ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-5050/2022 от 29.06.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья ФИО1. Дело а-5050/2022

25RS0-78

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 июня 2022 года <адрес>

Судебная коллегия по административным делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего ФИО2

судей ФИО8, ФИО3

при секретаре ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности, по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Надеждинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено. На администрацию Надеждинского муниципального района возложена обязанность разработать и утвердить проектно-сметную документацию по строительству дороги по <адрес> в <адрес> в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.?На администрацию Надеждинского муниципального района возложена обязанность произвести строительство дороги по <адрес> в <адрес> в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией в течение года с момента разработки проектной документации.

Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя администрации Надеждинского муниципального района ФИО5, прокурора ФИО6, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор <адрес> обратился в суд с названным административным иском, указав, что по жалобе гражданки ФИО7 прокуратурой <адрес> проведена проверка по вопросу отсутствия подъездных путей по <адрес> в <адрес>, в результате которой выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что ФИО7 является собственником земельного участка с кадастровым номером 25:10:260001:792, расположенного по <адрес> в <адрес>. При этом рядом расположено еще 16 земельных участков. Данные участки расположены в границах населенного пункта, однако проезд - дорога к участкам отсутствует. Земельный участок с кадастровым номером 25:10:260001:792 находится в кадастровом квартале 25:10:260001, в котором в соответствии с Генеральным планом Надеждинского сельского поселения предусмотрено строительство автомобильной дороги, однако, автомобильная дорога полностью отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> главе администрации <адрес> внесено представление об устранении допущенных нарушений, однако до настоящего времени необходимые меры для строительства дороги администрацией района не приняты.

С учетом уточнения административного иска, просил суд обязать администрацию Надеждинского муниципального района разработать и утвердить проектно-сметную документацию по строительству дороги по <адрес> в <адрес> в течение года с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Надеждинского муниципального района произвести строительство дороги по <адрес> в <адрес> в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией в течение года с момента разработки проектной документации.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на требованиях административного иска.

Представитель административного ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Судом вынесено указанное выше решение, на которое административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Апелляционным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело передано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда для рассмотрения в порядке административного производства.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия полагает, что такие основания для отмены решения суда первой инстанции по настоящему делу имеются.

Как следует из материалов дела, на основании обращения ФИО7 прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере дорожной безопасности, в ходе которой установлено, что ФИО7 является собственником земельного участка с кадастровым номером 25:10:260001:792, расположенного по <адрес> в <адрес>, проход и проезд на данный земельный участок осуществляется через территорию соседнего земельного участка с кадастровым номером 25:10:260001:130. Рядом с участком заявителя расположено еще 16 земельных участков, при этом данные участки расположены в границах населенного пункта, однако проезд к земельным участкам отсутствует.

<адрес> главе администрации Надеждинского муниципального района в декабре 2020 внесено представление об устранении нарушений закона.

В связи с тем, что администрацией Надеждинского муниципального района меры по устранению нарушений не приняты, прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая спор, суд, установив, что на указанной территории поселения идет жилищная застройка, в связи с чем требуется транспортная инфраструктура, отвечающая требованиям технических регламентов и безопасности дорожного движения, а вопросы дорожной деятельности и обеспечение безопасности дорожного движения относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.

Между тем, данные выводы суда обоснованными признать нельзя, поскольку они основаны на неверном толковании и применении норм действующего законодательства, а также неверно определены обстоятельства имеющие значение для разрешения дела.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в соответствии с которыми к вопросам местного значения муниципального района относится, помимо прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Применительно к Градостроительному кодексу РФ к документам территориального планирования и градостроительного зонирования относится Генеральный план.

В силу ч.ч. 4, 5 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией муниципального района и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации муниципального района, или в установленном местной администрацией муниципального района порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, или инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. Реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Согласно п.5 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов» программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам.

Генеральным планом Надеждинского сельского поселения (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па «О внесении изменений в генеральный план Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района <адрес>») строительство объектов улично-дорожной сети в <адрес>, в том числе и дороги к земельному участку с кадастровым номером 25:10:260001:792, принадлежащему ФИО7 на праве собственности, запланировано во второй очереди реализации мероприятий генерального плана, которая намечена к реализации до 2036 года. Мероприятия по разработке проекта планировки, проектно-изыскательские работы будут включаться в перечни мероприятий муниципальных программ Надеждинского муниципального района 2035 года.

Учитывая, что полномочия органа местного самоуправления в реализации генерального плана городского округа согласно ч. 5 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ, ст. 14 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» осуществляются путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами территориального планирования, утвержденными местной администрацией, реализуемыми за счет средств местного бюджета, понуждение администрации к строительству автомобильной дороги является по существу ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, что противоречит ст. ст. 12, 130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

На территории муниципального района действует программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, которая запланирована до 2036 года. Между тем заявленные административным истцом требования фактически предполагают возложение на орган местного самоуправления обязанности осуществить финансирование обозначенных административным истцом мероприятий по осуществлению дорожной деятельности в приоритетном порядке по сравнению с иными задачами местного значения, в нарушение сроков, определенных органом местного самоуправления.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

С учетом приведенных норм судебная коллегия считает, что административное исковое заявление прокурора не является поданным в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку прокурором фактически заявлены требования по строительству автомобильной дороги на территории, на которой расположены земельные участки, предоставленные конкретным гражданам.

При таких обстоятельствах в силу положений п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ постановленное судом решение не может быть признано законным, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявленных к администрации Надеждинского муниципального района административных исковых требований о возложении обязанности провести строительство дороги.

Руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Надеждинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Принять по административному делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи