ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-406 от 09.06.2022 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – ФИО3 Дело а-406

номер дела в суде первой инстанции 2а-442/2022

УИД 02RS0-71

номер строки в статистическом отчете 3.020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июня 2022 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Кокшаровой Е.А.,

судей – Солоповой И.В., Ялбаковой Э.В.,

при секретаре – ФИО4,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики ФИО2 от <дата>, которым

отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению по вопросам миграции МВД по Республике ФИО2, Министерству внутренних дел по Республике ФИО2, должностному лицу Управления по вопросам миграции МВД по Республике ФИО2 Николаевичу о признании незаконными действий по отказу в принятии заявления и прилагаемых документов для предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче патента, возложении обязанности принять заявление и прилагаемые документы.

Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению по вопросам миграции МВД по Республике ФИО2 об оспаривании действий должностного лица, мотивировав тем, что <дата> около 17 часов 30 минут со своими детьми въехал на территорию Российской Федерации из Республики Узбекистан для осуществления трудовой деятельности, в Республике ФИО2 проживают его супруга. <дата> миграционным пунктом ОМВД по <адрес> он поставлен на учет сроком до <дата>, <дата> срок временного пребывания продлен до <дата>. Истцу, при обращении за получением патента, было отказано в приеме документов, при этом из справки не усматривается, какие именно документы не представлены. Считает данный отказ в принятии заявления незаконным.

Определением Горно-Алтайского городского суда Республики ФИО2 от <дата> привлечено к участию в деле в качестве соответчика Министерство внутренних дел по Республике ФИО2.

Протокольным определением Горно-Алтайского городского суда Республики ФИО2 от <дата> привлечено к участию в деле в качестве соответчика должностное лицо Управления по вопросам миграции МВД по РА – ФИО2 Б.Н.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ФИО1, указывая, что в 2013, 2018 году ему выдавались патенты, при получении которых им представлялось свидетельство о неполном среднем образовании, выданное в 1989 году по окончании средней школы № <адрес><адрес>. При обращении за получением патента в 2021 году им был представлен тот же пакет документов, ранее ответчик не ставил под сомнение их действительность. Принимая ранее свидетельство об образовании и выдавая патенты, ответчик признал факт наличия надлежащего документа. Основания, позволяющие ответчику иным образом оценить представленный документ, в ходе рассмотрения дела судом не установлены. Отсутствие либо нечеткость реквизитов документа не является идентичными понятию «отсутствие документа». Способ установления даты и места выдачи документа, при предъявлении его заявителем, обратившимся за получением государственной услуги по оформлению и выдаче патента, определяется лицами, уполномоченными на рассмотрение заявлений и документов и принятия решений. Кроме того, год окончания учащимся учебного заведения одновременно является годом выдачи ему учебным заведением свидетельства об образовании.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя Министерства внутренних дел по Республике ФИО2ФИО5, представителя Управления по вопросам миграции МВД по Республике ФИО2ФИО6, должностное лицо Управления по вопросам миграции МВД по Республике ФИО2 Б.Н., возражавших против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, оценив представленные доводы и доказательства, пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку доказательств незаконности действий должностного лица Управления по вопросам миграции МВД по РА, с бесспорностью подтверждающих нарушение прав административного истца в нарушение норм статьи 62, части 11 статьи 226 КАС РФ не представлено, должностное лицо Управления по вопросам миграции МВД РФ по РА действовал в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством и должностным регламентом утвержденным министром внутренних дел РА от <дата>, поскольку он обязан проверить на стадии приема заявления наличие, правильность оформления всех документов и соответствие указанных сведений представленным документам.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче патентов иностранным гражданам на право осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный Закон) и Административным регламентом МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 05.10.2020 г. № 695 (далее Административный регламент).

Патентом признается документ, подтверждающий в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности (ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с п.п.6 п. 2 ст. 13.3 Федерального Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию, указанную в пункте 9 статьи 13 настоящего Федерального закона, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В силу требований ст. 15.1 Федерального Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и настоящей статьей, иностранный гражданин в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, указанного в статье 13.3 настоящего Федерального закона, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов:1) сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13.3 настоящего Федерального закона; 2) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года; 3) документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.

Согласно п. 53 Административного регламента одним из оснований для отказа в приеме заявления о предоставлении государственной услуги и документов является отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала.

Согласно п. 73 Административного регламента при приеме заявления должностное лицо, ответственное за прием и регистрацию заявлений, проверяет наличие всех необходимых документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям предоставления государственной услуги, наличие оснований отказа в приеме заявления, снимает копии с оригиналов представленных документов, заверяет копии своей подписью и возвращает оригиналы заявителю, а также устанавливает либо проверяет, в том числе: соответствие указанных заявителем сведений в заявлении о предоставлении государственной услуги сведениям, содержащимся в документе, удостоверяющем личность заявителя, и других представленных документах (п. 73.4).

Согласно Административного регламента основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной услуги и документах, необходимых для ее предоставления (п. 39.1); отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом (п. 39.2); истечение срока действия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, установленного пунктом 34 Административного регламента (п. 39.3); принятие МВД России решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации или принятия Правительством Российской Федерации решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории Российской Федерации (п. 39.4); наличие отказа в выдаче или переоформлении патента или аннулирования патента в течение года, предшествующего дате подачи заявления (п. 39.5).

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, родился <дата> года рождения в <адрес>, имеет гражданство <адрес>.

Административный истец <дата> въехал на территорию Российской Федерации из <адрес>, поставлен на учет <дата> по адресу временного пребывания: Республика ФИО2<адрес>. <дата> срок временного пребывания продлен до <дата>.

ФИО1 специалистом – экспертом Управления по вопросам миграции МВД по РА было отказано в принятии заявления на оформление патента со ссылкой на п. 39.2 приказа МВД РФ № 695 от 05.10.2020 г.

Как следует из материалов дела, ФИО1 при обращении за получением патента, во исполнение требований ст. 15.1 Федерального Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ было представлено свидетельство о неполном среднем образовании, окончании в <дата> году средней школы № <адрес><адрес>. К заявлению приложено, в том числе, свидетельство о неполном среднем образовании, которое не содержало сведений о дате выдачи свидетельства, а также наименование образовательной организации, выдавшей свидетельство, так как штамп организации был размыт.

Из ответа прокурора <адрес> от <дата>ж-2021 следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу незаконного отказа в выдаче патента, в связи с отсутствием даты выдачи удостоверения и плохого качества штампа на удостоверении проведена выездная проверка, по результатам которой в действиях должностных лиц Управления по вопросам миграции МВД по РА нарушений не установлено.

Как следует из Приказа Минпроса СССР от 22.04.1985 № 69 «Об утверждении Типовой инструкции об экзаменах, переводе и выпуске учащихся общеобразовательных школ» учащимся, окончившим девять классов, выдается свидетельство о неполном среднем образовании; учащимся, окончившим одиннадцать (двенадцать) классов, - аттестат о среднем образовании. Свидетельство о неполном среднем образовании и аттестат о среднем образовании учащиеся получают в школе, где они окончили девять классов или завершили среднее образование.

Свидетельство о неполном среднем образовании и аттестат о среднем образовании заполняются аккуратно и отчетливо черными тушью, чернилами или пастой, подписываются директором школы, заместителем директора по учебно-воспитательной работе и не менее чем тремя учителями. Оттиск школьной гербовой печати должен быть ясным, легко читаемым. Никаких подчисток и исправлений, незаполненных граф не допускается. Фамилия, имя, отчество, месяц, год рождения выпускника записываются полностью и в точном соответствии с записями в паспорте, а выпускника IX класса, еще не имеющего паспорта, - в соответствии с записями в свидетельстве о рождении. Полностью указывается наименование, номер и место нахождения школы, выдавшей документ. Свидетельство о неполном среднем образовании и аттестат о среднем образовании заполняются в школах всех союзных республик, кроме РСФСР, на двух языках - на языке союзной республики и русском.

Представленное ФИО1 свидетельство о неполном среднем образовании не содержит даты его выдачи, штамп образовательного учреждения размыт.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что должностное лицо Управления по вопросам миграции МВД РФ по РА действовал в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством и должностным регламентом утвержденным министром внутренних дел РА от <дата>, поскольку он обязан проверить на стадии приема заявления наличие, правильность оформления всех документов и соответствие указанных сведений представленным документам.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по данным требованиям по существу, влияли бы на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, либо опровергали выводы суда.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным, оснований для его отмены у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики ФИО2 от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий десяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.

Председательствующий судья Е.А. Кокшарова

Судьи И.В. Солопова

Э.В. Ялбакова

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <дата>.