№а-436/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 4 апреля 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Гылкэ Д.И., судей Колпаковой А.В., Катанаевой А.С., при ведении протокола помощником судьи Веретенниковой В.В., рассмотрела административное дело № 2а-120/2021 (УИД 91OS0000-01-2021-000287-75) по административному исковому заявлению ИП ФИО1 о признании незаконным в части решения внеочередной 28 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 6 апреля 2021 г. № 1 «О внесении изменений в решение 9-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12 февраля 2020 г. № 20 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», по апелляционной жалобе ИП ФИО1 на решение Верховного Суда Республики Крым от 22 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В., пояснения административного истца ИП ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя Ялтинского городского совета Республики Крым ФИО3, представителя администрации г. Ялта Республики Крым ФИО4, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации ФИО5, судебная коллегия
установила:
12 февраля 2020 г. Ялтинским городским советом Республики Крым принято решение № 20, которым утверждена «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее – Схема НТО).
В указанной Схеме НТО было предусмотрено размещение следующих нестационарных торговых объектов (далее- НТО): номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>.
6 апреля 2021 г. оспариваемым решением Ялтинского городского совета Республики Крым от № в решение Ялтинского городского совета Республики Крым от 12 февраля 2020 г. № «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», внесены изменения, согласно которым Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым изложена в приложение №1 в новой редакции. Из неё исключены следующие НТО: номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; а также внесены изменения в части указания площади и типа НТО в отношении объектов: номер по схеме № по адресу: <адрес>, напротив гастронома; номер по схеме № по адресу: <адрес>.
8 апреля 2021 г. текст документа размещён на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта на портале Правительства Республики Крым (https://yalta.rk.gov.ru) и 10 апреля 2021 г. опубликован в газете «Ялтинские вести» №.
ИП ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором, с учетом уточнений просил признать незаконным решение внеочередной 28 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 6 апреля 2021 г. № 1 «О внесении изменений в решение 9-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второю созыва от 12 февраля 2020 г. № 20 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее - решение - Ялтинского городского совета от 6 апреля 2021 г. № 1) в части исключения и изменения мест размещения НТО типа мобильная связь: номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований административный истец указал на незаконность исключения и изменения Схемы НТО, поскольку эксплуатация данных объектов была начата им еще до утверждения схемы в соответствии с ранее действующими правоустанавливающими документами. По мнению ИП ФИО1, оспариваемое решение в указанной части, нарушает его права, поскольку лишает возможности осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно позиции административного истца, исключение спорных нестационарных торговых объектов из Схемы свидетельствует о противоречии оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности положениям Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ, Федеральный закон о торговой деятельности) и Порядку размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в <адрес>, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 г. № 402 (далее – Порядок размещения нестационарных торговых объектов от 23 августа 2016 г. № 402).
В качестве способа восстановления нарушенных прав административный истец просил суд возложить на ответчика обязанность включить в схему размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта следующие объекты с видом реализуемых товаров «мобильная связь»: номер по порядку №, номер на схеме 2020 года - №, адрес: <адрес>, площадь 3 кв. м; номер по порядку №, номер на схеме 2020 года - №, адрес: <адрес>, площадь - 3 кв. м; номер по порядку №, номер на схеме 2020 года – №, адрес: <адрес>, площадь - 3 кв. м; номер по порядку №, № на схеме 2020 года - №, адрес: <адрес>, площадь 3 кв. м; номер по порядку №. номер на схеме 2020 года - №, адрес: <адрес>, площадь - 3 кв. м; заменить объекты, указанные в схеме 2021 года: номер по порядку №, номер на схеме 2021 года - №, адрес: <адрес>, площадь - 4 кв. м; номер по порядку №, номер на схеме 2021 года - №, адрес: <адрес>, площадь - 4 кв. м; соответственно на объекты, расположенные по тем же адресам (в радиусе 15 м) согласно схемы 2016 года, номер на схеме 2016 года - №, адрес: <адрес> (№, лот № по схеме и конкурсу 2016 года), площадь - 2,3 кв. м; номер на схеме 2016 года - №, адрес: <адрес> (№, лот № по схеме и конкурсу 2016 года), площадь - 2,3 кв. м.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 22 октября 2021 г. административное исковое заявление ИП ФИО1 оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ИП ФИО1, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлены письменные возражения.
Рассмотрев в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) административное дело в полном объеме, вне зависимости от оснований и доводов, изложенных в апелляционных жалобе, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение такого рода допущены судом первой инстанции, что является основанием для отмены решения судом апелляционной инстанции.
Предметом оспаривания является решение - Ялтинского городского совета от 6 апреля 2021 г. № 1 в части исключения и изменения типа и площади семи нестационарных торговых объектов.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Ялтинского городского совета от 6 апреля 2021 г. № 1 принято в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с установленным порядком; требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не противоречит; прав административного истца не нарушает.
Ссылаясь на отсутствие нарушений прав административного истца, суд пришел к выводу, что использование ИП ФИО1 спорных НТО до утверждения административным ответчиком схемы, не является достаточным основанием для признания оспариваемого решения в части исключения данных объектов из схемы незаконным, указывая на прекращение действия договоров и отсутствие у истца права на размещение объектов на момент утверждения схемы. Кроме того суд посчитал, что истец не подтвердил наличия нарушенного права, так как у ИП ФИО1 не утрачена возможность реализации иных форм торговли (ярмарки, сезонная торговля).
Судебная коллегия считает данную позицию ошибочной, поскольку суд неправильно установил юридически значимые обстоятельства и неверно применил нормы материального права.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, административный истец ИП ФИО1 с 2006 года осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию продажи услуг мобильной связи и сопутствующих товаров в нестационарных торговых объектах города Ялта Республики Крым.
В период с 2006 по 2015 год размещение принадлежащих ИП ФИО1 нестационарных торговых объектов осуществлялось на основании представленных истцом паспортов привязки нестационарных торговых объектов и договоров, действующих с 2006 по2011 год и с 2013 по 2015 год (л.д.126-249 том 7 и л.д. 2-143 том 8).
Постановлениями Администрации города Ялта от 10 апреля 2015 г. № 458-п и от 1 апреля 2016 г. № 860-п была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта, в которой были отображены принадлежащие ИП ФИО1 объекты.
Согласно вышеуказанной схемы, с Администрацией города Ялта Республики Крым в 2015-2016 годы по результатам конкурентных процедур заключались договоры на право размещения НТО для оказания мобильной связи. На основании решений Администрации города Ялта от 20 декабря 2018 г. № 2582-п, 6 июня 2019 г. № 1247-п договоры продлевались до 1 сентября 2019 г. без проведения конкурентных процедур, а затем - на основании договоров о ярмарочных мероприятиях.
В 2020 году, при составлении новой редакции схемы по заявке ИП ФИО1 в Схему НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта, утвержденную решением Ялтинского городского совета Республики Крым № 20 от 12 февраля 2020 г. были включены следующие объекты: номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес> номер по схеме № по адресу: <адрес>.
В отношении данных НТО административным истцом и заявлен настоящий спор, поскольку изменение типа и площади двух объектов (номера по схеме № и №, а также исключение пяти объектов (номера по схеме №,№,№,№,№) из Схемы, фактически означает для ИП ФИО1 прекращение нахождения данных указанных торговых объектов в числе объектов, которые могут быть использованы предпринимателем для осуществления торговой деятельности на предусмотренных законом основаниях, в том числе на основании ранее сложившихся правоотношений без проведения конкурентных процедур, в связи с длящейся коммерческой деятельностью на данных площадках.
Судебная коллегия соглашается с утверждением Администрации города Ялта о том, что включение и последующее исключение объектов (номера по схеме №,№,№,№,№) из Схемы размещения НТО само по себе не означает возникновение или прекращение у ИП ФИО1 права на использование соответствующих земельных участков, так как в силу действующего правового регулирования нестационарные торговые объекты могут размещаться на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта или на основании договора аренды земельного участка, которые в рамках реализации данной схемы с административным истцом ИП ФИО1 не были заключены.
Вместе с тем, вопреки позиции суда первой инстанции и доводам Администрации муниципального образования городской округ Ялта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исключение спорных объектов из Схемы нарушило права и законные интересы административного истца как предпринимателя, учитывая следующее.
Обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения, является целью правового регулирования торговой деятельности (пункт 3 части 2 статьи 1 Федеральный закон о торговой деятельности).
На основании пункта 5 раздела П Порядка размещения нестационарных торговых объектов от 23 августа 2016 г. № 402, хозяйствующие субъекты, желающие осуществлять торговую деятельность через НТО, подают заявки на включение выбранных ими мест размещения в Схему исходя из Требований к размещению.
В силу пункта 19 раздела П Порядка размещения нестационарных торговых объектов от 23 августа 2016 г. № 402, запрещается самовольное размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Согласно пункта 16 раздела П Порядка размещения нестационарных торговых объектов от 23 августа 2016 г. № 402 размещение НТО на земельных участках муниципальной или государственной собственности, находящихся в пользовании физических или юридических лиц, допускается по договору с пользователем земельного участка при условии размещения НТО в соответствии со Схемой, соблюдения Земельного кодекса Российской Федерации, вида разрешенного использования земельного участка, градостроительного законодательства и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов.
Администрацией муниципального образования городской округ Ялта и Ялтинским городским советом Республики Крым не оспаривается, что включение оспариваемых объектов в схему происходило согласно поданной административным истцом ИП ФИО1 заявки на включение выбранных ими мест размещения в Схему, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами (заявка ИП ФИО1, сведения электронной переписки, материалы арбитражного дела ИП ФИО1 в рамках оспаривания действий администрации).
Таким образом, подача ИП ФИО1 заявления о включении объекта в Схему размещения НТО представляет собой юридически значимое действие, направленное на придание существующему или планируемому к размещению объекту статуса, необходимого для оформления права на осуществление в нем торговой деятельности.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, установлено и подтверждено ответом Администрации муниципального образования городской округ Ялта, что за период с момента введения в действие 12 февраля 2020 г. решения № 20 Ялтинского городского совета Республики Крым, процесс заключения соответствующих договоров на размещение НТО не был начат, какие либо договоры на размещение НТО не были заключены не только с ИП ФИО1, но и с иными субъектами предпринимательской деятельности в муниципальном образовании город Ялта, использующими нестационарные торговые объекты.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушенных прав административного истца ввиду неучастия его в договорных от отношениях связанных с реализацией Схемы НТО, являются необоснованными, так как отсутствие заключенных договоров на размещение спорных НТО не может быть поставлено в вину предпринимателю, а исключение из Схемы размещения НТО объектов, включенных в нее в неё именно на основании заявки ИП ФИО1, препятствует участию им в конкурсных и внеконкурсных процедурах, либо завершению оформления им документов, разрешающих торговую деятельность в спорных объектах.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав административного истца ИП ФИО1 в связи с тем, что он не был участником договорных правоотношений, не соответствует установленным обстоятельствам и сделан судом при ошибочном истолковании действующих норм права.
Также неверно пришел суд первой инстанции и к выводу о соответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку неверно истолковал нормы действующего законодательства.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона о торговой деятельности, определяющего основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Согласно статье 10 данного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
На территории Республики Крым отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности регулирует Закон Республики Крым от 5 мая 2015 г. № 92-ЗРК/2015 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым». Согласно статье 8 данного закона органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. В соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым полномочиями органы местного самоуправления, в том числе, обеспечивают разработку и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с Порядком размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 г. № 402 (далее – Порядок от 23 августа 2016 г. № 402), схема размещения НТО - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, состоящий из текстовой и графической частей, содержащих информацию об адресных ориентирах, виде и специализации НТО, площади земельного участка, на котором расположен НТО, периоде размещения НТО, форме собственности земельного участка и др. Схема, а также изменения в нее разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Республики Крым, с учетом: утвержденных в установленном порядке правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, внутригородских районов; развития сети предприятий торговли и услуг, в том числе исключения негативного влияния нестационарных торговых объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, архитектурный облик соответствующего населенного пункта; нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; особенностей конкретного муниципального образования.
Пунктом 10 Порядка от 23 августа 2016 г. № 402 предусмотрены основания для внесения изменений в Схему размещения НТО, в числе которых новая застройка районов, микрорайонов, иных территорий населенных пунктов муниципальных образований, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных и/или нестационарных торговых объектов; прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшее снижение обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов; наличие запросов относительно внесения изменений в Схему для размещения НТО от хозяйствующих субъектов, организаций АПК, жителей муниципальных образований; строительство, ремонт или реконструкция объектов систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и территорий общего пользования; предложения органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования Республики Крым.
В соответствии со ст. 50, 51 Устава муниципального образования городской округ Ялта, к полномочиям Администрации города Ялта, кроме прочего, отнесено осуществление полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами; создание условий для обеспечения жителей муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Как следует из подпункта 4 пункта 1 Устава, Администрация города Ялта разрабатывает и направляет на утверждение в Ялтинский городской совет Республики Крым проект схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, а также проект решения о внесении изменений в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Ялта. При этом согласно статьи 29 Устава утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым; принятие решения о внесении изменений в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым относится к полномочиям Ялтинского городского совета Республики Крым.
Как следует из Постановления администрации города Ялта от 2 апреля 2021 г. № 868-п, им утверждено Положение о размещении и функционировании нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского округ Ялта Республики Крым (далее-Положение), которое определяет порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ город Ялта.
Согласно статье 3.1. данного Положения «Нестационарные торговые объекты размещаются в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Схема разрабатывается в соответствии с настоящим Положением: - Текстовая часть - Управлением потребительского рынка и услуг Администрации города Ялта; - Графическая часть - Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта.
Как следует из статьи 3.2. Положения «Для осуществления и координации деятельности по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов и нормативных правовых актов городского округа Ялта создается Рабочая группа по осуществлению и координации деятельности по разработке Схемы размещения НТО (далее - Рабочая группа). Персональный состав Рабочей группы утверждается постановлением Администрации города Ялта Республики Крым».
В силу статьи 3.3. Положения - При разработке Схемы учитываются:
- требования земельного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о градостроительной деятельности, о пожарной безопасности, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о рекламе и иные предусмотренные законодательством Российской Федерации требования;
- нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденные нормативными правовыми актами Республики Крым;
- необходимость наиболее полного удовлетворения потребительского спроса;
- размещение существующих стационарных торговых объектов;
- необходимость упорядочения размещения нестационарных торговых объектов, осуществления развозной торговли;
- специализация нестационарного торгового объекта;
- особенности территориального развития торговой деятельности;
- необходимость размещения не менее чем 60% мест для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- не менее 50% мест для размещения НТО организациями АПК (кроме предоставления мест для реализации алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, жевательной резинки, пищевых добавок, биологически активных добавок), которые самостоятельно осуществляют продажу (реализацию) собственной продукции (с применением или без применения труда наемных работников), без посредников и применения договоров совместного пользования, доверительного управления;
- обеспечение беспрепятственного развития улично-дорожной сети;
- обеспечение беспрепятственного движения транспорта и пешеходов;
- создание условий, при которых не ухудшаются условия проживания и отдыха населения городского округа Ялта;
- сроки предоставления права на размещение НТО, установленные в Порядке размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402;
- предложения, поступившие в адрес Администрации города Ялта от руководителей территориальных органов Администрации города Ялта, от индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность.»
Как следует из статьи 3.4. Положения «Схема, а также внесение изменений в нее утверждаются органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования городской округ Ялта, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Республики Крым.
Утвержденная Схема опубликовывается в порядке, установленном для опубликования нормативных правовых актов муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Утвержденные Схемы носят бессрочный характер.
В Схему не реже одного раза в квартал могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.
Внесение изменений в Схему в части нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 3.7 Положения, согласно которому основаниями для внесения изменений в Схему являются:
- новая застройка районов, микрорайонов, иных территорий населенных пунктов муниципального образования, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных и/или нестационарных торговых объектов;
- прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшее снижение обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов;
- наличие запросов относительно внесения изменений в Схему для размещения НТО от хозяйствующих субъектов, товаропроизводителей, жителей городского округа Ялта;
- строительство, ремонт или реконструкция объектов систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и территорий общего пользования;
- предложения органов местного самоуправления городского округа город Ялта.
Указанный перечень оснований для внесения изменений в Схему является исчерпывающим.
Таким образом, как видно из вышеприведенных норм муниципального законодательства, нормами действующего законодательства предусмотрен определенный порядок включения нестационарных торговых объектов первоначально в проект схемы размещения таких объектов, а в дальнейшем, при условии соблюдения всех нормативных требований и принципов размещения, включения объектов непосредственно в схему путем утверждения последней.
При этом муниципальным законодателем установлено, что внесение изменений (исключение объектов) из утвержденной схемы осуществляется с соблюдением такого же порядка, как и при их включении, то есть должно быть мотивированным, обоснованным и не иметь признаков произвольности и неаргументированности.
Как установлено судом второй инстанции и следует из материалов дела решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12 февраля 2020 г. № 20 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым: приложение №1 - графическая часть, приложение №2 - текстовая часть (пункт 1 решения).
В утверждённой этим решением Схеме были указаны следующие семь объектов НТО типа мобильная связь: номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>.
Оспариваемым решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 6 апреля 2021 г. №1 внесены изменения в решение 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12 февраля 2020 г. №20 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» с изложением Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции - приложение №1.
В приложении приведен Перечень мест исключаемых НТО из Схемы и Информация о корректировках в Схеме НТО.
Согласно Перечня исключаемых НТО, из Схемы НТО были исключены следующие оспариваемые нестационарные торговые объекты типа мобильная связь: номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>.
Согласно Информации о корректировках в Схеме НТО отображены корректировки следующих оспариваемых нестационарных торговых объектов: номер по схеме № по адресу: <адрес>; площадь объекта изменена с «3» на «4»метра и тип объекта изменен с «лотка» на «киоск»; номер по схеме № по адресу: <адрес>; площадь объекта изменена с «3» на «4»метра и тип объекта изменен с «лотка» на «киоск».
В качестве основания для внесения изменений в схему НТО в виде исключения и изменения типа и площади нестационарных торговых объектов ответчики указали в суде апелляционной инстанции на такое основание, как мотивированное тпредложение органов местного самоуправления муниципального образования.
Между тем данное обстоятельство опровергается материалами дела.
Из материалов дела следует, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта какие либо доказательства и документы, подтверждающие наличие оснований для исключения нестационарных торговых объектов из схемы и изменения их типа и площади, у Ялтинского городского совета Республики Крым отсутствовали.
Как следует из письменных пояснений представителя Администрации города Ялты при разработке проекта изменений в Схему НТО, был произведен анализ потребностей в размещении НТО на территории муниципального образования город Ялта Республики Крым и проведена работа по внесению изменений в действующую схему.
По итогам проведенного анализа потребности в размещении НТО на территории Ялты, учитывающей размещение стационарных объектов вблизи НТО, выходов на место размещения НТО, а также рассмотренных на заседаниях рабочей группы заявлений, поданных от хозяйствующих субъектов, администрацией города был подготовлен проект изменений в схему НТО, в которых как следует из письменных пояснений Администрации города Ялты, не предусматривалось размещение любых нестационарных объектов в районе <адрес> в связи с её расположением в зоне дорожного сооружения моста и по адресу <адрес>, так как данная территория является пешеходной зоной с большим скоплением людей и размещение объекта препятствует свободному проходу пешеходов и проезду аварийно-диспетчерских служб.
Вместе с тем, несмотря на неоднократные запросы, в суд апелляционной инстанции какие либо документальные подтверждения изложенных в письменных пояснениях сведений о нарушении законодательства при размещении НТО, не были представлены.
Указание в письменном отзыве администрации города Ялты на негативное влияние НТО на право прохода, проезда, движения по дорожному сооружению - при отсутствии подтверждающих эти нарушения доказательств, не является основанием для исключения мест таких НТО из схемы.
Доказательств выявления иных нарушений в период осуществления торговой деятельности с использованием спорных НТО, системности таких нарушений административным ответчиком не представлено.
Какие либо акты обследования мест размещения НТО на период разработки изменений в схему не составлялись, и упоминание о их разработке в материалах дела отсутствуют. Обоснование изменения типа и площади объектов административными ответчиками также не приведены, как не представлено и доказательств того, что земельные участки, на которых располагались НТО, подлежали изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также доказательств нарушения размещением НТО установленных требований законодательства.
Выводы, изложенные в ходе рассмотрения дела о невозможности размещения, о потенциальных нарушениях не являлись ни предметом обсуждения рабочей группы, ни мотивом для принятия изменений в схему дислокации НТО решения об исключении адресных ориентиров из Схемы.
В представленных протоколах заседаний рабочей группы № 1 от 3 февраля 2021г., № 4 от 16 февраля 2021 г., № 3 от 15 февраля 2021 г. не указывается причина исключения по каждому из оспариваемых нестационарных торговых объектов, а также отсутствуют документы, подтверждающие наличие таких причин.
Отсутствие документального подтверждения вышеуказанных обстоятельств, наличие которых служит основанием для исключения нестационарных торговых объектов из схемы и внесение изменений в площадь и тип торговых объектов, свидетельствует об отсутствии мотивированности, а также отсутствии объективных причин для изменения схемы.
Согласно письму Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27 января 2014 г. № № случаи произвольного пересмотра схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - схемы размещения), не включение в схемы размещения или исключение из них уже функционирующих объектов приводят к административному сокращению и даже прекращению бизнеса рядом хозяйствующих субъектов.
Это противоречит смыслу части 6 статьи 10 Федерального закона о торговой деятельности, согласно которой схема размещения - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.
Таким образом, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, судебной коллегией установлено, что выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска являются неверными, так как решение Ялтинского городского совета - от 6 апреля 2021 г. № 1 носило субъективный характер, нестационарные торговые объекты были из схемы были исключены необоснованно и немотивированно. Необоснованное исключение мест из схемы нестационарных торговых объектов, ограничивает доступ к пользованию земельными участками и нестационарными сооружениями торговли, что, в свою очередь, является препятствием для осуществления хозяйственной деятельности.
Выводы суда об отсутствии нарушенного права административного истца также опровергаются представленными доказательствами.
Истечение сроков действия договоров, заключенных с ИП ФИО1 само по себе не могло служить основанием для исключения указанных НТО из оспариваемой Схемы размещения НТО, учитывая, что в соответствии с пунктом 2 Порядка № 402 утвержденные схемы носят бессрочный характер, гарантируя субъектам малого и среднего предпринимательства право для стабильного осуществления торговой деятельности.
Намерение административного истца продолжить торговую деятельность на спорных местах размещения НТО подтверждено заявлениями о продлении договоров, принятием мер по оспариванию отказов в их продлении в арбитражном суде. Участие ИП ФИО1 в ярмарочных процедурах и сезонная торговая деятельность не свидетельствуют об отказе истца от осуществления торговой деятельности в другом порядке, в том числе в рамках размещения нестационарных торговых объектов.
Не могли послужить для отказа в удовлетворении иска и доводы административных ответчиков о принятии оспариваемого нормативного правового акта в рамках реализации пункта 75 Поручения Главы Республики Крым от 20 декабря 2019 г. № и необходимости соблюдения нормативов минимальной обеспеченности населения города Ялта площадью торговых объектов, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 24 января 2017 г. №, поскольку эти обстоятельства не свидетельствуют о правомочности внесения изменений в схему по данному основанию.
Помимо того судебная коллегия считает необходимым отметить, что доводы административного ответчика о превышении количества исключаемых объектов над количеством установленным в минимальных нормативах, не свидетельствует о том что нормативы минимальной обеспеченности не могут быть перевыполнены.
Кроме того каких либо объективных данных градостроительной необходимости в освобождении мест размещения административным ответчиком суду не представлено, при этом произвольное невключение в Схему мест размещения НТО, а также исключение из Схемы существующих НТО на основании решения о нецелесообразности их функционирования недопустимо в силу прямого указания статьи 18 Порядка размещения НТО № 402.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено статьей 15 Федерального закона о торговой деятельности.
На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм федерального, регионального и муниципального законодательства судом первой инстанции принято необоснованное решение о законности оспариваемого нормативного акта, поскольку суд не учёл при рассмотрении данного спора, что исключение (внесение изменений) в Схему НТО является правом органа местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством, однако при этом решение об исключении (внесение изменений) в Схему НТО не может носить произвольный характер и не должно допускать ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности. Ввиду вышеизложенного решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя администрации города Ялта Республики Крым о прекращении производства по делу по административному исковому заявлению ИП ФИО1 о признании недействующим нормативного правового акта в связи с тем, что решением 37 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 17 декабря 2021 г. № 11 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденную решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12 февраля 2020 г.№ 20, в редакциях решений Ялтинского городского совета Республики Крым 28-й сессии от 6 апреля 2021 г. № 1, 31-й сессии от 25 июня 2021 г. № 9, 32-й сессии от 29 июля 2021 г. № 3» схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым утверждена в новой редакции.
Согласно части 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом положениями абзаца 2 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», разъяснено, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Таким образом, если в ходе судебного разбирательства будет установлена правовая заинтересованность обратившегося в суд лица в оспаривании отмененного (измененного) нормативного правового акта, суд не вправе прекратить производство по делу. При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу, поскольку нормативным правовым актом в период действия оспариваемой части были затронуты права и законные интересы ИП ФИО1
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
в удовлетворении ходатайства представителя администрации города Ялта Республики Крым о прекращении производства по делу по административному исковому заявлению ИП ФИО1 о признании недействующим нормативного правового акта – отказать.
Решение Верховного Суда Республики Крым от 22 октября 2021 г. отменить, принять по делу новое решение.
Признать недействующим с момента принятия решение Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 6 апреля 2021 г. № 1 «О внесении изменений в решение 9-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12 февраля 2020 г. № 20 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Крым» в части исключения следующих нестационарных торговых объектов номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>; в части изменения площади и типа нестационарного торгового объекта в отношении объектов: номер по схеме № по адресу: <адрес>; номер по схеме № по адресу: <адрес>.
Возложить на Ялтинский городской совет Республики Крым обязанность опубликовать настоящее апелляционное определение или сообщение о его принятии в течение одного месяца в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи