ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-282/2021 от 16.11.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья ФИО2а-3659

а-282/2021

67RS0-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 ноября 2021 г. ...

Судебная коллегия по административным делам ФИО1 областного суда в составе:

председательствующего: ФИО9,

судей: Холиковой Е.А., Туникене М.В.,

при помощнике судьи ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1... по природным ресурсам и экологии на решение Демидовского районного суда ФИО1... от (дата) , которым постановлено:

«Заявленные требования прокурора ...ФИО1... в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФИО1... по природным ресурсам и экологии в части не установления береговой линии (границы водного объекта) – озера ...ФИО1..., не направления соответствующих сведений в Федеральное агентство водных ресурсов, не установления и не определения границ особо охраняемой природной территории регионального значения озера ...ФИО1....

Обязать ФИО1... по природным ресурсам и экологии в срок до (дата) провести работы по установлению местоположения береговой линии озера ...ФИО1....

Обязать ФИО1... по природным ресурсам и экологии в месячный срок со дня установления местоположения береговой линии озера ...ФИО1..., направить соответствующие сведения в Федеральное агентство водных ресурсов.

Обязать ФИО1... по природным ресурсам и экологии в срок до (дата) принять меры по определению и установлению границ особо охраняемой природной территории регионального значения, памятника природы - озера ...ФИО1..., а также принять меры по разработке положения об охранной зоне озера ...ФИО1....

Об исполнении решения по настоящему административному делу ФИО1... по природным ресурсам и экологии необходимо сообщить в Демидовский районный суд ФИО1... и прокурору ...ФИО1... в срок до 01.06.2022»,

установила:

прокурор ...ФИО1... в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия ФИО1... по природным ресурсам и экологии, выразившегося в не установлении береговой линии озера Акатовское, не направлении сведений о местоположении береговой линии в Федеральное агентство водных ресурсов, не принятии мер по определению и установлению границ особо охраняемой природной территории регионального значения, а также не разработке положений об охранной зоне указанного объекта.

В судебном заседании помощник прокурора ...ФИО1...ФИО6 поддержала заявленные требования в полном объеме.

ФИО1... по природным ресурсам и экологии в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Демидовским районным судом ФИО1...(дата) постановлено названное выше решение, которое просит отменить как незаконное и необоснованное ФИО1... по природным ресурсам и экологии.

В силу ч. 2 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.

Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения ФИО1... по природным ресурсам и экологии ФИО7, возражения ФИО1 Прокуратуры ФИО1...ФИО8, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в пункте 30 Постановления Пленума (дата) N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", при рассмотрении апелляционной жалобы суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных ч. 1 ст. 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что памятник природы – озеро Акатовское взято на учет ФИО1... по природным ресурсам и экологии и Администрацией МО «...» ФИО1..., при этом отсутствие установления на местности местоположения береговой линии озера Акатовское, расположенного в ...ФИО1..., границ особо охраняемой природной территории регионального значения - озера Акатовское, границ охранной зоны указанной особо охраняемой природной территории, способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, в результате чего создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.

При этом, как следует из паспорта памятника природы регионального значения «озеро Акатовское», памятник природы взят на учет ФИО1... по природным ресурсам и экологии и Администрацией МО «...» ФИО1....

Согласно п. 3 ст. 26.20 Федерального закона от (дата) № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в пунктах 7 и 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона (то есть полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации), в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.

Субвенция это межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях финансового обеспечения расходных обязательств по переданным полномочиям (ст. 133 Бюджетного Кодекса РФ).

Из содержания частей 1 и 2 ст. 65 Водного кодекса РФ следует, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ).

Пунктом 3 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (далее - Правила), определено, что установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации).

При этом, в целях установления соответствующих границ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивают: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ; графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков (пункт 4 Правил).

Аналогичные положения, касающиеся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению местоположения береговой линии (границ водных объектов) в части переданных полномочий Российской Федерации, предусматриваются утвержденными в соответствии с ч. 4.1 ст. 5 Водного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения.

Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут обязанность по осуществлению мероприятий по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (в том числе по обозначению их на местности посредством специальных информационных знаков) только в части переданных им полномочий и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий. Причем финансирование из федерального бюджета предшествует осуществлению мероприятий по переданным полномочиям.

В то же время, при рассмотрении настоящего административного дела суд первой инстанции не выяснил вопрос о том, выделялись ли субвенции из федерального бюджета на осуществление соответствующих полномочий; имеется ли со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ФИО1... по природным ресурсам и экологии) бездействие, с учетом представленного в материалы дела государственного контракта от (дата) с техническим заданием (приложение названного контракта), из которого с достоверностью следует, что одним и видов обязательных оказываемых услуг является установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) реки Каспля с притоками от ее истока до притока – реки Половья на территории ФИО1..., в состав которых входит и спорный объект – озере Акатовское.

При таком положении принятые по делу судебный акты нельзя признать законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) "О судебном решении").

С учетом того, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения настоящего административного дела - принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле (Администрации МО «...» ФИО1...), а также не установлены имеющие существенное значение для разрешения дела обстоятельства, судебный акт подлежит отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ,

определила:

решение Демидовского районного суда ФИО1... от (дата) отменить, административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение в том же составе.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи: