ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-26698/2022 от 22.08.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья Федунова Ю.С. Дело а-26698/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Редченко Е.В., Климовского Р.В.,

с участием прокурора Териной Н.Н.,

при секретаре Набиуллиной К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 22 августа 2022 года апелляционную жалобу Царькова Е. М. на решение Люберецкого городского суда М. от по административному делу по административному исковому заявлению Царькова Е. М. к территориальной избирательной комиссии М. об отмене решения от «О регистрации Токарь А. Г. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы М. по многомандатному (четырехмандатному) избирательному округу , выдвинутой избирательным объединением «Люберецкое городское отделение М. отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы М. второго созыва, назначенных на »,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя ТИК Анохина О.И., представителя ИО "ЛГО МОО КПРФ"Чикирева С.А., Токарь А.Г.,

у с т а н о в и л а:

Административный истец Царьков Е.М. обратился в суд с административным иском к административному ответчику ТИК М. об отмене решения от «О регистрации Токарь А. Г. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы М. по многомандатному (четырехмандатному) избирательному округу , выдвинутой избирательным объединением «Люберецкое городское отделение М. отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы М. второго созыва, назначенных на года».Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что указанное решение ТИК М. является незаконным, поскольку при выдвижении кандидатов списком по многомандатным округам не были соблюдены требования Закона М. «О муниципальных выборах в М. ». Были нарушены требования п. 4 ч. 1 ст. 27 указанного закона М. , поскольку не было представлено решение о создании Люберецкого городского отделения МОО КПРФ, при этом должно быть решение о создании Люберецкого первичного отделения политической партии КПРФ, принятое по результатам II чрезвычайного съезда КПРФ 13-. Список кандидатов был заверен печатью Люберецкого городского отделения МОО КПРФ, не являющегося юридическим лицом, что нарушает положения п. 14.4 ст. 35 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Не был представлен документ, подтверждающий согласование выдвинутых кандидатур с Бюро К. регионального отделения КПРФ, кроме того, согласование Бюро К. М. отделения КПРФ, как коллегиального органа, было осуществлено в нарушение п.п. 6.11, 6.12 Устава КПРФ без наличия кворума и проведения процедуры тайного голосования. Не были соблюдены требования ч. 2 ст. 27 указанного закона М. : в решении о выдвижении кандидатов по многомандатным избирательным округам списком не содержатся обязательные данные: итоги тайного голосования за решение о выдвижении кандидатов списком, информация о согласовании выдвижения кандидатов с соответствующим органом избирательного объединения. Просил отменить решение ТИК М. от о регистрации Токарь А.Г. кандидатом в депутаты.

Представитель административного ответчика ТИК М. решение по административному делу оставил на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо Токарь А.Г.административный иск не поддержала.

Заинтересованные лица ИО "ЛГО МОО КПРФ", избирательная комиссия М. своих представителей в суд не направили.

Решением Люберецкого городского суда М. от в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, административные истецФИО1 подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Разбирательством по административному делу установлено, что решением Совета депутатов городского округа Люберцы М. от на назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования « Люберцы» М. второго созыва.

Решением ТИК М. от заверен список кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования « Люберцы» М. второго созыва, выдвинутый Люберецким городским отделением М. отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по многомандатным избирательным округам.

Решением ТИК М. от ФИО1 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования « Люберцы» М. второго созыва по многомандатному (четырехмандатному) избирательному округу .

Решением ТИК М. от ФИО2 зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования « Люберцы» М. второго созыва по многомандатному (четырехмандатному) избирательному округу , выдвинутую Люберецким городским отделением М. отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Руководствуясь положениями ст. 35 Федерального закона от №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 27 Закона М. от -ОЗ «О муниципальных выборах в М. »,суд свое решение по административному делу мотивировал теми обстоятельствами, что избирательным объединением «Люберецкое городское отделение М. отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»и кандидатом в депутаты ФИО2 в ТИК М. были представлены все необходимые для выдвижения и регистрации кандидата документы.

Исходя из того, что постановлением Бюро К. М. отделения КПРФ от в состав М. отделения КПРФ городские, районные и первичные организации были преобразованы в созданные местные (районные, городские) и первичные отделения политической партии «КПРФ», и М. областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» зарегистрировано в ЕГРЮЛ , суд отклонил довод административного истца о непредоставлении в избирательную комиссию сведений о регистрации избирательного объединения, по которым у ТИК М. при заверении списка кандидатов замечаний не было.

Суд также указал, что поскольку представленный для регистрации ФИО2 (после устранения недостатков) список кандидатов в депутаты был представлен в избирательную комиссию в прошитом и пронумерованном виде, был заверен подписью первого секретаря К.ИО "ЛГО МОО КПРФ" и уполномоченного представителя избирательного объединения «Люберецкое городское отделение МОО КПРФ», а также печатью МОО КПРФ и избирательного объединения «Люберецкое городское отделение МОО КПРФ»; список кандидатов в депутаты был составлен в соответствии с утвержденной решением ТИК М. формой, то довод административного истца о том, что указанный список не был заверен надлежащим образом и не соответствует утвержденной форме, является несостоятельным и подлежит отклонению, поскольку факт проставления в списке кандидатов как печати избирательного объединения «Люберецкое городское отделение МОО «КПРФ», так и печати МОО «КПРФ» не свидетельствует о нарушениях формы указанного списка.

Суд проверил и отклонил довод административного истца и о том, что в постановлении второго этапа 55-ой отчетно-выборной конференции Люберецкого городского отделения МОО «КПРФ»о выдвижении списка кандидатов отсутствуют сведения о проведении тайного голосования и его результатах, поскольку постановление содержит сведения о проведении голосования в форме тайного голосования и его результатах (за 21 против 2), о чем прямо указано на листе 2 документа, а на листе 1 отражены сведения о наличии кворума.

Отклонил суд и довод административного истца об отсутствии надлежащего согласования списка кандидатов в депутаты, исходя из того, что в представленных представителем избирательного объединения в избирательную комиссию имеется постановление Бюро К. М. отделения КПРФ о согласовании списка кандидатов. При этом Уставом КПРФ не предусмотрена форма голосования по вопросу согласования кандидатур в виде тайного голосования, в связи с чем, избирательное объединение вправе самостоятельно определять форму утверждения и согласования списков. Нарушений в проведении процедуры конференции КПРФ судом не выявлено, наблюдатель от ТИК М. принимал участие в проведенной конференции и не установил нарушений, а административным истцом не представлены доказательства в подтверждение своих доводов.

На основании совокупности указанных обстоятельств суд пришел к выводу об отсутствии нарушений при принятии ТИКг. Люберцы М. решения о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты,в связи с чем нет оснований для отмены этого решения.

Судебная коллегия соглашается с таким решением суда, поскольку оно основано на материалах административного дела и действующем законодательстве.

Разбирательством по административному делу установлено, что избирательным объединением «Люберецкое городское отделение М. отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (Люберецкое городское отделение МОО КПРФ) в ТИК М. был сдан пакет документов на заверение списка кандидатов по многомандатным избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования « Люберцы» М. второго созыва, назначенных на (л.д. 22).

Решением ТИК М. от в заверении указанного списка кандидатов было отказано в связи с непредставлением списка по установленной форме (л.д. 18).

избирательным объединением «Люберецкое городское отделение МОО КПРФ» в ТИК М. повтороно был сдан список кандидатов, выдвинутых по многомандатным округам(л.д. 84).

В соответствии с п. 14 ст. 35 Федерального закона от № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными вп.п. 2, 2.2, 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в п. 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов.

В соответствии с п. 1 ст. 27Закона М. от «О муниципальных выборах в М. » уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в ч. 2 ст. 23 настоящего Закона, не позднее чем за 50 дней до дня голосования представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, указанные в настоящей статье документы.

В соответствии с п. 8 указанной статьи избирательное объединение вправе, устранив указанные в решении об отказе в заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам недостатки, повторно представить список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам для заверения с соблюдением установленных настоящим Законом сроков выдвижения.

Поскольку первоначально в заверении списка кандидатов было отказано в связи с непредоставлением списка кандидатов по установленной форме (представленный список кандидатов не соответствовал установленной форме); поскольку новый список кандидатов был сдан в избирательную комиссию в тот же день, когда избирательной комиссией было принято решение об отказе в заверении списка кандидатов – ; поскольку первоначально () сданные в избирательную комиссию со списком кандидатов документы не были возвращены избирательному объединению и остались в избирательной комиссии, которая при новом рассмотрении вопроса заверения списка кандидатов рассматривала эти документы, как поданные для заверения нового списка кандидатов, что не оспаривалось всеми участвующими в административном деле лицами и было подтверждено представителем административного ответчика, и избирательное законодательство М. предусматривает в случае отказа в заверении списка кандидатов повторно предоставлять в избирательную комиссию список кандидатов, то позиция административного истца о том, что при повторном рассмотрении вопроса заверения списка кандидатов у избирательного объединения отсутствовали все необходимые для этого документы, не соответствует фактическим обстоятельствам.

В данном случае избирательная комиссия при повторном рассмотрении вопроса заверения списка кандидатов рассматривала все необходимые для этого документы, которые она приняла у избирательного объединения.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от № 95-ФЗ «О политических партиях» под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ. В субъекте РФ, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

П. 6.7 Устава политической партии «КПРФ» устанавливает право К. регионального отделения КПРФ, который является постоянно действующим руководящим органом регионального отделения КПРФ, принимать решение о создании первичных и местных отделений КПРФ.

Постановлением Бюро К. МОО КПРФ от входящие в состав МОО КПРФ городские, районные и первичные организации были преобразованы в созданные местные (районные, городские) и первичные отделения политической партии КПРФ (л.д. 28 оборот), при этом МОО КПРФ зарегистрировано в ЕГРЮЛ , а постановлением К. МОО КПРФ от было утверждено наименование местного отделения партии, действующего на территории городского округа Люберцы, как Люберецкое городское отделение М. отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Указанные правовое регулирование и фактические обстоятельства указывают на то, что Люберецкое городское отделение МОО КПРФ было создано в установленном действующим законодательством порядке, а позиция административного истца по этому вопросу носит надуманный ни на чем не основанный характер.

В соответствии с п. 14 ст. 35 Федерального закона от № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.

В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона М. от «О муниципальных выборах в М. » список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Постановлением второго этапа 55-ой отчетно-выборной конференции Люберецкого городского отделения МОО КПРФ была утверждена печать Люберецкого городского отделения МОО КПРФ в качестве печати избирательного объединения «Люберецкое городское отделение МОО КПРФ» на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования « Люберцы» М. , назначенных на (л.д. 80-80 оборот).

Представленный избирательным объединением в избирательную комиссию список кандидатов был подписан первым секретарем К. Люберецкого городского отделения МОО КПРФ, на нем была проставлена печать Люберецкого городского отделения МОО КПРФ (л.д. 85-87). При этом в одной сшивке со списком кандидатов находился и лист с печатью МОО КПРФ (л.д. 87).

При таком положении, когда список кандидатов был заверен печатью избирательного объединения«Люберецкое городское отделение МОО КПРФ», которое на время избирательной компании использовало печать Люберецкого городского отделения МОО КПРФ, но для соблюдения требований избирательного законодательства с таким списком кандидатов был представлен и лист с печатью регионального отделения КПРФ – МОО КПРФ, позиция административного истца о нарушении в этой части требований избирательного законодательства является несостоятельной.

Такое оформление списка кандидатов (проставление печати МОО КПРФ не на списке кандидатов, а на представленным с ним отдельном листе), как формальное основание, не может быть расценено, как несоблюдение процедуры заверения списка кандидатов.

В остальной части судебная коллегия соглашается с мотивами суда, указанными в решении при оценке других оснований административного иска.

При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и не опровергают указанных выводов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Люберецкого городского суда М. от оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи