ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-4527 от 14.09.2017 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело а-4527

Судья ФИО5

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2017 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего ФИО12-Н.К., судей ФИО4 и ФИО9

при секретаре судебного заседания ФИО10

при рассмотрении апелляционной жалобы представителя Министерства образования и науки Республики Дагестан ФИО11 ( доверенность на л.д. 29) на решение Кайтагского районного суда от <дата>, которым постановлено:

«административные исковые требования ФИО1 в интересах <.>ФИО2 к Министерству образования и науки Республики Дагестан удовлетворить.

Признать незаконным акт Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования Министерств образования и науки Республики Дагестан об удалении участницы ЕГЭ ФИО2 из ППЭ номер аудитории 0012.

Признать незаконным решение ГЭК об удалении ФИО2 с ППЭ номер аудитории 0012 (протокол от <дата>).

Обязать Министерство образования и науки Республики Дагестан в лице Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основанного общего и среднего общего образования Министерства образования и науки Республики Дагестан допустить ФИО2 к пересдаче ЕГЭ по обществознанию в резервный день.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО4, объяснения представителя Министерства образования и науки РД ФИО11, просившего решение суда отменить, возражения представителя ФИО1 – адвоката ФИО7 ( ордер от <дата>), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 в интересах <.><.><.> обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству образования и науки РД о признании незаконным акта Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования Министерства образования и науки Республики Дагестан об удалении участницы ЕГЭ ФИО2 из ППЭ номер аудитории 0012, просил признать незаконным решение ГЭК об удалении ФИО2 с ППЭ номер аудитории 0012 ( протокол от <дата>), обязать Министерство образования и науки Республики Дагестан в лице Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования Министерства образования и науки Республики Дагестан и допустить ФИО2 к пересдаче ЕГЭ по обществознанию в резервный день.

В обоснование иска ссылался на то, что его дочь ФИО2 является выпускницей Ахмедкантской средней образовательной школы (СОШ) <адрес>. <дата> она сдавала ЕГЭ по обществоведению в ППЭ 161 номер аудитории 0012 в СОШ <адрес>. Во время выполнения ЕГЭ уполномоченный ГЭК удалил ее с экзамена, в последующем был составлен акт об удалении с причиной – найдена шпаргалка. Однако этот акт незаконный, т.к. шпаргалкой его дочь не пользовалась, из видеоматериалов с ЕГЭ не усматривается использование шпаргалки его дочерью, эти утверждения носят предположительный характер. Его дочь не виновата, что на ее столе нашли лист бумаги с какими-то отметками. Она хорошо училась и в шпаргалке не нуждалась.

В возражениях на жалобу и на заседании судебной коллегии представитель ФИО6 - ФИО7 просит решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что <.>ФИО3, являясь выпускницей СОШ <адрес>, была допущена к сдаче экзамена по обществоведению, который проходил в ППЭ 161, аудитории 0012 в СОШ <адрес>.

Согласно акту об удалении участника ЕГЭ от <дата>ФИО2. <дата> года рождения, удалена из ППЭ в 13 час. 13 мин. по причине- найдена шпаргалка ( л.д. 6).

Согласно выписке из протокола от <дата>, результаты по обществознанию от <дата>ФИО2 аннулированы без права пересдачи в 2017 г. ( л.д. 33).

Суд, признавая незаконным решение ГЭК об удалении ФИО2 из ППЭ и признавая незаконным акт Госэкзаменационной комиссии РД об удалении ФИО2 из аудитории, пришел к выводу, что участница ЕГЭ ФИО2 и ее родители не были информированы о порядке проведения ЕГЭ, об основаниях удаления с экзамена, изменения или аннулирования результатов ГИА, под подпись с Порядком проведения ЕГЭ они не были ознакомлены. Кроме того, суд указал, что не представлено доказательств, подтверждающих, что найденная на столе ФИО2 письменная заметка с цифрами использовалась ею как шпаргалка.

Указанные выводы суда не подтверждаются материалами дела.

Согласно ст. 59 ФЗ от <дата> № 273-ФЗ ( ред. от <дата>) « Об образовании в Российской Федерации», государственная итоговая аттестация ( далее ГИА) по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена ( далее ЕГЭ), проводимого в Порядке, утвержденном Приказом Минобрнауки России от <дата> ( в ред. от <дата>) « Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» ( далее Порядок).

Действительно в п. 25 указанного Порядка предусмотрена в целях содействия проведению ГИА обязанность организаций, осуществляющих образовательную деятельность под роспись информировать обучающихся и их родителей ( законных представителей), выпускников прошлых лет о сроках, местах и порядке подачи заявлений на прохождение ГИА, в том числе о форме ЕГЭ, о месте и сроках проведения ГИА, в том числе об основаниях удаления с экзамена, изменения и аннулирования результатов ГИА, о ведении во время экзамена в ППЭ и аудиториях видеозаписи, о порядке подачи и рассмотрения апелляций, о времени и месте ознакомления с результатами ГИА, а также о результатах ГИА, полученных обучающимися, выпускниками прошлых лет.

Однако в п.43 указанного Порядка также указано, что до начала экзамена в форме ЕГЭ руководитель ППЭ организует автоматизированное распределение обучающихся, выпускников прошлых лет и организаторов по аудиториям. По решению ГЭК автоматизированное распределение обучающихся, выпускников прошлых лет и организаторов по аудиториям осуществляет РЦОИ. В таком случае списки распределения передаются в ППЭ вместе с экзаменационными материалами.

Списки распределения обучающихся, выпускников прошлых лет по аудиториям передаются организаторам, а также вывешиваются на информационном стенде при входе в ППЭ и у каждой аудитории, в которой будет проходить экзамен. Организаторы оказывают содействие обучающимся, выпускникам прошлых лет в размещении в аудиториях, в которых будет проходить экзамен.

Организаторы распределяются по аудиториям исходя из того, что в каждой аудитории присутствует не менее двух организаторов. Во время проведения экзамена часть организаторов находится на этажах ППЭ и помогает обучающимся, выпускникам прошлых лет ориентироваться в помещениях ППЭ, а также осуществляет контроль за перемещением лиц, не задействованных в проведении экзамена.

В п.44 Порядка предусмотрено, что обучающиеся, выпускники прошлых лет рассаживаются за рабочие столы в соответствии с проведенным распределением. Изменение рабочего места не допускается.

До начала экзамена организаторы проводят инструктаж обучающихся, выпускников прошлых лет, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, а также о времени и месте ознакомления с результатами ГИА. Организаторы информируют обучающихся, выпускников прошлых лет о том, что записи на КИМ и черновиках не обрабатываются и не проверяются.

Организаторы выдают обучающимся, выпускникам прошлых лет экзаменационные материалы. Экзаменационные материалы для проведения ЕГЭ включают в себя КИМ, бланки регистрации, бланки для ответов на задания экзаменационной работы (далее - бланки ЕГЭ). Экзаменационные материалы для проведения ГВЭ в письменной форме включают в себя задания и бланки ответов на задания экзаменационной работы.

В случае обнаружения брака или некомплектности экзаменационных материалов организаторы выдают обучающемуся, выпускнику прошлых лет новый комплект экзаменационных материалов.

По указанию организаторов обучающиеся, выпускники прошлых лет заполняют регистрационные поля экзаменационной работы. Организаторы проверяют правильность заполнения обучающимися, выпускниками прошлых лет регистрационных полей экзаменационной работы. По завершении заполнения регистрационных полей экзаменационной работы всеми обучающимися, выпускниками прошлых лет организаторы объявляют начало экзамена и время его окончания, фиксируют их на доске (информационном стенде), после чего обучающиеся, выпускники прошлых лет приступают к выполнению экзаменационной работы.

В случае нехватки места в бланке для ответов на задания с развернутым ответом по просьбе обучающегося, выпускника прошлых лет организаторы выдают ему дополнительный бланк. При этом номер дополнительного бланка организатор указывает в предыдущем бланке ответов на задания с развернутым ответом. По мере необходимости обучающимся, выпускникам прошлых лет выдаются черновики. Допускается делать пометки в КИМ.

Пунктом 45 порядка предусмотрено, что во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет соблюдают устанавливаемый порядок проведения ГИА и следуют указаниям организаторов, а организаторы обеспечивают устанавливаемый порядок проведения ГИА в аудитории и осуществляют контроль за ним.

Экзамен сдается обучающимися, выпускниками прошлых лет самостоятельно, без помощи посторонних лиц. Во время экзамена на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо экзаменационных материалов, находятся:

а) гелевая, капиллярная ручка с чернилами черного цвета;

б) документ, удостоверяющий личность;

в) средства обучения и

г) лекарства и питание (при необходимости);

д) специальные технические средства (для лиц, указанных в пункте 37 Порядка);

е) черновики (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение").

Иные вещи обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют в специально выделенном месте для личных вещей обучающихся, выпускников прошлых лет в здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ.

Во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории и ППЭ. Во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе.

В день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) в ППЭ запрещается:

а) обучающимся, выпускникам прошлых лет - иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;

Лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена. Для этого организаторы, руководитель ППЭ или общественные наблюдатели приглашают членов ГЭК, которые составляют акт об удалении с экзамена и удаляют лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, из ППЭ.

Акты об удалении с экзамена и о досрочном завершении экзамена по объективным причинам в тот же день направляются в ГЭК и РЦОИ для учета при обработке экзаменационных работ.

Указанным Порядком также предусмотрена сдача основных экзаменов (русского языка и математики) и дополнительного по выбору обучающегося, который о выбранном дополнительном экзамене до начала проведения ЭГЭ обращается лично с письменным заявлением в ГЭК.

Из материалов дела следует, что ФИО2 была удалена с дополнительного экзамена – обществоведения, время удаления 13 час. 13 мин. (л.д. 6), следовательно, она ранее в соответствии с Порядком проведения ГИА обращалась с письменным заявлением и выбрала дополнительный экзамен - обществознание, сдала до него два основных экзамена, следовательно, знала о порядке проведения ГИА. Согласно объяснениям свидетеля ФИО8, ответственного организатора ППЭ 161 в аудитории , где ФИО2 сдавала ЕГЭ по обществознанию, всем обучающимся и их родителям был разъяснен порядок проведения ГИА, в том числе на родительских собраниях.

При таких фактических обстоятельствах дела и с учетом вышеприведенных правил Порядка проведения ГИА вывод суда, что не ознакомление ФИО2 и ее родителей под подпись с порядком проведения ГИА, с основаниями удаления из аудитории и пр., является основанием для признании действий экзаменационной комиссии по удалению ФИО2 из аудитории незаконными, является неправильным. Из материалов дела следует, что ФИО2 и ее родители знали порядок проведения ГИА, своевременно обжаловали действия комиссии.

Также является необоснованным вывод суда о том, что обнаруженный на столе ФИО2 во время экзамена справочный лист с цифровыми записям не был использован истицей, что умысла на его использование она не имела, т.к. из материалов дела следует, что на столе ФИО2 при сдаче экзамена в 13 час. 13 мин. был обнаружен не выданный членом комиссии, не имеющий штампа комиссии бумажный лист, на котором проставлены цифры, этот лист приобщен к акту об удалении ФИО2 ( л.д.7). Согласно объяснениям представителя Минобразования и науки РД ФИО11, эти цифры на бумажном листе означают правильные варианты ответов на вопросы по обществознанию. Поскольку ФИО2 сдавала не первый экзамен и с момента начала экзамена по обществознанию прошло более 3 часов, она имела возможность после обнаружения сдать этот листок членам комиссии, последствия обнаружения на ее столе листка, запрещенного иметь при себе в день экзамена, ей были известны, но этого она не сделала, использовала его в виде шпаргалки.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что судом дана неправильная оценка имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам, тем самым допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену решения суда с вынесением нового решения.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Кайтагского районного суда от <дата> отменить, вынести новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в интересах ФИО2 к Министерству образования и науки РД о признании незаконным акта от <дата> государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программа основного общего и среднего общего образования Министерства образования и науки Республики Дагестан об удалении участницы ЕГЭ ФИО2 из ППЭ номер аудитории 0012 и обязании Министерство образования и науки РД в лице Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основанного общего и среднего общего образования Министерства образования и науки РД допустить ФИО2 к пересдаче ЕГЭ по обществознанию в резервный день отказать.

Председательствующий ФИО12-Н.К.

Судьи ФИО4

ФИО9