ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-3585/2023 от 23.01.2024 Калининградского областного суда (Калининградская область)

Судья ФИО3 УИД 39RS0-08

дело а-3585/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33а-220/2024

23 января 2024 года г. Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мухарычина В.Ю.,

судей Быстровой М.А. Тращенковой О.В.,

при секретаре Ковтун Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 21 сентября 2023 года по административным искам Министерства здравоохранения Калининградской области к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области о признании незаконным предостережений.

Заслушав доклад судьи Быстровой М.А., выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство здравоохранения Калининградской области обратилось в суд с административным исковым, указав, что Территориальным органом Росздравнадзора по Калининградской области в его адрес объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для объявления предостережения от ДД.ММ.ГГГГ послужило обращение ФИО10 по вопросу необеспечения медицинскими изделиями: тест-полосками «Сателлит Плюс». Согласно предостережению, льготный рецепт серия от ДД.ММ.ГГГГ на медицинское изделие «тест-полоски Саттелит ПЛЮС ПКГ-02.4 » - 7 уп., выданный лечащим врачом ВМКГ, не был обслужен в полном объёме (отпущено 3 уп.). Всего в 2022 году ФИО10 отпущено 40 упаковок тест-полосок Саттелит Плюс ПКГ-02.4 ».

Основанием для объявления предостережения от ДД.ММ.ГГГГ послужило обращение ФИО9 по вопросу необеспечения медицинскими изделиями: тест полосками для глюкометра. Согласно предостережению льготный рецепт серия от ДД.ММ.ГГГГ на медицинское изделие «тест-полоски Сателлит Экспресс ПКГ-03 » - 3 уп., выданный лечащим врачом ГБ , был обслужен ДД.ММ.ГГГГ, отпущено 3 уп..

Основанием для объявления предостережения ДД.ММ.ГГГГ послужило обращение ФИО7 по вопросу необеспечения медицинскими изделиями: расходными материалами к инсулиновой помпе. Согласно предостережению ФИО7 не была своевременно обеспечена медицинскими изделиями по следующим льготным рецептам: серия от ДД.ММ.ГГГГ на получение медицинского изделия «резервуар для инсулиновой помпы ФИО1» - 1 уп.; серия от ДД.ММ.ГГГГ на получение медицинского изделия «инфузионный набор для инсулиновой помпы ФИО1-» - 1 уп.; серия от ДД.ММ.ГГГГ на медицинское изделие «резервуар для инсулиновой помпы ФИО1 MTT » - 1 уп.; серия от ДД.ММ.ГГГГ на получение медицинского изделия «инфузионный набор для инсулиновой помпы ФИО1» - 1 уп.

Объявленные предостережения Министерство полагает не соответствующими закону и нарушающими права юридического лица, указывая, что они вынесены в адрес ненадлежащего субъекта, поскольку Министерство здравоохранения <адрес> не осуществляет медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию и являющуюся предметом контроля качества и безопасности медицинской помощи, равно как и не осуществляет деятельность по предоставлению гражданам мер дополнительной социальной поддержки. Также обращает внимание, что по своему содержанию предостережения не содержат ссылок на соответствующие обязательные требования, предусматривающие их нормативный характер, сведений о том, какие конкретно действия (бездействие) Министерства могут привести или привели к нарушению обязательных требований, а также на то, какие меры необходимо принять в пределах своей компетенции по недопущению в дальнейшем нарушений, что влечет невозможность их исполнения. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Министерство здравоохранения <адрес> просило суд признать незаконными предостережения Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ и признать незаконными действия Территориального органа Росздравнадзора по <адрес>, выразившиеся в проведении проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в отношении Министерства.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области Башанкаев Э.Н., главный специалист отдела контроля и надзора фармацевтической деятельности Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области Черникова М.В., в качестве заинтересованного лица – ГКУ «Калининградская областная фармацевтическая компания» (далее – КОФК) и в качестве заинтересованного лица – ГБУЗ КО «Гурьевская центральная районная больница».

Определением суда от 27.06.2023 административные иски Министерства объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 21 сентября 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными предостережения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ, объявленные Министерству здравоохранения Калининградской области. В остальной части требования административного иска оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней Территориальный орган Росздравнадзора по Калининградской области просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных Министерством здравоохранения Калининградской области требований и принять в этой части новое решение об отказе в иске. Настаивает на том, что Министерством не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем административные иски подлежали оставлению без рассмотрения. Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о признании незаконными предостережений, указывая, что от граждан в Территориальный орган Росздравнадзора по Калининградской области поступили обращения по поводу необеспечения медицинскими изделиями и лекарственными препаратами, в ходе проверок изложенные в обращениях факты подтвердились. Указанные обстоятельства, по мнению Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области, свидетельствуют о наличии со стороны Министерства здравоохранения Калининградской области нарушений обязательных требований и, поскольку эти нарушения не повлекли причинение вреда или угрозу его причинения, полагает, что предостережения объявлены органом обоснованно, достаточным основанием для объявления предостережений явились поступившие от граждан обращения о необеспечении льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. При этом в предостережениях отсутствует информация о проведении проверки, указан лишь вид контроля – федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности из раздела ЕРКНМ профилактических мероприятий. Настаивает, что проверка проведена в соответствии с требованиями закона, предостережения объявлены надлежащему лицу, поскольку именно Министерство здравоохранения Калининградской области является ответственным за организацию обеспечения граждан Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, формулировка предостережений соответствует требованиям законодательства с необходимой степенью конкретизации, а сами по себе предостережения не нарушают права Министерства здравоохранения Калининградской области.

В возражениях на жалобу Министерство здравоохранения Калининградской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались. Территориальный органа Росздравнадзора по Калининградской области Министерство здравоохранения Калининградской области просили рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.

С учетом положений статей 150, 307 КАС РФ судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, возникающие в сфере здравоохранения граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который определяет, в том числе, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (ст.1).

Согласно п.8 ст.14 названного выше Федерального закона к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относится, в том числе, организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, согласно п.1 которого Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Приказом Минздрава России от 13.08.2020 № 844н утверждено Типовое положение о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, в силу п.11.1.2.1 которого Территориальный орган Росздравнадзора, помимо прочего, осуществляет проведение проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан.

Пунктом 4 ч.1 ст.45 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусмотрено, что контрольные (надзорные) органы могут проводить профилактические мероприятия в виде объявления предостережения.

В соответствии с ч.1 ст.49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Территориальным органом Росздравнадзора по <адрес> Министерству здравоохранения <адрес> объявлено предостережение № о недопустимости нарушения обязательных требований с указанием на то, что выданный ФИО10 льготный рецепт серия от ДД.ММ.ГГГГ на медицинское изделие «тест-полоски Саттелит ПЛЮС ПКГ-02.4 » - 7 уп., не был обслужен в полном объёме (отпущено 3 уп.).

Согласно предостережению от ДД.ММ.ГГГГ выданный ФИО9 льготный рецепт серия от ДД.ММ.ГГГГ на медицинское изделие «тест-полоски Сателлит Экспресс ПКГ-03 » - 3 уп., был обслужен ДД.ММ.ГГГГ.

В предостережении от ДД.ММ.ГГГГ ТО Росздравнадзора указал, что ФИО7 не была своевременно обеспечена медицинскими изделиями по следующим льготным рецептам: серия от ДД.ММ.ГГГГ на получение медицинского изделия «резервуар для инсулиновой помпы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на получение медицинского изделия «инфузионный набор для инсулиновой помпы ФИО1-» - 1 уп.; серия от ДД.ММ.ГГГГ на медицинское изделие «резервуар для инсулиновой помпы ФИО1» - 1 уп.; серия от ДД.ММ.ГГГГ на получение медицинского изделия «инфузионный набор для инсулиновой помпы ФИО1» - 1 уп..

Территориальным органом Росздравнадзора по Калининградской области Министерству в п.3 указано на необходимость принять меры к недопущению в дальнейшем нарушений, направить уведомления об их исполнении.

В качестве нормативного обоснования объявленных предостережений и возложения на Министерство обязанности исключить нарушения обязательных требований Росздравнадзор сослался на п.2 ч.1 ст.16 Федерального закона № 323-ФЗ, в силу которого к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Следовательно, организация закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, как за счет субвенций из федерального бюджета, так и счет средств бюджетов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Обращаясь в суд с административными исками, Министерство здравоохранения Калининградской области настаивало на незаконности действий Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области по проведению проверок и объявленных по результатам таких проверок предостережений, указывая, что Министерство, действуя в рамках своих полномочий, надлежащим образом обеспечило организацию закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, каких-либо обязательных требований закона не нарушило, и критикуя содержание предостережений, ссылаясь на их неконкретизированность и, как следствие, на невозможность их исполнения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Министерства здравоохранения Калининградской области о признании незаконными действий Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области, выразившиеся в проведении проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в отношении Министерства, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323, исходил из того, что Территориальный орган вправе проводить профилактические мероприятия в виде объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушения обязательных требований, не повлекших причинение вреда или угрозу его причинения, отметив при этом, что проверка качества медицинской деятельности, непосредственно связанной с обеспечением льготной категории граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, несмотря на указание об этом в оспариваемых предостережениях, Территориальным органом в отношении Министерства здравоохранения Калининградской области не проводилась, меры реагирования, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ в отношении Министерства не применялись, представления не выносились.

В этой части решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Принимая решение о признании незаконными объявленных Территориальным органом Росздравнадзора по Калининградской области Министерству здравоохранения Калининградской области предостережений, суд первой инстанции исходил из того, что допустимых и бесспорных доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения Министерством функций по организации обеспечения граждан Калининградской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не представлено, вывод о наличии в деятельности Министерства нарушений сделан без учета фактических данных о закупках и количестве выданных и реализованных льготных рецептов, без проверки деятельности аптечных пунктов и состояния остатков медицинских изделий и препаратов на складе, на основе анализа программного комплекса «Асулон М-Аптека», в котором информация отражается с опозданием. При этом суд установил, что необходимых медицинских изделий и лекарственных препаратов было закуплено в достаточном количестве, а необеспечение указанных в предостережениях лиц этими изделиями и препаратами было вызвано не бездействием Министерства, а недостатками в работе поликлинических отделений и аптечных пунктов, которые являются структурными подразделениями медицинских организаций. Судом обоснованно отмечено, что обжалуемые предостережения не содержат указаний на обязательные требования, которые были нарушены, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) Министерства могут привести или приводят к нарушению обязательных требований.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, полагая их правильными.

Так, в соответствии с п.2 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесена разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, а именно: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Постановлением Правительства Калининградской области от 11.05.2010 № 311 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Калининградской области, согласно которому Министерство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим на территории Калининградской области функции по проведению государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения в рамках своих полномочий, лицензированию отдельных видов медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (п.1).

В соответствии с подп.2 и 20 п.9 Положения Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч.3 ст.44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в том числе Порядок отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов.

В соответствии с указанными нормативами отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, без рецепта и (или) по рецепту на лекарственный препарат, оформленному медицинскими работниками, а также по требованию медицинской организации для аптечной организации.

Отпуск лекарственных препаратов по рецептам осуществляется аптеками, аптечными пунктами, индивидуальными предпринимателями, медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций.

Вопросы назначения и выписывания медицинских изделий (за исключением технических средств реабилитации) при оказании медицинской помощи, за исключением скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в медицинских организациях, урегулированы Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

Согласно п.8 названного Приказа для диагностики и лечения хронических заболеваний рецепты на медицинские изделия выписываются на курс лечения и диагностики до трех месяцев.

Кроме того, приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н утвержден Порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядок оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядок их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правила оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов.

Согласно п.п.10, 22 указанного Порядка рецептурный бланк формы № 14-1/у-04(л) оформляется при назначении лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой. Рецепты на бумажном носителе, в форме электронного документа, оформленные на рецептурном бланке формы № 14-1/у-04(л) и предназначенные для отпуска лекарственных препаратов гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы, детям-инвалидам, а также гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, требующими длительного курсового лечения, действительны в течение 90 дней со дня оформления, за исключением случаев, указанных в п.п.38 и 39 настоящего Порядка, при которых он действителен в течение 15 дней со дня оформления. Для лечения хронических заболеваний указанным категориям граждан лекарственные препараты с оформлением рецептов на бумажном носителе или рецептов в форме электронного документа могут назначаться на курс лечения до 180 дней.

Приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 15.05.2019 № 336 «Об организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа от 04.05.2018 № 245» утвержден Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Калининградской области, в том числе, порядок выдачи рецептов, порядок отпуска лекарственных препаратов и медицинских изделий по выписанным рецептам, порядок формирования номенклатуры и объема лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для проведения государственных закупок для обеспечения отдельных категорий граждан.

По информации КОФК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ резервуаров для инсулиновой помпы ФИО1<данные изъяты> имелось 35 и 18 упаковок, соответственно, инфузионных наборов (устройств для инфузий) ФИО1-сет – 118 и 29 упаковок, соответственно, в том числе в аптечных пунктах ГБ резервуаров для инсулиновой помпы ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелось 2 упаковки, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 2 упаковки, инфузионных наборов (устройств для инфузий) ФИО1-сет – 9 и 10 упаковок на указанные даты, соответственно. В целях обеспечения <адрес> названными медицинскими изделиями на 2022 и 2023 годы КОФК заключены контракты от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на общее количество 3012 упаковок резервуаров, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на общее количество 8031 упаковок инфузионных наборов.

Таким образом, Министерством здравоохранения Калининградской области, как органом государственной власти субъекта, должным образом осуществлялись полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

На основании приказа Министерства здравоохранения Калининградской области от 26.05.2023 № 367 в ГБ № 4 проведена проверка, по результатам которой в заключении изложены недостатки, выявленные в работе поликлинического отделения ГБ № 4, аптечного пункта являющегося структурным подразделением проверяемой медицинской организации, при ведении медицинской документации сотрудниками поликлиники, организации работы аптечного пункта предоставляющего дополнительную меру социальной поддержки в виде набора социальных услуг при организации льготного лекарственного обеспечения медицинскими изделиями и лекарственными препаратами.

В ходе проверки установлено, что ГБ № 4 имеет в составе, в том числе поликлиники, поликлинические отделения и, входящие в структуру медицинской организации, аптечные пункты, организованные с целью выполнения работ, услуг по фармацевтической деятельности для осуществления льготного лекарственного обеспечения при предоставлении меры социальной поддержки в виде набора социальных услуг.

По данным персонифицированного учета информационной системы «Асулон М-Аптека плюс ЛПУ» ФИО7 в 2022 по оформленным льготным рецептам на получение медицинских изделий – резервуаров для инсулиновой помпы <данные изъяты> была обеспечена указанными медицинскими изделиями в количестве 9 упаковок (90 штук), что соответствует средней годовой норме обеспечения, установленной Рекомендациями. Кроме того в 2022 году ФИО7 по оформленным льготным рецептам на получение медицинских изделий – устройства для инфузий ФИО1-сет была обеспечена указанными медицинскими изделиями в количестве 12 упаковок (120 штук), что соответствует годовой норме обеспечения, установленной Рекомендациями.

Также по результатам проверки установлено, что ФИО9 оформлен рецепт серия от ДД.ММ.ГГГГ на медицинские изделия – тест полоски для глюкометра в количестве 3 упаковок. По указанному рецепту по данным персонифицированного учета информационной системы «Асулон М-Аптека плюс ЛПУ» ДД.ММ.ГГГГФИО9 была обеспечена медицинским изделием – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве – 3 упаковок, то есть в срок, установленный Приказом 1181н. Льготный рецепт серия от ДД.ММ.ГГГГ на получение медицинских изделий – тест-полосок для глюкометра в количестве 3 уп. был обслужен ДД.ММ.ГГГГ по причине отказа ФИО9 при обращении ДД.ММ.ГГГГ в аптечный пункт поликлиники ГБ от получения тест-полосок, имевшихся в наличии в аптечном пункте поликлиники, что зафиксировано в акте от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО9 были оформлены рецепты на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые были обслужены в установленные сроки.

По информации КОФК в аптечном пункте на дату оформления рецепта ДД.ММ.ГГГГ имелось в наличии 1596 упаковок тест-полосок, в распоряжении КОФК для обеспечения <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ медицинские изделия - тест-полоски для измерения глюкозы крови имелись в количестве 34242 упаковки.

Кроме того установлено, что ФИО10 оформлен рецепт серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на медицинские изделия – тест-полоски для глюкометра в количестве 2 упаковок. По указанному рецепту по данным персонифицированного учета информационной системы «Асулон М-Аптека плюс ЛПУ» ДД.ММ.ГГГГФИО10 была обеспечена медицинским изделием – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 2 упаковок, в срок, не превышающий три месяца.

ДД.ММ.ГГГГФИО10 оформлен рецепт серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на медицинские изделия – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 5 упаковок. По указанному рецепту по данным персонифицированного учета информационной системы «Асулон М-Аптека плюс ЛПУ» ДД.ММ.ГГГГФИО10 была обеспечена медицинским изделием – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 5 упаковок.

ДД.ММ.ГГГГФИО10 оформлен рецепт серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на медицинские изделия – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 2 упаковок. По указанному рецепту по данным персонифицированного учета информационной системы «Асулон М-Аптека плюс ЛПУ» ДД.ММ.ГГГГФИО10 была обеспечена медицинским изделием – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 2 упаковок.

ДД.ММ.ГГГГФИО10 оформлен рецепт серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на медицинские изделия – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 7 упаковок. По указанному рецепту по данным персонифицированного учета информационной системы «Асулон М-Аптека плюс ЛПУ» ДД.ММ.ГГГГФИО10 была обеспечена медицинским изделием – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 7 упаковок.

ДД.ММ.ГГГГФИО10 оформлен рецепт серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на медицинские изделия – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 7 упаковок. По указанному рецепту по данным персонифицированного учета информационной системы «Асулон М-Аптека плюс ЛПУ» ДД.ММ.ГГГГФИО10 была обеспечена медицинским изделием – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 7 упаковок.

ДД.ММ.ГГГГФИО10 оформлен рецепт серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на медицинские изделия – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 7 упаковок. По указанному рецепту по данным персонифицированного учета информационной системы «Асулон М-Аптека плюс ЛПУ» ДД.ММ.ГГГГФИО10 была обеспечена медицинским изделием – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 7 упаковок.

ДД.ММ.ГГГГ оформлен рецепт серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на медицинские изделия – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 7 упаковок. По указанному рецепту по данным персонифицированного учета информационной системы «Асулон М-Аптека плюс ЛПУ» ДД.ММ.ГГГГФИО10 была обеспечена медицинским изделием – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 7 упаковок.

ДД.ММ.ГГГГФИО10 оформлен рецепт серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на медицинские изделия – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 7 упаковок. По указанному рецепту по данным персонифицированного учета информационной системы «Асулон М-Аптека плюс ЛПУ» ДД.ММ.ГГГГФИО10 была обеспечена медицинским изделием – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 3 упаковок.

Согласно заключению проверки, льготный рецепт серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на медицинские изделия – тест-полоски Сателлит экспресс ПКГ-03 в количестве 7 упаковок был обслужен ДД.ММ.ГГГГ не в полном объёме по причине отказа ФИО10 при обращении в аптечный пункт ГБ ДД.ММ.ГГГГ от получения тест-полосок, имевшихся в наличии в аптечном пункте поликлиники ГБ . Также из представленных документов следует, что ФИО10 настаивала на выдаче тест-полосок для глюкометра определёФИО2 производителя (Сателлит), что зафиксировано актом от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом в аптечном пункте на дату оформления рецепта ДД.ММ.ГГГГ имелось в наличии 56 упаковок тест-полосок, в распоряжении КОФК» для обеспечения <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ медицинские изделия – тест-полоски для измерения глюкозы крови имелись в количестве 1021 упаковки, что свидетельствует о наличии недостатков в работе структурных подразделений медицинской организации и недостаточном контроле со стороны руководителя медицинской организации, при этом они не повлекли вреда здоровью и нарушения прав заявителей.

Установив, изложенные выше обстоятельства и оценив их в соответствии с требованием закона, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы об обратном, пришел к правильному выводу о том, что со стороны Министерства здравоохранения Калининградской области какого-либо бездействия, повлекшего нарушение обязательных требований в пределах его полномочий, не допущено, а несвоевременное обеспечение граждан медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по оформленным им рецептам явилось следствием ненадлежащей организации работы поликлинических отделений и аптечных пунктов городских больниц.

При этом, как верно указано судом первой инстанции, вывод о наличии в деятельности Министерства нарушений обязательных требований должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора Черниковой М.В., проводившей проверку, сделан без учета фактических данных о закупках и количестве выданных и реализованных льготных рецептов, без проверки деятельности аптечных пунктов и состояния остатков медицинских изделий и препаратов на складе, на основе анализа программного комплекса «Асулон М-Аптека», в котором информация может отражаться с опозданием.

Как пояснили представитель Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области и сама Черникова М.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, сведения о закупках лекарственных препаратов и медицинских изделий, сведения об их остатках в КОФК и в аптечных пунктах поликлиник на проверяемые даты были запрошены в устной форме, однако ответов на запрос не поступило, в связи с чем эти сведения при объявлении Министерству здравоохранения Калининградской области предостережений учтены и приняты во внимание не были.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемые предостережения не соответствуют закону и нарушают права административного истца.

Правильно указано судом первой инстанции и на то, что оспариваемые предостережения в нарушение ч.ч.1, 2 ст.49 Федерального закона № 248-ФЗ не содержат ссылок на обязательные требования, которые были нарушены Министерством здравоохранения Калининградской области, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) Министерства могут привести или приводят к нарушению обязательных требований и какие меры надлежит принять Министерству в целях недопущения нарушений впредь.

В то же время, в соответствии с ч.1, ч.2 ст.49 Федерального закона № 248-ФЗ, предостережение должно содержать объявление о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагать принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, а также указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт; информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований; а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.

Доводы жалобы о несоблюдении Министерством здравоохранения Калининградской области обязательного досудебного порядка урегулирования спора повторяют доводы возражений на административный иск, они должным образом проверены судом первой инстанции и обоснованно не признаны состоятельными по мотивам, подробно изложенным в решении.

Так, в силу ч.1 ст.39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в ч.4 ст.40 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.2 этой же статьи судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Из приведенной нормы следует, что обязательный досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен только в отношении решений или действий (бездействия), указанных в ч.4 ст.40 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.4 ст.40 Закона № 248-ФЗ контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование: решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий; актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений; действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

В данном случае Министерством здравоохранения Калининградской области оспаривается предостережение, которое является в соответствии с п.4 ч.1 ст.45 Закона № 248-ФЗ одним из видов профилактических мероприятий, проводимых контрольными (надзорными) органами, и не относятся к решениям, действиям (бездействию), указанным в ч.4 ст.40 Закона, в отношении которых обязательно досудебное обжалование.

В этой связи оснований для оставления административных исков Министерства без рассмотрения по причине несоблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора у суда первой инстанции не имелось, административные дела обоснованно были рассмотрены по существу заявленных требований.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании закона, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи