ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-4245/2021 от 22.07.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Магарамкентский районный суд РД № дела первой инстанции 2а-669/20 судья ФИО2

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июля 2021 года, по делу а-4245/21, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей ФИО3, ФИО4, при секретаре ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию депутатов МО СП «сельсовет Тагиркент-Казмаляр» <адрес> Республики Дагестан о признании недействительным протокола от <дата>, по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО8 на решение Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от <дата>, которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с приведенным выше административным иском, мотивируя требования тем, что в соответствии с Законом РД от <дата> "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Республики Дагестан и избрания глав муниципальных образований Республики Дагестан", Уставом муниципального района "<адрес>" Собрание депутатов сельского поселения «сельсовет Тагиркент-Казмаляр» <адрес> делегирует двух депутатов, избираемых из своего состава (п. 1 ст. 4. Регламента собрания депутатов СП). Порядок избрания депутатов, делегируемых в Собрание депутатов муниципального района "<адрес>", установлен Регламентом собрания депутатов сельского поселения.

Согласно п. 2 ст. 4 Регламента депутат избирается тайным голосованием с использованием бюллетеней (или Собрание депутатов может принять решение о проведении открытого голосования). Депутат считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании депутатов.

В соответствии с п.10 ст.4 Регламента избрание депутата оформляется решением собрания депутатов без дополнительного голосования. В Регламенте не указан (не регламентирован) способ (метод) открытого голосования, каким образом проводится голосование. При открытом голосовании воля депутата (в данном случае) выражается в присутствии других лиц и видна им. Открытое голосование может проводиться разными способами: поднятием рук, вставанием с места и др.

Согласно ст. 6 Закона от <дата> «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

<дата> состоялось заседание Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Тагиркент-Казмаляр». Собрание решило провести выборы депутатов, делегируемых в состав Собрания депутатов муниципального района "<адрес>" открытым голосованием.

В пункте 5 ст.4 Регламента указано, что в список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на место депутата, за исключением лиц, взявших самоотвод. В соответствии ч.10 ст.4 Регламента решение об избрании депутата оформляется решением собрания депутатов без дополнительного голосования. Отсутствуют список для голосования и решение. По итогам голосования за делегирование депутатов в состав собрания депутатов муниципального района «<адрес>» Собрание МО СП решило делегировать депутатов ФИО7 и ФИО6

Выборы депутатов, проведенные <дата> по делегированию в собрание депутатов муниципального района "<адрес>" недействительны, потому что нарушен порядок голосования, а также нарушено действующее законодательство при проведении выборов.

Согласно Федеральному закону от <дата> № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" - ч.7 ст.64, голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо (на выборах в органы местного самоуправления) к позиции "против всех кандидатов".

Согласно ч.8 ст.67 Закона РД от <дата> "О муниципальных выборах в РД", голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетень любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Других способов (методов) голосования, исключающих наличие бюллетеней при голосовании, действующее законодательство не предусматривает.

Согласно ч.2 ст. 15 КАС РФ если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с Федеральным Законом от <дата>-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим Федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также Конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии со ст.23 вышеуказанного закона муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В настоящем случае некоторые положения регламента не соответствует действующему законодательству о выборах.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился административный истец ФИО1

В поданной его представителем Курбанисмаиловым Д.А. апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного акта, приводя доводы о его незаконности и необоснованности.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО8 поддержал доводы апелляционной жалобы и просил их удовлетворить. В свою очередь, председатель Собрания депутатов МО СП «сельсовет Тагиркент-Казмаляр» <адрес> РД ФИО6 и заинтересованное лицо ФИО7 возражали против данного, указывая о законности судебного акта.

Административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1, извещенного о месте и времени судебного заседания апелляционной инстанции, имеется письменное заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие (статьи 150, 226 и 307 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалы административного дела не содержат доказательств надлежащего извещения административного истца ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела <дата>, судебное извещение ему не было вручено. Имеющееся в материалах дела (л.д. 25) судебное извещение об извещении административного истца о времени и месте рассмотрения дела <дата> доказательством извещения являться не может, в связи с отсутствием сведений его вручения или получения указанным лицом, участвующим в административном деле.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для рассмотрения дела в судебном заседании <дата>, тем самым допущено существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее нарушение прав административного истца на судебную защиту и основных принципов состязательности и равноправия сторон.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В силу п. 3 ст. 309 КАС РФ судебная коллегия отменяет решение суда и направляет административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит устранить допущенные нарушения, приведшие к отмене решения суда, а равно оценить доводы сторон по делу и постановить законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. ст. 309-310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от <дата> отменить, административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Апелляционное определение может быть обжаловано в шестимесячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Магарамкентский районный суд Республики Дагестан.

Председательствующий

Судьи