Судья суда первой инстанции Ханбекова Ж.Ш. Дело № М-3700/2019
Судья Новосибирского областного суда Теплякова И.М. Дело №а-4578/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда Теплякова И.М. рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства в городе Новосибирске 26 мая 2020 года материал по частной жалобе административного истца Бейтыньша Е. Э. на определение судьи Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Бейтыньша Е. Э. к <адрес> о признании незаконным решения оставить без движения, предоставив заявителю срок до ДД.ММ.ГГГГ для исправления указанных недостатков.
Разъяснить, что в случае, если заявитель в установленный срок не выполнит указания, перечисленные в определении, заявление будет считаться неподанным и возвращено заявителю со всеми приложенными к нему документами»,
установила:
Определением судьи Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Бейтыньша Е.Э. к <адрес> о признании незаконным решения оставлено без движения.
С определением не согласился административный истец Бейтыньш Е.Э.
В частной жалобе изложена просьба об отмене определения судьи Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование частной жалобы указано, что форма административного искового заявления соответствует требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.
В административном исковом заявлении говорится о длительном нарушении (более двух лет) прав истца.
Административный истец обращался во все административные органы государственной власти НСО, в том числе к Губернатору, а также прокуратуру НСО. В ответах на его жалобы и обращения неоднократно было сказано, что заявитель (административный истец) может самостоятельно защитить свои права и законные интересы путём обжалования отказа <адрес> НСО в суде. На этой стадии судебного производства Административный истец не предоставил данные документы, и возможно, не будет их представлять, что является способом защиты его прав и законных интересов.
Согласно п. 2 ст. 126 КАС РФ документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, представлены в суд административным истцом в электронной форме, о чём свидетельствует квитанция об отправке административного искового заявления от 10.11.2019г.
Согласно п. 8 ст. 126 КАС РФ административное исковое заявление подано в суд посредством сети "Интернет" путём заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда через систему ГАС «Правосудие».
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами положений законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» указано, что согласно пункту 1 части 3 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд обязан направить административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они не направлены им административным истцом. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим участвующим в деле лицам копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, на административного истца, не обладающего указанными полномочиями, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не возлагает такой обязанности (часть 7 статьи 125 КАС РФ).
Таким образом, апеллянт указывает, что у суда имелось достаточно данных для того, чтобы определить предмет спора, подлежащий судебной проверке в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и принять административное исковое заявление к производству.
Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, судья апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Основанием для оставления административного иска без движения явилось непредставление административным истцом копии административного иска и приложенных к нему документов, либо соответствующего уведомления о его вручении, позволяющего суду убедиться в получении его адресатом, а также неуказание сведений о том, подавалась ли жалоба вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности по изложенным доводам, проводилась ли проверка по его жалобе и каков результат.
Согласно статье 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Если заявитель в установленный срок не выполнит указания судьи, перечисленные в определении об оставлении административного искового заявления без движения, административное исковое заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения.
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление подано Бейтыньшем Е.Э. в суд в электронной форме.
Часть 2 статьи 126 КАС РФ предусматривает, что документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.
Согласно квитанции об отправке (л.д. 11, 63) к обращению прикреплены следующие документы: административное исковое заявление, копия административного искового заявления на 8 листах, квитанция об оплате госпошлины и документы, обосновывающие требования иска.
Согласно протоколу проверки электронной подписи исходные документы – административное исковое заявление, его копия представлены. (л.д. 66, 72).
В силу ч. 1 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" разъяснено, что согласно пункту 1 части 3 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд обязан направить административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они не направлены им административным истцом.
Для обеспечения возможности исполнения данной обязанности в определении о принятии к производству административного искового заявления следует указывать на необходимость сообщения суду административным ответчиком и заинтересованным лицом, обладающими государственными или иными публичными полномочиями, адреса электронной почты, на который им могут быть направлены названные выше копии заявления и документов, поданных в суд в электронном виде, имея в виду, что в отличие от административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями, который обязан направить другим участвующим в деле лицам копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, на административного истца, не обладающего указанными полномочиями, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не возлагает такой обязанности (часть 7 статьи 125 КАС РФ).
Частью 7 статьи 125 КАС РФ установлено, что административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.
Указанные в обжалуемом определении недостатки административного искового заявления не являются основанием для оставления его без движения в силу ч. 7 ст. 125 КАС РФ, поскольку при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. (ст. 135 КАС РФ).
Несообщение в административном иске сведений о подаче жалобы вышестоящему должностному лицу не препятствует рассмотрению административного дела, следовательно, в данном случае неправомерно расценено как основание для оставления иска без движения.
Следовательно, обжалуемое определение нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно постановлено с нарушением норм процессуального права и подлежит отмене с направлением материала в районный суд со стадии принятия к производству.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определила:
Определение судьи Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, удовлетворив частную жалобу Бейтыньша Е. Э..
Материал по административному исковому заявлению Бейтыньша Е.Э. направить в Кировский районный суд <адрес> со стадии принятия к производству.
Судья