ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-805/20 от 17.12.2020 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

а-805/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе:

председательствующего ФИО10

при ведении протокола помощником судьи Богомоловой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (УИД) 23ОS0000-01-2019-001299-65 (3а-1272/2019) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Магазин «Гастроном» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, по апелляционной жалобе административного ответчика департамента имущественных отношений <адрес> на решение <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Магазин «Гастроном» (далее – ООО «Магазин «Гастроном», Общество) обратилось в <адрес>вой суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В обоснование требований Общество указало на то, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером , нежилого помещения, площадью 1041,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, , кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ утверждена в размере

Считая свои права как налогоплательщика нарушенными, административный истец просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения в размере рыночной в сумме 22 308 554 руб.

В подтверждение изложенных в административном исковом заявлении доводов представил отчет об оценке , подготовленный ДД.ММ.ГГГГ независимым оценщиком ООО «Эксперт Оценка» ФИО2

Обжалуемым решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика департамента имущественных отношений <адрес>ФИО3 просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает на недостоверность представленного административным истцом в подтверждение рыночной стоимости нежилого помещения отчета об оценке.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности ФИО9 считал решение суда законным и обоснованным, представители департамента имущественных отношений <адрес>ФИО4 и ФИО5 настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» ФИО6 апелляционную жалобу поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, допросив эксперта ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» ФИО7, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, ООО «Магазин «Гастроном» является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 23:49:0205014:3728, нежилого помещения, площадью 1041,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пом. 1-54, 57-69, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество произведена соответствующая запись от ДД.ММ.ГГГГ

Сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 70 901 352,84 руб. внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и на момент рассмотрения дела являются актуальными (https://rosreestr.ru/).

Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, с выводами которого в данной части соглашается суд апелляционной инстанции, на основе анализа и оценки представленных доказательств, исходил из того, что нашел подтверждение факт нарушения прав ООО «Магазин «Гастроном», подлежащих восстановлению путем определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о государственной кадастровой оценке) кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 указанного выше Федерального закона.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке, часть 1 статьи 245 КАС РФ).

На основании положений пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 названного Кодекса.

Из взаимосвязанных положений частей 1 - 3 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке следует, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период с момента его введения в действие (ДД.ММ.ГГГГ) до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с указанным Законом на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Применительно к спорным правоотношениям таким решением является постановление главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о переходе к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с приказом департамента имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в 2018 году на территории <адрес> проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений и объектов незавершенного строительства, результаты которой, в том числе, в отношении принадлежащего административному истцу нежилого помещения, утверждены приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ

Данный приказ официально опубликован на сайте администрации <адрес> (http://admkrai.krasnodar.ru) ДД.ММ.ГГГГ и вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Как следует из материалов административного дела и не оспаривается административными ответчиками (заинтересованными лицами), принадлежащее административному истцу нежилое помещение относится к отдельным объектам недвижимого имущества, в отношении которых имеются особенности определения налоговой базы, которая по общему правилу определяется как кадастровая стоимость, следовательно, может быть оспорена административным истцом в порядке, предусмотренном главой 25 КАС РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

К числу таких оснований пункт 2 части 1 статьи 248 названного Кодекса относит установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.

Оспаривая кадастровую стоимость, административным истцом в подтверждение рыночной стоимости нежилого помещения в размере 22 308 554 руб. суду первой инстанции был представлен отчет об оценке , подготовленный ДД.ММ.ГГГГ независимым оценщиком ООО «Эксперт Оценка» ФИО2

Согласно заключению эксперта ООО «Легал Сервис» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному на основании определения суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ, отчет отвечает требованиям Закона об оценочной деятельности, а определенная оценщиком рыночная стоимость является достоверной.

Данные обстоятельства послужили основанием для удовлетворения административного искового заявления.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом по следующим основаниям.

Закон о государственной кадастровой оценке в статье 4 предусматривает, что кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, установленном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона).

В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Закономаконом, признается достоверной, пока в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности) (пункт 20).

Для определения стоимости недвижимости оценщик обязан исследовать рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости, в частности выполнить анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым отнесен оцениваемый объект, при фактическом и альтернативном вариантах его использования, анализ факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости (пункты 10, 11 ФСО ).

Согласно пунктам 12-14 ФСО сравнительный подход - совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами, применяется, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Объектом-аналогом для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО ).

Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы.

В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода ().

Из отчета об оценке, подготовленного оценщиком ФИО2, и его пояснений в заседании суда апелляционной инстанции установлено, что исследование проведено с применением сравнительного похода методом сравнения продаж и доходного подхода методом прямой капитализации.

По результатам осмотра объекта оценки и изучения представленных заказчиком материалов оценщиком установлено, что объектом оценки является нежилое помещение торгового назначения, расположенное на первом этаже многоквартирного жилого дома.

При определении величины стоимости объекта в рамках обоих подходов из нее исключалась стоимость земельного участка, на котором расположен объект, в размере, эквивалентном 17,5 процентам (страницы 53, 69, 86 отчета).

При расчете указанной доли оценщик использовал ориентировочные доли стоимости земельных участков, объектов капитального строительства, движимого имущества и прочего, приведенные в приложении 7 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Методические указания).

Между тем, как следует из пунктов 1.1, 1.14 Методических указаний в их истолковании, данном Верховным Судом Российской Федерации в решении от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ19-310, использование ориентировочных долей, приведенных в приложении 7, при определении кадастровой стоимости жилых и нежилых помещений в составе многоквартирного дома не осуществляется.

Кроме того, в рамках расчета стоимости объекта доходным подходом при определении валового дохода оценщиком использовалось среднее значение отношений общей площади к арендопригодной (0,78), среднее значение процента недозагрузки объекта при сдаче в аренду (17,8) при неактивном рынке, при наличии в отчете выводов об активности рынка, без оценки технической документации на объект недвижимости (запрошена судом апелляционной инстанции) и результатов сдачи административным истцом оцениваемого имущества в аренду (листы 13, 62, 72, 75, 86 отчета, выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ).

По аналогичным основаниям нельзя признать достоверными выводы эксперта ООО «Легал Сервис» ФИО8 в заключении от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии отчета требованиям Закона об оценочной деятельности.

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ, пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Руководствуясь указанными требованиями закона, ДД.ММ.ГГГГ судом апелляционной инстанции по настоящему делу была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» ФИО7

В соответствии с заключением эксперта ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ представленный административным истцом в обоснование требований отчет об оценке (в том числе с учетом приведенных выше в апелляционном определении недостатков) выполнен с нарушением требований статьи 11 Закона об оценочной деятельности, пункта 5 ФСО , пунктов 20, 22 и 23 ФСО .

По результатам проведенного тем же экспертом исследования рыночная стоимость принадлежащего административному истцу нежилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила

В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как КАС РФ, так и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в соответствии со статьями 7, 8 которого эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями, проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

При этом в силу статьи 25 того же Закона в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К нему должны быть приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.

В соответствии с пунктами 16, 17 ФСО доходный подход - совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода.

Из заключения эксперта ФИО7 и его показаний в заседании суда апелляционной инстанции следует, что исследование проведено с применением доходного подхода методом прямой капитализации фактических доходов от сдачи площадей объекта оценки в аренду.

Заключение соответствует положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, пункту 20, подпунктам «в», «ж» пункта 23 ФСО , приведенные в нем выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.

В заключении приведены обоснование отказа от применения сравнительного и затратного подходов, результаты проверки используемых в расчетах данных на их соответствие условиям рынка, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранного подхода (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности) полученного результата без учета стоимости прав на земельный участок.

Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд апелляционной инстанции не усматривает.

В силу пункта 25 ФСО № 7 выбор метода оценки и методологии расчетов исключительная прерогатива эксперта-оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения.

Эксперт обладает достаточной степенью квалификации, отвечает требованиям законодательства, нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при проведении экспертизы судом не выявлено, в связи с чем, оснований для признания подготовленного им заключения недопустимым доказательством не имеется (статья 61 КАС РФ).

Предусмотренных частью 2 статьи 83 КАС РФ оснований для назначения дополнительной или повторной экспертизы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О, само по себе отличие от кадастровой стоимости земельного участка величины рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы, не может свидетельствовать о недостоверности последней.

В таких обстоятельствах с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные истцом требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат удовлетворению в размере, определенном на основании заключения эксперта ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» ФИО7

На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению в соответствующей части (пункт 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).

В силу пункта 1 статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

Как установлено частью 3 статьи 108 КАС РФ, эксперты и специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы по общему правилу взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны, по общему правилу, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений; при этом обязанность доказывания указанных в его статье 248 оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возлагается на административного истца.

Указанные положения Кодекса подлежат применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П.

С учетом характера спорных правоотношений, предметом которого явилось установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в предмет доказывания при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов входит выяснение вопроса о том, допущена ли в результате массовой кадастровой оценки объектов недвижимости ошибка, повлекшая нарушение прав соответствующего лица, либо удовлетворение заявленных административным истцом требований сводилось к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости.

Сопоставив разницу между указанными величинами применительно к рассматриваемому делу как в денежном эквиваленте, так и в процентном соотношении суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что расхождение следует признать существенным, поскольку оно не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, является свидетельством ошибки, которая привела к нарушению прав административного истца.

В таких обстоятельствах, а также принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в абзаце втором пункта 30 постановления от ДД.ММ.ГГГГ, расходы по проведению повторной судебной оценочной экспертизы в сумме 150 000 руб. в пользу экспертного учреждения подлежат взысканию с департамента имущественных отношений <адрес>.

Размер подлежащих взысканию денежных средств подтверждается отвечающими требованиям допустимости и достоверности письменными доказательствами, в том числе документами, свидетельствующими о действительной стоимости судебной экспертизы, объеме произведенных экспертной организацией работ, их расчете и финансово-экономическом обосновании.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для безусловной отмены решения суда судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определил:

решение <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , нежилого помещения, площадью расположенного по адресу: <адрес>, пом. 1-54, 57-69, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в сумме 34 130 000 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений <адрес> – без удовлетворения.

Взыскать с департамента имущественных отношений <адрес> в пользу общества с ограниченной ответственностью «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» в счет оплаты за производство экспертизы 150 000 руб.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья