ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-274/1820 от 20.11.2018 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-274/18 20 ноября 2018 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по частной жалобе представителя Управления Федерального казначейства по <адрес> на определение мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о повороте исполнения судебного приказа,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федерального казначейства по <адрес> обратилось в суд с частной жалобой, указав, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесен судебный приказ на взыскание в доход бюджета с должника ФИО1 неуплаченного транспортного налога в размере руб., а также пени в размере коп., а всего коп. С ФИО1 также взыскана госпошлина в доход государства в размере коп.

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступило в адрес мирового судьи заявление об отмене судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка №<адрес> судебный приказ отменен.

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступило заявление мировому судье судебного участка №<адрес> о повороте исполнения решения суда, поскольку ДД.ММ.ГГГГ с его счета была списана сумма в размере коп. по судебному приказу.

Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 удовлетворено. Произведен поворот исполнения судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. С Управления Федерального казначейства по <адрес> в пользу ФИО1 взысканы денежные средства в размере коп.

На данное определение УФК по <адрес> подана частная жалоба.

Определением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ о повороте исполнения судебного приказа оставлено без изменения, частная жалоба УФК по <адрес> – без удовлетворения.

От Управления Федерального казначейства по <адрес> поступила кассационная жалоба, в которой представитель УФК по <адрес> просил отменить определение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Президиума Ленинградского областного суда апелляционное определение Всеволожского городского суда <адрес> отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

В обоснование частной жалобы Управление Федерального казначейства по <адрес> указывает, что УФК по <адрес> не наделено полномочиями по администрированию денежных средств, уплачиваемых физическими и юридическими лицами в качестве транспортного налога.

В силу ч.3 ст.315 КАС РФ, с учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора суд апелляционной инстанции может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте рассмотрения частной жалобы, представления прокурора.

ИФНС России по <адрес>, Управление Федерального казначейства по <адрес>, ФИО1, Комитет <адрес>, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении не представили. Суд полагает возможным рассмотрение частной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы по частной жалобе, проверив доводы частной жалобы, суд полагает, что обжалуемое Определение мирового судьи подлежит отмене, по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.316 КАС РФ, суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе: оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 123.1 КАС РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.

Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств (часть 2 статьи 123.5 КАС РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 123.7 КАС РФ, судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный частью 3 статьи 123.5 настоящего Кодекса срок поступят возражения относительно его исполнения.

На основании ст. 361 КАС РФ, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в административном иске, либо административный иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, административному ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу административного истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Вынося определение о повороте исполнения судебного приказа, мировой судья руководствовался равноправием сторон при рассмотрении дела. В резолютивной части определения суда указав на взыскание с Управления Федерального казначейства по <адрес> в пользу ФИО1 денежных средств в размере 10575 руб. 20 копеек.

Суд апелляционной инстанции полагает вывод мирового судьи не обоснованным.

Как следует из судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ на взыскание с ФИО1 недоимки по транспортному налогу, получателем денежных средств является ИФНС России по <адрес>, соответствующие реквизиты которой имеются в УФК по <адрес>.

Транспортный налог является региональным налогом и зачисляется в бюджеты субъектов РФ (не на лицевой счет Инспекции) по нормативу 100% (п. 3 ст. 14 Налогового кодекса РФ, абз. 4 п. 1 ст. 56 БК РФ).

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, казенное учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исполнения, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Согласно ч. 2 ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

В соответствии с Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-1/736@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации» утвержден Перечень управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, осуществляющих бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, согласно приложению к настоящему приказу (- Управление ФНС по <адрес>).

Также указанным Приказом утвержден Порядок осуществления управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, закреплены за управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, указанными в приложении к настоящему приказу, источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов согласно приложению к настоящему приказу.

Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, принимают в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, правовой акт об осуществлении управлением Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту Российской Федерации, инспекциями Федеральной налоговой службы, входящими в его структуру, а также межрегиональными инспекциями Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам полномочий администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, который должен содержать следующие положения:

а) об утверждении перечня администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) о закреплении за администраторами доходов бюджетов источников доходов бюджетов, полномочия по администрированию которых они осуществляют, с указанием нормативных правовых актов Российской Федерации, являющихся основанием для администрирования данного вида платежа;

в) о наделении администраторов доходов бюджетов, в отношении закрепленных за ними источников доходов бюджетов, следующими бюджетными полномочиями;

- начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

- направление управлению Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации документов, установленных для проведения операций по учету поступлений (возвратов) в бюджет, в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом, Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> наделена полномочиями администратора доходов бюджета субъекта согласно приказу ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-1/736@.

В соответствии со статьей 40 БК РФ и Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Порядок н), платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежат зачислению на счета органов Федерального казначейства, открытые в учреждениях Банка России на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для их распределения в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» учет поступлений в валюте Российской Федерации и их распределение между бюджетами осуществляется на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации для учета поступлений и их распределения между бюджетами.

Органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему России, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, а в случае возврата платежа соответствующим администратором доходов бюджета – согласно представленному им поручению (уведомлению).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФНС России № ММВ-20-8/52@ и Казначейства России .4-05/9.3-318 «О взаимодействии территориальных органов Федеральной налоговой службы и территориальных органов Федерального казначейства при исполнении исполнительных документов» установлен следующий порядок возврата денежных средств при повороте исполнения судебного приказа о возврате взысканного налога.

Исполнение исполнительных документов, предполагающих возврат денежных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Приказ н).

Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) налога, сбора, пеней, штрафа (далее - налог) осуществляется налоговым органом по месту постановки на учет налогоплательщика в соответствии со статьями 78, 79 НК РФ путем принятия Решения о возврате.

В целях исполнения судебного акта, обязывающего налоговый орган возвратить (возместить) сумму излишне уплаченного (взысканного) налога, Решение о возврате суммы налога подлежит принятию налоговым органом, на учете в котором стоит налогоплательщик в момент поступления судебного акта.

Согласно пункту 8 статьи 78 НК РФ, пункту 2 статьи 79 НК РФ поручение на возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 160.1 Кодекса контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет соответствующий администратор доходов бюджета.

Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих

возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, согласно пункту 20 Приказа н, осуществляется органом Федерального казначейства на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты.

Таким образом, налоговый орган, выступающий администратором соответствующих поступлений в бюджеты, на основании Решения о возврате, принятого налоговым органом, на учете в котором стоит налогоплательщик в момент поступления судебного акта, направляет в орган Федерального казначейства Заявку на возврат.

Обязанность налогового органа по возврату денежных средств во исполнение судебного акта считается исполненной при предоставлении налоговым органом, выступающим должником по исполнительному документу, в территориальный орган Федерального казначейства по месту предъявления судебного акта информации о реквизитах соответствующей Заявки (заявок) на возврат. При принятии Решения о возврате налоговым органом, не являющимся должником по исполнительному документу, в орган Федерального казначейства одновременно с информацией о реквизитах Заявки (заявок) на возврат подлежит представлению соответствующее Решение о возврате.

Таким образом, налоговый орган - ИФНС России по <адрес> на основании вынесенного судебного акта должен вынести Решение в порядке ст.ст. 78, 79 НК РФ и направить в территориальный орган Федерального казначейства - УФК по <адрес> заявку на возврат денежных средств налогоплательщику (взыскателю) из бюджета субъекта - <адрес>.

При таких обстоятельствах определение мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о повороте исполнения судебного приказа подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.311, 315-317 КАС РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Определение мирового судьи судебного участка №<адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о повороте исполнения судебного приказа отменить, направить дело по заявлению МИФНС России по <адрес>о вынесении судебного приказа на взыскание с ФИО1 задолженности по транспортному налогу мировому судье судебного участка №<адрес>ФИО4 для рассмотрения о повороте исполнения судебного приказа в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его принятия.

Судья: