согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1,1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объект капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейною объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и oграничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение га строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитальною строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, ГЛУ РД «Государственной экспертизой проектов» <дата> утверждено положительное заключение государственной экспертизы объекта капитального строительства №-этажный 261-квартирный жилой комплекс (поз. 1, 2, 3) по <адрес> (бывшее <адрес>) в <адрес>.
На основании указанного заключения <дата>ФИО4 выдано разрешение № RИ05305000-24 (срок действия продлен до 24.06.2016г. на строительство 9-этажного 261-квартирного жилого комплекса (поз. 1, 2, 3 ), площадь земельного участка 10846 кв.м., площадь застройки 3321,3 кв.м., общая площадь квартир 21237.75 кв.м. по адресу: РД <адрес> (бывшее <адрес>).
Из указанного разрешения следует, что коэффициент плотности застройки, т.е. отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала), соблюден при выдаче разрешения на строительство ФИО4, в протесте прокурора этот коэффициент приведен для квартала ( микрорайона), площадь которого, как правило, составляет от 5 до 60 га, однако размер земельного участка ФИО4 10846 кв.м., с учетом площади, занятой под зданиями, равной 3321 кв.м., коэффициент плотности застройки земельного участка составляет 0,3, нормативом является 0,4.
При этом суд правильно сослался на приложение «У» (обязательное) к СНИП <дата>.89*.Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, примечание к указанной таблице Г.1, согласно которым для жилых, общественно-деловых зон коэффициенты застройки и коэффициенты плотности застройки приведены для территории квартала (брутто) с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей, стоянок для автомобилей, зеленых насаждений, площадок и другихобъектов благоустройства.
Под кварталом (микрорайоном) понимается основной планировочной элементзастройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га.
В квартале (микрорайоне) могут выделяться земельные участки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.
Доводы апелляционного протеста прокурора о том, что выводы суда противоречат указанным в протесте нормам права и градостроительным нормативам, не состоятельны.
Из письма Государственного автономного учреждения РД «Государственная экспертиза проектов» от <дата> также следует, что проектная документация на строительство 9-ти этажного 261-квартирного жилого комплекса ( поз.1,2,3) по <адрес> (бывшее <адрес> соответствует требованиям действующих норм проектирования и строительства.
Доводы прокурора о том, что судом неправильно сделана ссылка на положительное заключение экспертизы, на проектную документацию, которые в административном заявлении прокурора не оспорены, не состоятельны, т.к. помимо ссылки на указанные доказательства судом сделаны мотивированные выводы об ошибочности доводов прокурора при расчете коэффициента плотности застройки квартала в разрешении на строительство, полученного ФИО4
Помимо изложенного, согласно ст.39 КАС РФ прокурор по данному делу выступает в качестве процессуального истца, на которого распространяются положения ст. 219, ч.1 КАС РФ о трехмесячном сроке обращения в суд с административным исковым заявлением.
Из материалов дела следует, что указанный срок для обращения в суд прокурором <адрес> пропущен, т.к. разрешение на строительство ФИО5 выдано <дата>, в суд прокурор обратился лишь <дата>, при этом сослался на поздно проведенную в <адрес> проверку градостроительной деятельности, однако в силу своих полномочий прокурор имел возможность своевременно установить нарушения градостроительных правил и в установленный законом срок обратиться в суд за защитой прав неограниченного круга лиц.
Из материалов дела следует, что с момента получения разрешения на строительство ФИО4 возведены две секции дома, строительство осуществлено на 70 %, паевые взносы на строительство внесли 250 семей.
Поскольку пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления, судебная коллегия приходит к выводу, что и по этому основанию в удовлетворении иска прокурора <адрес> следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Каспийского городского суда от <дата> оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора <адрес> – без удовлетворения.
Председательствующий ФИО10-Н.К.
Судьи ФИО7
ФИО6