ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-800/2022 от 12.01.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья ФИО3 Дело а-800/2022(11671/2021)

25RS-51

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 января 2022 года <адрес>

Судебная коллегия по административным делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего ФИО4

судей ФИО8, ФИО5

при секретаре ФИО6

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к государственному инспектору ГИБДД УМВД по <адрес>ФИО2, УМВД России по <адрес> о признании незаконными действий, возложении обязанности, по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Уссурийского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено. Действия государственного инспектора ГИБДД УМВД России по <адрес>ФИО2 выразившиеся в начислении штрафных баллов в размере «3» за нарушение п.8.1 Правил дорожного движения при выполнении упражнения «постановка транспортного средства, на место стоянки при движении задним ходом» при сдаче практического экзамена на категорию «В» ФИО1 признаны незаконными. На административных ответчиков возложена обязанность в течение одной недели с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить продолжение проведения практического экзамена по категории «В», с момента после выполнения упражнения «постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом». В удовлетворении административного искового заявления о признании экзамена сданным и о выдаче водительского удостоверения отказано.

Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя административного ответчика УМВД по <адрес>ФИО7, административного истца ФИО1, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с названным административным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она сдавала практический экзамен по вождению транспортного средства категории «В» и выполняла упражнение «постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов», за выполнение которого ей были начислены штрафные баллы в размере «3», по тем основаниям, что при начале движения задним ходом и одновременном повороте ею не был подан сигнал соответствующего поворота, и поскольку, за предыдущие упражнения она уже имела три штрафных балла экзамен признан несданным. Считает данное решение незаконным, поскольку, при движении задним ходом Правила дорожного движения не предусматривают обязанность водителя включать сигнал поворота, так как для этого установлены фонари заднего хода. Кроме, того, считает видеофиксацию экзамена поддельной, совершенной с наложением звуковой дорожки.

Просит признать незаконными действия инспектора ГИБДД УМВД по <адрес>ФИО2 по непринятию практического экзамена по вождению транспортного средства категории «В» от ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность по признанию экзамена сданным и по выдаче водительского удостоверения категории «В».

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.?

Административный ответчик в судебном заседании с иском не согласился.

Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика УМВД <адрес>.

Судом вынесено указанное выше решение, на которое административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Государственную инспекцию ЭО МЭО ГИБДД УВД по <адрес> по вопросу о получении водительского удостоверения категории «В» после прохождения профессионального обучения.

Теоретический экзамен сдан ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством сдан ДД.ММ.ГГГГ. При проведении экзаменов по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ получила 5 и 6 штрафных баллов соответственно, ей выставлена оценка «не сдал».

ФИО1 повторно сдан теоретический экзамен ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно экзаменационному листу проведения практического экзамена по управлению транспортным средством от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> при управлении транспортным средством категории «В» с автоматическим типом трансмиссии ФИО1 допустила ошибки, предусмотренные пунктами 3.3 и 3.10 контрольной таблицы (приложение к Административному регламенту), а именно, при движении по <адрес> в районе <адрес>, экзаменатором ФИО1 было дано задание «разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) при движении задним ходом». При выполнении маневра ФИО1 допустила нарушение – осуществила съезд правым колесом с проезжей части дороги, за данную ошибку ей выставлено 3 штрафных балла. Далее в районе <адрес>, ФИО1 было дано задание «постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов». При начале движения задним ходом и одновременном повороте ею не был подан сигнал поворота соответствующего направлению движения. За указанные действия она получила 3 штрафных балла. В итоге она получила 6 штрафных баллов, ей выставлена оценка «не сдал», экзамен остановлен.

Обращаясь в суд, ФИО1 не согласна с указанным решением в части начисления штрафных баллов за выполнение упражнения «постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов», поскольку, по ее мнению, при движении задним ходом Правила дорожного движения не предусматривают обязанность водителя включать сигнал поворота, так как для этого установлены фонари заднего хода.

Суд, удовлетворяя административный иск, пришел к выводу, что 3 штрафных балла за названное упражнение административному истцу были начислены необоснованно, поскольку нарушений п. 8.1 Правил дорожного движения ФИО1 не допущено. При этом суд исходил из того, что для обозначения движения транспортного средства задним ходом, начала движения задним ходом, поворотов при движении задним ходом, включение дополнительно соответствующих сигналов поворота не требуется, поскольку другие участники движения, имеющие безусловный приоритет перед движущимся задним ходом транспортным средством уже оповещены о совершаемом маневре фонарями заднего хода белого цвета.

Кроме того, в случае движения задним ходом при повороте транспортного средства направо (по ходу движения) его водитель должен был бы включить левый поворот и наоборот, что создало бы неопределенность в выполнении им п. 8.1 Правил дорожного движения и могло ввести других участников движения в заблуждение.

Судебная коллегия не соглашается с данным выводом по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила).

Сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных п. 1 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения, выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений установлены Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденным Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 6 Правил экзамены проводятся в форме теоретического и практического экзаменов.

Практический экзамен на право управления транспортным средством, в том числе категории «B», проводится на маршрутах, отвечающих установленным требованиям, с выполнением кандидатом определенных маневров (п. 14 Правил; п. 173 Административного регламента; приложения к Административному регламенту).

Пунктом 183 Административного регламента определена компетенция экзаменатора контролировать ход выполнения кандидатом в водители маневров, соблюдение Правил дорожного движения, подавать команды кандидату в водители, оценивать навыки управления им транспортным средством, умение контролировать дорожную обстановку и принимать решения в случае ее изменения, фиксировать ошибки в соответствии с контрольной таблицей, проставляет отметки в экзаменационном листе.

За совершение каждой ошибки (нарушения), содержащейся в п.п. 3.1 - 3.14 экзаменационного листа кандидату в водители начисляются 3 штрафных балла (п. 185 Административного регламента).

Проведение экзамена прекращается и выставляется оценка «не сдал», если кандидат в водители допустил ошибки (нарушения), содержащиеся в пунктах 3.1 - 5.4 экзаменационного листа, сумма штрафных баллов которых составляет 5 и более баллов (пп. 186.2 п.186 Административного регламента).

Пунктом 163Административного регламента предусмотрено, что по завершении экзамена экзаменационный лист подписывается экзаменатором и кандидатом в водители.

Согласно приложению к Административному регламенту проверка выполнения маневров, предусмотренных «а» - «д» и «у» п. 14 Правил, осуществляется в соответствии со схемами (рисунками) и размерами, указанными в настоящем приложении к Административному регламенту.

Для транспортных средств категории «В» проверка выполнения маневра «Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов» осуществляется в соответствии со схемами и размерами, указанными на рисунке 1 (раздел III п. 7).

Исходя из рисунка 1, данное упражнение состоит из трех элементов, где кандидат в водители должен остановиться недалеко от места стоянки, при этом подать правый сигнал поворота; затем подать левый сигнал поворота, повернуть руль влево до упора, начать движение вперед, автомобиль при этом поворачивает налево, остановиться; затем подать правый сигнал поворота, повернуть руль вправо до упора, включить передачу заднего хода и заехать на место стоянки.

При проведении ДД.ММ.ГГГГ практического экзамена, административный истец, выполняя настоящее упражнение, при начале движения задним ходом и одновременном повороте не подал сигнал поворота соответствующего направлению движения, что не оспаривается самим административным истцом.

Между тем, в соответствии с п. 8.1 Правил дорожного движения, перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Приведенное положение п. 8.1 Правил дорожного движения согласуется с нормами международного права - Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене дата, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ и являющейся составной частью правовой системы Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 14 названной Конвенции, водитель, который намерен выполнить какой-либо маневр, например, выехать из ряда транспортных средств, находящихся на стоянке, или въехать в него, принять вправо или влево на проезжей части дороги, выполнить поворот налево или направо для выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение, должен начинать этот маневр только после того, как убедится, что может это сделать, не подвергая опасности тех пользователей дороги, которые следуют позади него, впереди или навстречу, и с учетом их положения, направления движения и скорости.

Довод ФИО1 о том, что при движении задним ходом Правила дорожного движения не предусматривают обязанность водителя включать сигнал поворота, так как для этого установлены фонари заднего хода, основан на субъективном мнении административного истца и неверном понимании норм права.

Под началом движения понимается момент трогания транспортного средства с места стоянки или остановки с перестроением на соседнюю полосу движения или без него. Водитель обязан информировать других участников движения о том, что он переводит свое транспортное средство из неподвижного состояния в подвижное, подачей соответствующих сигналов поворота. При этом соответствующий сигнал поворота должен подаваться независимо от того, намерен ли водитель перестроиться на соседнюю полосу или будет двигаться по той же полосе, на которой находился до момента трогания. Сам факт перевода транспортного средства из состояния покоя в состояние движения обязывает водителя подать данный сигнал.

Поворотом является маневр транспортного средства, выполняемый с целью выезда на другую дорогу или съезда с дороги на прилегающую к ней территорию.

Таким образом, все маневры, связанные с изменением положения транспортного средства требуют от водителя подачи сигнала поворота, учитывая, что ФИО1 при выполнении упражнения ставила транспортное средство на место стоянки задним ходом с одновременным поворотом, то обязана была подать сигнал поворота соответствующего направлению движения.

С учетом установленных обстоятельств дела и вышеуказанных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые действия государственного инспектора ФИО2 соответствуют требованиям действующего законодательства, при этом несоблюдение процедуры проведения экзамена и нарушений не установлено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1

Руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Уссурийского районного суда <адрес> от 20.09.2021отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к государственному инспектору ГИБДД УМВД по <адрес>ФИО2, УМВД России по <адрес> о признании незаконными действий, возложении обязанности отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи