ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-293/20 от 17.06.2020 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

Дело а-293/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 17 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Павловой О.А.,

судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В.,

при секретаре-помощнике судьи Кулик А.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-17/2020 по апелляционным жалобам Правительства Ленинградской области, администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, администрации муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 17 января 2020 года, которым частично удовлетворён административный иск Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части генерального плана муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, утверждённого постановлением Правительства Ленинградской области от 3 октября 2017 года № 397 (далее – Постановление).

Заслушав доклад судьи Пластинина И.В., объяснения представителя административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Зябировой Р.Ш., представителя административного ответчика Правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области Васильевой О.А., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области Логиновой Е.Н., заключение прокурора Яковлевой Н.В.,

установила:

указанным Постановлением утверждён генеральный план муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области (далее - Генеральный план), которое опубликовано 2 ноября 2017 года на официальном сайте Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru.

Генеральный план состоит из Положения о территориальном планировании и карт.

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административными исковыми требованиями, которыми просило признать не действующим Постановление в части включения в границы населённых пунктов лесных участков в кварталах 2, 4, 17, 28, 29 (часть), 30 (часть), 31 (часть), 34 (часть), 50 (часть), 55, 66 (часть), 67 (часть), 87, 90 (часть), 93 (часть), 94 (часть), 97 (часть), 100 (часть), 107 (часть), 120, 121, 124 Полянского участкового лесничества, 28 (часть), 29 (часть), 31, 32, 33, 34 (часть), 35 (часть), 36 (часть), 39, 40, 73 Рябовского сельского участкового лесничества, 5, 11, 16 (часть), 17 (часть), 19 (часть), 78, 151, 152 Тарасовского участкового лесничества, 84 (часть), 85 (часть), 86 (часть), 95 (часть) Рябовского участкового лесничества, 1, 2, 28, 62 (часть), 119 (часть), 130 (часть), 144 (часть), 145 (часть), 147 (часть), 148 (часть) Октябрьского участкового лесничества Рощинского лесничества Ленинградской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

Административный истец полагал, что при принятии оспариваемого Постановления были допущены нарушения положений статей 8, 83 и 84 Земельного кодекса Российской Федерации; 23 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 8 и 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и иных нормативных правовых актов.

Решением Ленинградского областного суда от 17 января 2020 года заявленные требования удовлетворены частично.

В апелляционных жалобах административный ответчик Правительство Ленинградской области и заинтересованные лица администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области и администрация муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области просили отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворённых требований и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.

На апелляционную жалобу прокуратурой Ленинградской области представлены возражения.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области и представители заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области и администрации муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области настаивали на удовлетворении апелляционных жалоб.

Представитель административного истца просил жалобы оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции – без изменения.

Прокурор дал заключение об оставлении обжалуемого решения без изменения.

Заинтересованные лица Министерство экономического развития Российской Федерации, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Комитет градостроительной политики Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Выслушав объяснения сторон, явившихся представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Судом первой инстанции установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 21 февраля 2005 года лесной участок Рощинского лесничества, категория земель: земли лесного фонда является собственностью Российской Федерации.

Из заключения специалиста ФГБУ «Рослесинфорг» следует о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий (спорные участки земли).

Согласно абзацу 8 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах предоставленной компетенции.

Однако в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего кодекса.

Таким уполномоченным органом являлось Федеральное агентство лесного хозяйства, к чьим полномочиям относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, в редакции на спорный период).

Как верно указал суд, при направлении проекта генерального плана на согласование действовал Порядок согласования проектов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласования документов территориального планирования муниципальных образований, утверждённый приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69, из которого следовало о направление органом местного самоуправления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе (пункт 2.1).

Как следует из материалов административного дела, при согласовании спорного проекта генерального плана Федеральное агентство лесного хозяйства в письме от 14 октября 2015 года № ПК-06-31/12764 указало на отсутствие такой необходимости, поскольку в представленных документах отсутствовала информация о включении в границы населённых пунктов, входящих в состав сельского поселения, земельных участков из состава земель лесного фонда, что не соответствовало действительности.

Следовательно, проект Генерального плана должного согласования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не получил.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Нарушение федерального законодательства в части наложения границ земель населённых пунктов на земли лесного фонда подтверждается материалами дела, в том числе фрагментами графического наложения границ населённых пунктов Полянского сельского поселения на материалы лесоустройства Рощинского лесничества, выполненного филиалом «<данные изъяты>

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан с нарушением процедуры его принятия и подлежит безусловному признанию его недействующим.

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части, то есть за исключением требований в отношении квартала 148 (часть) Октябрьского участкового лесничества Рощинского лесничества Ленинградской области в связи с исключением указанного квартала из лесного реестра.

Таким образом, доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинградского областного суда от 17 января 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Ленинградской области, администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, администрации муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи