ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-1733/2022 от 30.09.2022 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

а-1733/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 30 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Брянцевой Н.В.,

судей Печуриной Ю.А., Сумбаевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даниленко Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-669/2022 (УИД 23OS0000-01-2022-000302-97) по административному исковому заявлению государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» к департаменту государственного регулирования тарифов Краснодарского края об оспаривании нормативного правового акта в части,

по апелляционной жалобе государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» на решение Краснодарского краевого суда от 24 мая 2022 г.

Заслушав доклад судьи Брянцевой Н.В., пояснения представителя административного истца государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края ФИО5, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (изменено на департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края, далее по тексту тарифный орган, регулятор) от 11 декабря 2019 г. № 339/2019-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение» (далее – приказ № 339/2019-вк) государственному унитарному предприятию Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» (далее также - ГУП КК «Кубаньводкомплекс», Предприятие) установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение на период действия с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г. в соответствии с приложением 1.

Данным приказом также утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов с использованием метода индексации, в соответствии с приложением 2, производственные программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на период реализации с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г. в соответствии с приложениями 3 - 5.

15 декабря 2021 г. оспариваемым приказом департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края № 343/2021-вк утверждены изменения, вносимые в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11 декабря 2019 г. № 339/2019-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение», в соответствии с которым изменены тарифы на питьевую воду и водоотведение на территории Ейского городского поселения, Красноармейского сельского поселения, Кухаревского сельского поселения, Александровского сельского поселения Ейского района на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г.

Приказы опубликованы на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 13 декабря 2019 г. и 15 декабря 2021 г. соответственно.

Предприятие обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просило признать недействующим приказ департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 15 декабря 2021 г. № 343/2021-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11 декабря 2019 г. № 339/2019-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение» в части невключения в тариф расходов в размере 10 000 900 руб., понесенных Предприятием на очистку дополнительного притока сточных вод.

Требования мотивированы тем, что оспариваемым приказом департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края не учтены расходы на электроэнергию, понесенные Предприятием на очистку дополнительного притока сточных вод, состоящего из организованного притока (чистка резервуаров; опорожнения, промывки и дезинфекции трубопроводов; проверки пожарных гидрантов на водоотдачу; технологических расходов системы водоснабжения; организационно-учетных расходов воды (погрешности средств измерений); хозяйственно-бытовых нужд организации)) и неорганизованного притока (утечка воды при авариях и повреждениях трубопроводов, арматуры и сооружения; атмосферных осадков), приходящих на очистные сооружения канализации г. Ейска.

Административный истец полагает, что оспариваемый приказ № 343/2021-вк противоречит пунктам Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), приказу Минстроя России от 17 октября 2014 г № 640/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке», приказу Минстроя России от 17 октября 2014 г. № 639/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод».

Решением суда от 24 мая 2022 г. отказано в удовлетворении административного искового заявления.

В апелляционной жалобе ГУП КК «Кубаньводкомплекс», ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым признать Приказ № 339/2019-вк недействующим.

Относительно доводов апелляционной жалобы департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края и Прокуратурой Краснодарского края представлены возражения.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля ФИО6, выслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела и тарифного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. № 1154-э (далее – Регламент), с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных Минэкономразвития России и одобренных Правительством Российской Федерации.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Таким исполнительным органом государственной власти в Краснодарском крае является Региональная энергетическая комиссия - департамента цен и тарифов Краснодарского края.

В соответствии пунктом 1.2 положения о Региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. № 652, Региональная энергетическая комиссия Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов (цен).

Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края переименована в департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края в соответствии постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2021 г. № 620 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. № 652 «О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края».

ГУП Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» осуществляет деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Краснодарского края на основе утвержденных РЭК тарифов.

Приказом № 339/2019-вк государственному унитарному предприятию Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение на период действия с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г.

29 апреля 2021 г. ГУП КК «Кубаньводкомплекс» обратилось в тарифный орган с заявлением о корректировке тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в отношении ремонтно-эксплуатационного участка «Ейский групповой водопровод» (л.д. 41 том 1).

Предприятием предложено установить тарифы на питьевую воду на 2022 г. в размере 91,37 руб./м3, на водоотведение – 48,03 руб./м3.

По результатам проведенной экспертизы предложения ГУП КК «Кубаньводкомплекс» о корректировке НВВ и долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2022 г. подготовлено экспертное заключение от 7 декабря 2021 г. № 343/2021-вк (л.д.194-211 том 1).

Оспариваемым приказом от 15 декабря 2021 г. № 343/2021-вк утверждена произведенная РЭК Краснодарского края с применением метода индексации корректировка на 2022 г. тарифов на питьевую воду, установленных на 2020 - 2022 гг. для ГУП КК «Кубаньводкомплекс», путем внесения изменений в Приказ № 339/2019-вк от 11 декабря 2019 г.

Исходя из анализа положений федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме, порядку введения в действие, и по этим основаниям сторонами не обжалуется решение суда первой инстанции.

Проверяя соответствие содержания оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии со статьей 3 Закона о водоснабжении и водоотведении регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Одним из методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод индексации, согласно которому расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги (пункт 2 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Согласно статье 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (далее по тексту НВВ).

В целях реализации Закона о водоснабжении и водоотведении Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.

Предприятие, обращаясь в тарифный орган о корректировке тарифа на 2022 г., заявляет, в том числе, о включении в необходимую валовую выручку расходов, понесенных по оплату электроэнергии, затраченной на очистку сточных вод по ремонтно-эксплуатационному участку «Ейский групповой водопровод».

Обосновывая свою правовую позицию относительно затрат, произведенных Предприятием на очистку дополнительного притока сточных вод в части организованного притока (чистка резервуаров; опорожнения, промывки и дезинфекции трубопроводов; проверки пожарных гидрантов на водоотдачу; технологических расходов системы водоснабжения; организационно-учетных расходов воды (погрешности средств измерений); хозяйственно-бытовых нужд организации)) и неорганизованного притока (утечка воды при авариях и повреждениях трубопроводов, арматуры и сооружения) Предприятие полагает, что в тариф на услуги водоотведения необходимо учитывать расходы и потери воды в системах центрального водоснабжения, определенные в соответствии с положениями приказа Минстроя России от 17 октября 2014 г № 640/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке» (далее по тексту Методика 640/пр).

Согласно экспертному заключению от 7 декабря 2021 г. № 343/2021-вк предприятию отказано во включении в состав тарифа расходов на приобретение электрической энергии на транспортировку и очистку притока сточных вод ввиду того, что необходимость учета указанных расходов аргументируется только на самом факте наличия дополнительного притока, однако причины наличия в центральной системе водоотведения таких стоков не подтверждается соответствующими доказательствами и не подвергается техническому анализу. (л.д. 203 том 1).

В ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции в дополнение обоснования правовой позиции регулятор указал на то, что положения Методики 640/пр и иных законодательных актов не предусматривают учет всех потерь и расходов воды в системе водоснабжения при расчете тарифов на услуги водоотведения.

Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с такими суждениями тарифного органа, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы административного истца об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Согласно пункту 20 Методических указаний № 1746-э расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложения 2.1.2 - 2.1.6 к настоящим Методическим указаниям). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.

В необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на объем воды, в отношении которой осуществляется водоподготовка, и (или) на объем транспортируемой воды (объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний при определении фактических расходов учитываются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на общий объем воды, в отношении которой, осуществляется водоподготовка, и (или) на общий объем транспортируемой питьевой воды (общий объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) общий объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из фактических цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 г. № 162/пр утвержден перечень показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее по тексту Перечень) и порядок и правила определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее по тексту Порядок и Правила).

Пунктом 6 Порядка и Правил предусмотрено, что организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитывает фактические и плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности и направляет их в уполномоченные органы местного самоуправления в составе предложений в техническое задание на разработку инвестиционной программы организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, и в уполномоченный орган в проекте производственной программы.

Расчет технологически обоснованных фактических потерь и расходов воды выполняется в соответствии с приказом Минстроя России от 17 октября 2014 г № 640/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке» (далее по тексту Методические указания № 640/пр).

В частности, данными методическими указаниями предусмотрена структура расходов и потерь воды, порядок определения этих расходов при производстве и транспортировке воды в централизованных системах водоснабжения, то есть данными положениями регламентированы вопросы определения уровня потерь воды в системе водоснабжения, в связи с чем данные расходы подлежат включению в соответствующий тариф.

В судебном заседании представитель административного истца не отрицала отсутствие нормативного правового регулирования включения данных видов расходов в тариф на водоотведение и полагала, что Методические указания № 640/пр подлежат применению по аналогии права.

Вместе с тем, позиция представителя административного истца о применении по аналогии к предприятию положений Методических указаний № 640/пр, судебной коллегией не принимается, поскольку основана на ошибочном толковании данной нормы.

В рассматриваемой ситуации заявленные Предприятием расходы, понесенные на приобретение электроэнергии в связи с очисткой сточных вод правильно не включены тарифным органом в тариф на водоотведение, поскольку Методическими указаниями №640/пр не предусмотрен расчет расходов и потерь воды в системе водоснабжения при расчете тарифов на услуги водоотведения.

Действительно, в положениях приложения 2 и 5 Методических указаний указаны такие виды расходов воды как опорожнение, промывки и дезинфекции трубопроводов; проверки пожарных гидрантов на водоотдачу; технологических расходов системы водоснабжения; организационно-учетных расходов воды (погрешности средств измерений); утечка воды при авариях и повреждениях трубопроводов, арматуры и сооружения, однако как указано выше данные расходы подлежат включению в тариф при производстве и транспортировке воды в централизованных системах водоснабжения.

Кроме того, следует отметить, что одним из показателей энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения является показатель эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (пункт 5 части 1 статьи 39 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 406 при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.

Расчет потерь воды осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17 октября 2014 г. № 640/пр.

Данными методическими указаниями определено, что расчет расходов и потерь воды осуществляется на следующих этапах: при ее производстве и при транспортировке (раздел I «Общие положения» настоящих Методических указаний).

Потери воды при повреждениях состоят из утечек воды при авариях и повреждениях трубопроводов, арматуры и сооружений; утечек воды через уплотнения сетевой арматуры; утечек воды через водоразборные колонки.

Потери воды за счет естественной убыли состоят из потерь от просачивания воды при ее подаче по напорным трубопроводам; потерь от испарения воды из открытых резервуаров.

Вместе с тем, Предприятие в рамках поданной заявки при корректировке тарифа на водоснабжение на 2022 г. таким правом не воспользовалось, расчет расходов и потерь воды, как одного из долгосрочных параметров регулирования в соответствии с Методическим указаниями № 640/пр не предоставило.

В части включения в тариф на водоотведение расходов, понесенных на приобретение электроэнергии в связи с очисткой атмосферных осадков, принятых очистными сооружениями г. Ейска, Предприятие обосновывает заявленные требования положениями пункта 15 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Минстроя России от 17 октября 2014 г. № 639/пр.

Согласно пункту 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения входит тариф на транспортировку сточных вод.

В силу пункта 11 статьи 20 Закона № 416-ФЗ объем поверхностных сточных вод учитывается при объеме отведенных абонентом сточных вод только в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.

В соответствии пунктов 5 постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (далее - типовые договоры) (далее по тексту Правила № 644).

Отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами (пункт 38 Правил).

В пункте 39 Правил указано, что договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения, или лицом, осуществляющим проектирование и (или) строительство, реконструкцию в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод, либо если возможность отведения (приема) поверхностных сточных вод от объектов таких абонентов предусмотрена условиями подключения (технологического присоединения).

В договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приема поверхностных сточных вод (пункт 43 Правил).

Пунктом 40 Правил предусмотрено, что зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод.

Схемой водоснабжения и водоотведения Ейского городского поселения Ейского района Краснодарского края, утвержденной постановлением администрации Ейского городского поселения Краснодарского края от 13 февраля 2020 г. № 93, утверждённые зоны центрального водоотведения поверхностных сточных вод, не определены.

Таким образом, поверхностные сточные воды могут являться объектом водоотведения в случае, если они образуются в специально определенной для этого зоне централизованного водоотведения, предназначенной для приема таких вод.

При этом обязанность по оплате таких сточных вод, может быть возложена на лицо, владеющее на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения.

Как указывалось выше, схемой водоснабжения и водоотведения г. Ейска не предусмотрен прием поверхностных дождевых сточных вод, точки приема поверхностных сточных вод данной схемой также не предусмотрены.

Предоставление необходимых документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств, лежит на регулируемой организации (пункт 13 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).

Отсутствие предложения тарифного органа представить дополнительные материалы не свидетельствует о нарушении принципов соблюдения баланса экономических интересов регулируемой организации и потребителей, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а также практики оценки обосновывающих материалов, и не создает непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.

Законодательством не предусмотрена обязанность регулирующего органа запрашивать дополнительные материалы, отсутствие которых не является непреодолимым препятствием для корректировки тарифа. Приведенное полномочие является правом тарифного органа, непринятие мер к реализации которого не может свидетельствовать о нарушении процедуры принятия оспариваемого правового акта.

При этом на регулируемую организацию возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

ГУП Краснодарского края «Кубаньводкомплекс», являясь профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для корректировки тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг.

Таким образом, в связи с непредставлением Предприятием документов, подтверждающих экономическое обоснование расходов на приобретение электроэнергии по очистке дополнительного притока сточных вод (атмосферные осадки), судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований по оспариваемому показателю.

Учитывая приведенные данные, суд пришел к верному выводу, что оспариваемое постановление не противоречит нормам действующего законодательства и основано на представленных сторонами доказательствах, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для признания его незаконным в судебном порядке.

Содержание апелляционной жалобы Предприятия по своей сути сводится к изложению доводов заявления, адресованного суду первой инстанции, которые рассмотрены этим судом и им дана надлежащая оценка.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения.

Судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 октября 2022 г.

Председательствующий

Судьи