ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-839/20 от 18.08.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья ФИО2 Дело а-839/2020

УИД - 26RS0-58

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес> 18 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,

судей Болотовой Л.А., Кострицкого В.А.

при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> - ФИО7 на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 30 января 2020 года

по административному делу по иску заместителя прокурора Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании бездействия министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края незаконным, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения федерального законодательства,

заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., объяснения представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы прокурора отдела прокуратуры Ставропольского края ФИО6

установила:

Заместитель прокурора Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании бездействия министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края незаконным, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения федерального законодательства.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой края в ноябре 2019 года проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства при проведении работ по благоустройству в парке «Нагорный» г. Пятигорска, которой установлено, что администрацией г. Пятигорска сформирован и 17.09.2018 года поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> для размещения парка «Нагорный».

Указанный земельный участок расположен в границах первой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения Пятигорск и государственного памятника природы краевого значения «Гора Машук». В целях реализации национального проекта «Жилье и городская среда» между МБУ «Управление капитального строительства» г. Пятигорска и ООО «ФИО1» 24.05.2019 года заключен муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству парка «Нагорный». Участок проведения работ по благоустройству парка «Нагорный» на горе Горячая входит в границы памятника природы краевого значения «Гора Машук». Режим особой охраны территории памятника природы установлен решением исполкома Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04.01.1978 года № 9 «О взятии под особую охрану памятников природы», в соответствии с которым на территории памятника природы запрещается распашка грунтов, уничтожение почвозащитной растительности, добыча строительных материалов, проведение строительных работ, могущих вызвать эрозию почв и разрушение памятников.

Вместе с тем, ООО «ФИО1», в нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», статей 25, 27 Федерального закона от 14.03.1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункта 12 Положения об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 года № 1425, в период с 24.05.2019 года по 06.06.2019 года с применением строительной техники проведены работы по снятию верхнего слоя почвы, уничтожению почвозащитного слоя растительности, разрушению существующего ландшафта и рельефа горы Горячая, в результате чего государственному памятнику природы краевого значения «Гора Машук» причинен экологический ущерб. По данному факту постановлением министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 27.06.2019 года должностное лицо ООО «ФИО1» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ. Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 14.03.1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.

В силу положений пункта 10.8 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 года № 221-п, Министерство наделено полномочиями по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Вместе с тем, в нарушение требований части 3 статьи 36 Закона № ЗЗ-ФЗ, пункта 10.8 Положения Министерством меры по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1» не приняты, в связи с чем, заместителем прокурора края министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края 18.07.2019 года внесено представление, которое 16.08.2019 года рассмотрено.

Согласно информации о результатах рассмотрения представления прокуратуры края от 22.08.2019 года № 01/12-7358 Министерством планировалось обращение в администрацию г. Пятигорска с просьбой заключить муниципальный контракт на проведение мероприятий по установлению суммы экологического ущерба, причиненного ООО «ФИО1» при проведении работ в парке «Нагорный» <адрес>.

В соответствии с ответом на запрос прокуратуры края от 26.09.2019 года Министерством в администрацию г. Пятигорска 25.06.2019 года направлено письмо о необходимости разработки проекта рекультивации и иных работ, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Кроме того, в связи с тем, что решение вопроса требует специальных знаний, в том числе в области определения механизма причинения вреда, его размера, объема необходимых восстановительных работ, возможности и сроках их проведения, и привлечения специалистов (экологов, зоологов, ботаников, почвоведов и других), Министерством в рамках реализации полномочий направлены запросы в Федеральное государственное автономное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский Федеральный университет», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский Государственный Аграрный университет», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды.

Согласно письму федерального государственного автономного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» от 02.08.2019 года профессорско-преподавательский состав кафедры экологии и природопользования готов оказать содействие в проведении расчета причиненного ущерба окружающей среды в результате проведенных работ на территории парка «Нагорный» на коммерческой основе.

Министерство повторно обратилось в администрацию г. Пятигорска с предложением разработать проект рекультивационных и иных восстановительных работ, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, реальные меры по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1», не приняты.

Таким образом, по состоянию на 18.11.2019 года требования прокуратуры края, изложенные в представлении об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства от 18.07.2019 года, не исполнены, что свидетельствует о бездействии Министерства на протяжении длительного периода времени.

На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выразившееся в непринятии должных мер по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1»;

- возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность по устранению допущенных нарушений федерального законодательства;

- принять меры по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1».

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 30 января 2020 года административные исковые требования заместителя прокурора Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании бездействия министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края незаконным, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения федерального законодательства, удовлетвориены.

Суд признал незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выразившееся в непринятии должных мер по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1».

Суд возложил на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность по устранению допущенных нарушений федерального законодательства, принять меры по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1».

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края - ФИО7, просит решение отменить, производство по делу прекратить.

В обосновании доводов ссылается на то, что судом не были учтены доводы министерства об отсутствии утвержденных такс и методик исчисления размера ущерба особо охраняемым природным территориям и невозможности фактической реализации полномочий, предусмотренных пунктом 10.8 Положения о министерстве, утвер­жденного постановлением Правительства Ставропольского края от 02 июля 2012 г. № 221-п по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области ох­раны окружающей среды.

Кроме того, министерством в рамках реализации государственной программы Ставропольского края «охрана окружающей среды» утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года №599-п, в 2019 году выполнены работы по комплексному экологическому обследованию памятника природы, обосновывающему изменение его границы. По результатам проведенных работ, предложено исключить из состава памятника природы часть территории общей площадью 74,2 гектара в связи с утратой природными комплексами и объектами особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения, для охраны которых был создан памятник природы. В связи с чем, территория терренкура, включенная во 2 очередь благоустройства парка Нагорный не входит в границы памятника природы, в связи с чем, произвести расчет ущерба, нанесенного особо охраняемой природной территории, не представляется возможным.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором ФИО6, представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.

В силу части 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой края в ноябре 2019 года проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства при проведении работ по благоустройству в парке «Нагорный» г. Пятигорска.

Проверкой установлено, что администрацией г. Пятигорска сформирован и 17.09.2018 года поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 26:33:0:19728 для размещения парка «Нагорный».

Указанный земельный участок расположен в границах первой зоны санитарной (горно­санитарной) охраны курорта федерального значения Пятигорск и государственного памятника природы краевого значения «Гора Машук». В целях реализации национального проекта «Жилье и городская среда» между МБУ «Управление капитального строительства» г. Пятигорска и ООО «ФИО1» 24.05.2019 года заключен муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству парка «Нагорный». Участок проведения работ по благоустройству парка «Нагорный» на горе Горячая входит в границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Режим особой охраны территории памятника природы установлен решением исполкома Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04.01.1978 года № 9 «О взятии под особую охрану памятников природы», в соответствии с которым на территории памятника природы запрещается распашка грунтов, уничтожение почвозащитной растительности, добыча строительных материалов, проведение строительных работ, могущих вызвать эрозию почв и разрушение памятников.

Вместе с тем, ООО «ФИО1», в нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», статей 25, 27 Федерального закона от 14.03.1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункта 12 Положения об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 года № 1425, в период с 24.05.2019 года по 06.06.2019 года с применением строительной техники проведены работы по снятию верхнего слоя почвы, уничтожению почвозащитного слоя растительности, разрушению существующего ландшафта и рельефа горы Горячая, в результате чего государственному памятнику природы краевого значения «Гора Машук» причинен экологический ущерб.

По данному факту постановлением министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 27.06.2019 года должностное лицо ООО «ФИО1» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.

В силу положений пункта 10.8 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 года № 221-п, Министерство наделено полномочиями по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В нарушение требований части 3 статьи 36 Закона № 33-ФЗ, пункта 10.8 Положения Министерством меры по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1» не приняты, в связи с чем, заместителем прокурора края министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края 18.07.2019 года внесено представление, которое 16.08.2019 года рассмотрено.

Согласно информации о результатах рассмотрения представления прокуратуры края от 22.08.2019 года № 01/12-7358 Министерством планировалось обращение в администрацию г. Пятигорска с просьбой заключить муниципальный контракт на проведение мероприятий по установлению суммы экологического ущерба, причиненного ООО «ФИО1» при проведении работ в парке «Нагорный» г. Пятигорска.

В соответствии с ответом на запрос прокуратуры края от 26.09.2019 года Министерством в администрацию г. Пятигорска 25.06.2019 года направлено письмо о необходимости разработки проекта рекультивации и иных работ, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Кроме того, в связи с тем, что решение вопроса требует специальных знаний, в том числе в области определения механизма причинения вреда, его размера, объема необходимых восстановительных работ, возможности и сроках их проведения, и привлечения специалистов (экологов, зоологов, ботаников, почвоведов и других), Министерством в рамках реализации полномочий направлены запросы в Федеральное государственное автономное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский Федеральный университет» (письмо от 29.07.2019 года № 04/04-6352), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский Государственный Аграрный университет» (письмо от 29.07.2019 года № 04/04-6353), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» (письмо от 29.07.2019 года № 04/04-6354).

Согласно письму федерального государственного автономного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» от 02.08.2019 года № 135- 19/13, профессорско-преподавательский состав кафедры экологии и природопользования готов оказать содействие в проведении расчета причиненного ущерба окружающей среды в результате проведенных работ на территории парка «Нагорный» на коммерческой основе.

Вместе с тем, Министерство повторно обратилось в администрацию города Пятигорска с предложением разработать проект рекультивационных и иных восстановительных работ, направленный на восстановление нарушенного состояния окружающей среды (письмо от 25.09.2019 года № 05/04-8543), реальные меры по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1», не приняты.

Удовлетворяя заявленные требования со ссылками на положения статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», статей 25, 27 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункта 12 Положения об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 года № 1425, а также положений пункта 10.8 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 года № 221-п, суд первой инстанции указал, что обязанность предусмотренная законом ответчиком не исполнена, меры по установлению и взысканию экологического ущерба министерством не приняты, что свидетельствует о бездействии Министерства на протяжении длительного периода времени.

По мнению судебной коллегии, данный вывод является верным.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии утвержденных такс и методик исчисления размера ущерба особо охраняемым природным территориям являются несостоятельными, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.

Согласно ч. 1 ст. 78 Закона № 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Во исполнение указанных положений закона Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 08.07.2010 № 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

Пунктом 8 Методики предусмотрены показатели для расчета вреда для земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, особо ценных земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность.

Не является основанием к отмене решения суда и довод апеллянта о том, что территория терренкура, включенная во 2 очередь благоустройства парка Нагорный не входит в границы памятника природы, поскольку сведения об изменении на настоящий момент границ памятника природы материалы дела не содержат.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 30 января 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи