Судья суда первой инстанции Сластенина А.А. Дело №
Судья суда апелляционной инстанции Теплякова И.М. Дело №а-3854/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Новосибирского областного суда Теплякова И.М. рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства в городе Новосибирске 21 апреля 2020 года административное дело по частной жалобе административного истца ФИО1 на определение судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Возвратить административное исковое заявление ФИО1 к МИФНС № <адрес>»,
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать недействительным Решение МИФНС № <адрес> и обязать его внести сведения о правоспособности ООО «Квиддич».
Судьей Ленинского районного суда <адрес>ДД.ММ.ГГГГ постановлено указанное выше определение, с которым не согласился административный истец ФИО1
В частной жалобе изложена просьба об отмене определения суда и направлении дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В обоснование частной жалобы административный истец ФИО1 ссылается на то, что целью подачи заявления являлось оспаривание ненормативного правового акта налогового органа в сфере полномочий ФНС по государственной регистрации юридических лиц. ФИО1 подал заявление о признании ненормативного правового акта налогового органа недействительным, а именно просит признать недействительным решение МИФНС № по <адрес> об исключении из ЕГРЮЛ ООО «Квиддич» (<данные изъяты>). Данные отношения регулируются специальным Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а не НК РФ, поскольку суть требований заявителя не связана с налоговыми правами и обязанностями гражданина.
Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, судья апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Определением судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление ФИО1 к МИФНС № <адрес> о признании недействительным решения возвращено истцу на основании пункта 1 части 1 статьи 129 КАС РФ с указанием на то, что административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования административных споров.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования для данной категории административных споров.
Так, в силу положений пункта 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ. В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Спорные правоотношения возникли в связи с решением об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Квиддич» и регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Закона заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
При этом, в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 25.2 Закона о государственной регистрации решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган. В случае, если непосредственно вышестоящим органом для территориального регистрирующего органа является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, решение об отказе в государственной регистрации обжалуется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд. В случае, если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в сроки, установленные пунктом 4 статьи 25.6 настоящего Федерального закона, решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.
Таким образом, невозможность обращения в суд до обжалования в вышестоящий орган предусмотрена только в отношении решения об отказе в государственной регистрации.
Принимая во внимание, что предметом настоящего административного искового заявления является обжалование решения регистрирующего органа об исключении из ЕГРЮЛ ООО «Квиддич» и обязание Инспекции внести сведения о восстановлении правоспособности ООО «Квиддич» в ЕГРЮЛ, то по данной категории дел обязательный досудебный порядок урегулирования спора законом не предусмотрен.
С учетом изложенного, определение судьи не может быть признано законным.
Суду надлежит учесть изложенное, а также положения п. 4 ч. 2 ст. 125, ст.130, ч. 4 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, по результатам чего принять законное и обоснованное процессуальное решение.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определила:
Определение судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, материалы направить в Ленинский районный суд <адрес> со стадии принятия.
Судья