ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-406/2021 от 01.06.2021 Изобильненского районного суда (Ставропольский край)

Дело № ЗЗа-708/2021

Дело а-406/2021 (2-917/2020)

УИД 26RS0014-01

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия по административным делам <адрес>вого суда в составе

председательствующего судьи ФИО10,

судей ФИО11 и ФИО3

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело а-406/2021 (2-917/2020) по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации Изобильненского городского округа <адрес> о признании незаконными решения общественной комиссии по жилищным вопросам, постановления главы администрации Изобильненского городского округа <адрес>, признании права на обеспечение жилым помещением

по апелляционным жалобам представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО12 и представителя ответчика администрации Изобильненского городского округа <адрес> по доверенности ФИО5 на решение Изобильненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав доклад судьи ФИО3, изложившей обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы апелляционных жалоб, выслушав адвоката ФИО12, действующую в защиту интересов административного истца ФИО2 по ордеру и в соответствии с доверенностью, просившую отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы стороны истца, а также представителя ответчика администрации Изобильненского городского округа <адрес>ФИО5, действующую по доверенности, поддержавшую доводы и требования апелляционной жалобы, поданной органом местного самоуправления, судебная коллегия

установила:

Судья ФИО6

ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Изобильненского городского округа <адрес>, в обоснование которого указал, что он уволен с действительной военной службы в звании капитана 3 ранга запаса по сокращению штата. Выслуга действительной военной службы в Вооруженных Силах ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 14 лет, в льготном исчислении - 20 лет. При увольнении со службы ему выдано удостоверение о том, что он
имеет право на льготы, предусмотренные постановлениями ЦК КПСС и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением ФИО1 ССР от ДД.ММ.ГГГГ. Местом своего постоянного жительства после военной службы он определил <адрес> Украинской ССР. Решением Измаильского городского ФИО1 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ он принят на квартирный учет в льготной очереди. Однако в установленный трехмесячный срок жилой площадью не был обеспечен. В связи с распадом ФИО1 переехал в <адрес>, где вновь поставлен в очередь на улучшение жилищных условий при администрации поселка Солнечнодольска. В связи с переменой места жительства, исключен из списка очереди на улучшение жилищных условий. В 2019 году вновь обратился в администрацию Изобильненского городского округа с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, составом семьи два человека. Постановлением главы Изобильненского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении) в связи с тем, что им не предоставлена справка о признании малоимущим, при этом к льготной категории он не относится. Приняв его ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, государство в лице ФИО1 констатировало наличие оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, у него возникло право на обеспечение жильем в одной из форм, предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Неоднократная перемена места жительства, вызванная уважительными жизненными обстоятельствами, не может являться основанием для прекращения или изменения его права на жилище и обеспечения его жилым помещением. До настоящего времени он не приобрел жилое помещение в собственность, право на обеспечение жилым помещением не реализовал.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Изобильненского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении), признать незаконным постановление главы администрации Изобильненского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении), признать за ним право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», возложить на администрацию Изобильненского городского округа обязанность принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении) составом семьи два человека: ФИО2 и ФИО7 (сын) и возложить на администрацию Изобильненского городского округа обязанность внести его в заявку на предоставление в 2021 году субвенции из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.

Решением Изобильненского районного суда <адрес> от

ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен частично: за ФИО2 признано право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на администрацию Изобильненского городского округа возложена обязанность принять ФИО2 на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении), в удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 отказано.

Не согласившись с решением суда, сторонами поданы апелляционные жалобы.

Определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ рассматриваемое дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Изобильненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО12 просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований истца о возложении на администрацию Изобильненского городского округа обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении) ФИО7 (сына истца).

Считает, что в данной части решение является незаконным и необоснованным.

Указывает, что при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося ФИО2 предоставил ответчику документы, из которых следует, что его сын и он зарегистрированы по одному адресу и проживают вместе. Выводы суда об отсутствии доказательств, подтверждающих состав семьи ФИО2 - два человека не соответствуют обстоятельствам дела.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Изобильненского городского округа <адрес> по доверенности ФИО5 просит решение суда отменить в части признания за истцом ФИО2 права на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и возложении на администрацию обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении) ФИО2, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

Указывает, что судом допущено нарушение норм процессуального права, так как исковое заявление ФИО2 рассмотрено по правилам гражданского, а не административного судопроизводства.

Принимая оспариваемое решение, суд заменил орган местного самоуправления, в чью исключительную компетенцию входит признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановка их на учет.

Выданное ФИО2 удостоверение о том, что он имеет право на льготы, уже подтверждает право на обеспечение его жилым помещением в случае нуждаемости, которым ФИО2 воспользовался, будучи поставленным на квартирный учет исполнительным комитетом Измаильского городского ФИО1 народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ Доказательств того, что истец не реализовал свое право в период до переезда с территории Украины на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации и не получил от государства жилое помещение (или выплату), суду не представлено.

Кроме того, ФИО2 не обращался в администрацию Изобильненского городского округа <адрес> или какой-либо другой уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как гражданин, уволенный с военной службы, имеющий право на обеспечение жилым помещением в порядке пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В период с 2001 по 2007 год, в 2009 году ФИО2 обращался с заявлениями о признании нуждающимся на общих основаниях и получал отказы как не признанный малоимущим, а не как гражданин, уволенный с военной службы. Следовательно, суд дал неправильную правовую оценку фактическим обстоятельствам дела.

Истец ФИО2 и представитель заинтересованного лица министерства строительства и архитектуры <адрес> в заседание апелляционной инстанции не явились.

Истец ФИО2 о причинах неявки не известил и не просил об отложении дела слушанием.

Представитель министерства строительства и архитектуры <адрес>ФИО8 предоставила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» разъяснил, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу положений части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении дела по существу и частичном удовлетворении заявленных требований, судом первой инстанции были допущены такого рода нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан

основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в администрацию Изобильненского городского округа с заявлением о внесении на рассмотрение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Изобильненского городского округа <адрес> его просьбы о принятии его и его семьи составом из двух человек (включая сына 1987 года рождения) на учет граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма (нуждающихся в улучшении жилищных условий) (т. 2 л.д. 24).

Из выписки из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Изобильненского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что комиссией принято решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении), поскольку ФИО2 не представил справку о признании его малоимущим, к какой-либо льготной категории не относится (т. 2 л.д. 128).

Постановлением главы администрации Изобильненского городского округа от ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении), предоставляемом по договору социального найма (т. 2 л.д. 117).

Разрешая заявленные требования в части признания указанных решения и постановления незаконными, основываясь на положениях действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно установил, что ФИО2 не представил документ, подтверждающий статус малоимущей семьи, в виду чего ему обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении), предоставляемом по договору социального найма на основании пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в данной части, поскольку в силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем, как при подаче заявления в администрацию Изобильненского городского округа, гак и в материалы дела стороной истца не были представлены сведения о том, признавался ли ФИО2 в установленном порядке малоимущим, в связи с чем принятые комиссией решение от ДД.ММ.ГГГГ и постановление главы администрации Изобильненского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ правомерны, прав ФИО2 не нарушают.

Признавая за ФИО9 право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и возлагая на администрацию Изобильненского городского округа <адрес> обязанность принять ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении), суд первой инстанции установил, что принятие ФИО2 на учет произведено в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

Приняв ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, государство в лице ФИО1 констатировало наличие основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в виду чего у ФИО2 возникло право на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» форм.

Суд первой инстанции указал, что до настоящего времени ФИО2 не приобрел жилое помещение в собственность, право на обеспечение жилым помещением не реализовал.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может, полагая, что, разрешая требования в данной части, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела.

ДД.ММ.ГГГГФИО2, являющийся капитаном 3 ранга, приказом командира войсковой части 95231 уволен в запас в связи с сокращением штатов (т. 1 л.д. 16).

На ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет в календарном исчислении составила 14 лет, в льготном исчислении - 20 лет, что следует из справки к удостоверению, справки военного комиссариата Изобильненского и <адрес>ов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № П/96 (т. 1 л.д. 18, т. 2 л.д. 26).

ФИО2 выдано удостоверение, подтверждающие наличие у него права на льготы, предусмотренные постановлениями ЦК КПСС и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 27).

ФИО2 принят на квартирный учет в общежитии РТП, ввиду отсутствия жилплощади, что подтверждается выпиской из решения от ДД.ММ.ГГГГ заседания Измаильского городского ФИО1 народных депутатов (т. 1 л.д. 29), и ДД.ММ.ГГГГ выдано уведомление с указанием регистрационного номера в книге учета (т. 1 л.д. 26).

КЧО

В соответствии со статьей 77 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-VII "О всеобщей воинской обязанности", действующего на момент увольнения истца с военной службы, обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, производился исполнительными комитетами местных ФИО1 народных депутатов в порядке, устанавливаемом ФИО1.

Пунктом 16 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного постановлением Совмина ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего на момент увольнения истца со службы, предусмотрено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных ФИО1 народных депутатов наравне с другими гражданами.

В пункте 19 Положения закреплено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных ФИО1 народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности ФИО1 и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. Обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.

Таким образом, в период прохождения службы заявителем вопросы обеспечения жилым помещением военнослужащего находились в компетенции исполнительных комитетов местных ФИО1 народных депутатов.

ФИО2, избрав местом своего проживания <адрес>, был принят на квартирный учет решением Измаильского городского ФИО1 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, то есть на территории Украинской ССР.

Однако в дальнейшем, точное время не известно, переехал на территорию Российской Федерации.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного

самоуправления жил позднее чем в трехмесячныi списки нуждающихся в \тту постоянном месте жительства.

Закон Российской Федерации от военнослужащих» утратил силу в связи с ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военноелуз пунктом 1 статьи 15 которого государство гар« обеспечение их жилыми помещениями в форме денежных средств на приобретение или строительство либо предоставления им жилых помещений в порядке и на установленных настоящим Федеральным законом, другими фе: законами и иными нормативными правовыми актами Российской за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ), устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 9 указанных Правил граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

На каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления, ведающих учетом и распределением жилой площади для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь.

и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления пункт 20).

Исходя из пункта 22 Правил, в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

На основании статьи 100 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ в пункт 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» внесены изменения, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.

В этой связи абзацем 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» было установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

С ДД.ММ.ГГГГ абзац 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в приведенной выше редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3, статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № Э42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе
военнослужащих», распространяются на слехя жилыми помещениями за счет средств фелег^-- граждан независимо от даты их увольнения со службы. 2005 года в установленном Правительством Российской были приняты органами местного самоуправления на у нуждающихся в жилых помещениях, в том числе измеяизггжх жительства и принятых в связи с этим органами местного само> правления тш учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях поhobos"; чест> жительства после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищных? кодексом Российской Федерации: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 3 упомянутого Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

В <адрес> обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или и строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам погибших (умерших) военнослужащих».

В силу пункта 3 Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам погибших (умерших) военнослужащих, осуществляется посредством ведения Министерством строительства и архитектуры <адрес> сводного списка граждан, формируемого на основании списков граждан, представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>.

Вышеуказанные нормоположения в своей совокупности определяют, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также собственно наличие оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, введение федеральным законодателем такого условия возникновения у уволенных с военной службы граждан права на обеспечение жильем, как постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, не может считаться нарушением конституционных прав и свобод (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 21-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1068-0-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 1090-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 2487-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 163-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 1134-0 и др.).

Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с доводами административного ответчика о том, что удостоверение, выданное ФИО2 командиром войсковой части, согласно которому он имеет право на льготы, предусмотренные постановлениями ЦК КПСС и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, само по себе подтверждает право ФИО2 на обеспечение жилым помещением в случае его нуждаемости в нем.

Вопреки положениям процессуального права и выводам суда первой инстанции, ФИО2 не представлено доказательств того, что до переезда с территории Украины на постоянное место жительство на территорию Российской Федерации, им не было реализовано право как на получение от государства жилого помещения, так и на выплату денежных средств для дальнейшего приобретения или строительства жилого помещения.

В данном случае ФИО2, обращаясь в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 30 лет со дня увольнения, учитывая также факт избрания им местом своего жительства территорию Российской Федерации, как того требуют вышеприведенные нормы законодательства, доказательств постановки на учет в органе местного самоуправления по месту жительства в Российской Федерации, как нуждающегося в получении жилого помещения, до ДД.ММ.ГГГГ не представил, как и не представил доказательств обращения с заявлением о постановке на учет после указанной даты.

При этом судебная коллегия полагает, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ- П, ссылка на которое имеется в исковом заявлении и в решении суда первой инстанции, к спорным правоотношениям не применимо, поскольку Конституционным Судом Российской Федерации проверялись положения пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при переезде уволенных с военной службы граждан, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ в органе местного самоуправления, в другой населенный пункт и постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ, тогда как ФИО2 на территории Российской Федерации на учет не становился.

Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы поселка <адрес> (т.1 л.д. 22), ФИО2, составом семьи два человека, поставлен в очередь на улучшение жилищных условий при администрации поселка Солнечнодольска, с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ Однако в дальнейшем был исключен из списка в виду снятия с регистрационного учета и выезда на постоянное место жительства за пределы <адрес>, что следует из постановления от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 21). При этом из указанных актов усматривается, что ФИО2 обращался с заявлением о постановке на учет в порядке, предусмотренном статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не в порядке, установленном для военнослужащих.

Об отсутствии ФИО2 в списке некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов погибших (умерших) военнослужащих по <адрес>, ФИО2 разъяснялось письмами министерства строительства и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 36-37), от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 43-44). ФИО2 также неоднократно разъяснялось о том, что им не подавались заявления о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как военнослужащего.

Учитывая, что ФИО2 не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в установленном законом порядке как военнослужащий на территории Российской Федерации, оснований полагать о допущенных нарушениях жилищных прав ФИО2 не имеется, как и не имеется основания для подтверждения или признания его права в судебном порядке.

В связи с изложенным, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований истца о признании за ним права на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и возложении на администрацию Изобильненского городского округа обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении) ФИО2

При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований по принятию на учет семьи ФИО13 составом два человека, полагая, что в материалы дела не представлено доказательств того, что семья ФИО2 состоит из двух совместно проживающих человек, то есть, ФИО2 и его сына ФИО7 Кроме того, поскольку основания для принятия на учет ФИО2 отсутствуют, то и обязанности на включение в состав семьи для постановки на учет ФИО7 не имеется.

Обоснованными являются выводы суда первой инстанции относительно отсутствия правовых оснований для возложения на администрацию Изобильненского городского округа обязанности внести ФИО2 в заявку на предоставление в 2021 году субвенции из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.

В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц» субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявкам, представляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в указанное Министерство в сроки, установленные этим Министерством, по форме согласно приложению.

Согласно пункту 28 и 29 Правил реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди. Граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.

В виду отсутствия заявления о постановке ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как гражданина, уволенного с военной службы, а также принимая во внимание наличие очередности при подаче заявок на предоставление единовременной денежной выплаты, судебная коллегия приходит к выводу о правомерном отказе ФИО2 в данной части требований.

При таких обстоятельствах, вынесенное по делу решение суда подлежит частичной отмене на основании пункта 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного производства Российской Федерации, с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении требований ФИО2 о признании за ним права на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», возложении на администрацию Изобильненского городского округа обязанности принять ФИО2 на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении).

Руководствуясь статьями 307 - 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Изобильненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения исковых требований ФИО2 к администрации Изобильненского городского округа <адрес> отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований о признании за ФИО2 право -на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», возложении на администрацию Изобильненского городского округа обязанности принять ФИО2 на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении) - отказать.

Это же решение Изобильненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в остальной части оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Изобильненского городского округа <адрес> по доверенности

ФИО5 - удовлетворить, апелляционную жалобу представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО12 - оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции путем подачи через суд первой инстанции кассационной жалобы (представления) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

ФИО10

Председательствующий

Судьи

ФИО11