ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-8673/2022 от 10.09.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья ФИО2 Дело а-8673/2022

25RS0-61

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 сентября 2022 года <адрес>

Судебная коллегия по административным делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего ФИО16

судей ФИО3, ФИО4

при ведении протокола помощником судьи ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Председателя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам Думы <адрес>ФИО6 к уполномоченному представителю избирательного объединения «<адрес>вое отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО1 о немедленном удалении из помещения для досрочного голосования, по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено. Немедленно удалена из помещения для досрочного голосования окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутатов Думы <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, уполномоченный представитель избирательного объединения «<адрес>вое отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО1. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи ФИО16, объяснения ФИО1 и ее представителяФИО7, представителя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа ФИО8, представителя территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО9, заключение прокурора ФИО10, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Председатель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутатов Думы <адрес> (далее ОИК) ФИО6 обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что поскольку выборы депутатов Думы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проводятся по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, и избирательные объединения не выдвигают списки кандидатов, уполномоченные представители избирательных объединений не вправе присутствовать в помещениях любых избирательных комиссий при проведении указанных выборов. На основании положений ч. 1 ст. 30 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 1 ст. 33 Избирательного кодекса <адрес> уполномоченному представителю избирательного объединения «<адрес>вое отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 45 мин. выдано решение ОИК с разъяснением положений закона о недопустимости ее непрерывного нахождения в помещении окружной избирательной комиссии. ДД.ММ.ГГГГ в устной форме ФИО1 давались разъяснения председателем ОИК ФИО6, сотрудником Аппарата Избирательной комиссии <адрес> о недопустимости нахождения в помещении комиссии, но ФИО1 помещение не покидала. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ уполномоченный представитель избирательного объединения «Приморское региональное отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО1 присутствовала в помещении для досрочного голосования ОИК, расположенного - кабинет 1, 1 этаж, <адрес>. В ходе досрочного голосования она непрерывно осуществляла фото и видеосъемку избирателей, срывала работу комиссии, требовала поставить подписи на конвертах с бюллетенями проголосовавших избирателей, избиратели даже закрывали лицо, говорили о том, что они возражают, чтобы их снимали. На неоднократные замечания председателя ОИК о недопустимости нарушения порядка в помещении для досрочного голосования окружной комиссии, осуществления фото и видеосъемки избирателей, расспросов избирателей, воспрепятствованию работы избирательной комиссии, нарушения тайны голосования, ФИО1 не реагировала. ДД.ММ.ГГГГ членами ОИК составлен акт о том, что административный ответчик нарушает требования Федерального закона производит фото и видео съемку избирателей, не покидает помещение комиссии в отсутствие права осуществления наблюдения, а также пытается срывать работу комиссии. Получив акт, ФИО1 расписалась в его получении, но помещение комиссии не покинула. ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 50 мин. ОИК принято решение об обращении в суд с административным иском об удалении ФИО1 из помещения для голосования.

Просил немедленно удалить уполномоченного представителя избирательного объединения «Приморское региональное отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО1 из помещения для досрочного голосования окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутатов Думы <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Председатель ОИК ФИО6 поддержал доводы административного иска.

Административный ответчик ФИО1, ее представитель ФИО11 возражали против удовлетворения искового заявления.

Представитель Территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО12, указал на обоснованность требований административного иска.

Старший помощник прокурора <адрес>ФИО13 в заключении полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласилась ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 5 ст. 239 КАС РФ Избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов Думы <адрес>» назначены выборы депутатов Думы <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ. На территориальную избирательную комиссию <адрес> возложены полномочия по организации и подготовке выборов депутатов Думы <адрес>. Решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сформирована окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа по выборам депутатов Думы <адрес>, ее председателем назначен ФИО6, определено место нахождения ОИК в здании школы МБОУ «СОШ » по адресу: <адрес> (1 этаж, 1 кабинет).

ДД.ММ.ГГГГ в ОИК от уполномоченного представителя избирательного объединения «<адрес>вое отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО1 поступило уведомление о том, что ею на протяжении всего периода проведения голосования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ будет производиться фото и видеосъемка на избирательном участке.

Ранее, ДД.ММ.ГГГГ в Территориальную избирательную комиссию <адрес>ФИО1 были переданы сведения о том, что она является уполномоченным представителем избирательного объединения «<адрес>вое отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации».

Установлено, что выборы депутатов Думы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проводятся по мажоритарной системе относительно большинства по одномандатным избирательным округам.

ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 45 мин. уполномоченному представителю ФИО1 было выдано решение ОИК с разъяснением положений закона о недопустимости ее непрерывного нахождения в помещении ОИК, поскольку уполномоченный представитель избирательного объединения не входит в перечень лиц, которые вправе присутствовать в помещении ОИК при проведении процедуры досрочного голосования. Решение получено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, несмотря на указанное выше решение, уполномоченный представитель избирательного объединения «<адрес>вое отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО1 находилась в помещении для досрочного голосования окружной избирательной комиссии, в отсутствие такого права, при этом осуществляла фото и видеосъемку избирателей, создавала препятствия в работе избирательной комиссии, мешала избирателям в осуществлении процесса голосования, о чем ДД.ММ.ГГГГ членами ОИК составлен акт и принято решение об обращении в суд с настоящим административным иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что, немедленное удаление ФИО1 из помещения для досрочного голосования ОИК является соотносимой мерой воздействия на допущенные ею нарушения в соответствии с ч. 12 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», учитывая, что неправомерное нахождение уполномоченного представителя избирательного объединения «<адрес>вое отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» в помещении для досрочного голосования и его поведение не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе избирателей, и препятствовать реализации избирательной комиссией возложенных на нее обязанностей.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.

Статьей 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 76 Избирательного кодекса РФ предусмотрено досрочное голосование и порядок его проведения.

В силу ч. 4 ст. 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» досрочное голосование проводится с соблюдением требований предусмотренных ст. 64 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования.

Статьей 7 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также предусмотрено, что голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в п.п. 1 и 1.2 данной статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели (п.3 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Перечень лиц, имеющих право присутствовать на заседаниях комиссии, при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами, а также с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и в дни досрочного голосования определен ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение.

Аналогичная норма закреплена в ч. 1 ст. 33 Избирательного кодекса <адрес>.

Поскольку выборы депутатов Думы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проводятся по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, соответственно избирательные объединения не выдвигают списки кандидатов, то уполномоченные представители избирательных объединений не вправе присутствовать в помещении любых избирательных комиссий при проведении указанных выборов.

Таким образом, правовых оснований для постоянного присутствия уполномоченного представителя избирательного объединения «<адрес>вое отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО1 в помещении окружной избирательной комиссии не имелось.

Осуществление фото и видеосъемки в помещении избирательной комиссии исходя из положений избирательного законодательства вправе осуществлять наблюдатели (ч.9 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Разъяснение порядка ведения наблюдателями фото и (или) видеосъемки в помещении для голосования. Данный порядок регламентирует осуществление фото - и (или) видеосъемки в помещении для голосования.

Анализируя указанные выше нормы избирательного законодательства, уполномоченному представителю избирательного объединения не представлено право осуществления фото или видеосъемки, такое полномочие предоставлено только наблюдателям, каковым ФИО1 не являлась.

Между тем, в силу п. 4 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов наблюдателя может назначить, в том числе избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, однако избирательное объединение «<адрес>вое отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» таким правом не воспользовалось, в окружную комиссию от него не было назначено ни одного наблюдателя.

Согласно п.11.1. ст.64 названного закона председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

В соответствии с ч. 12 ст. 64 Федерального закона о «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.

Факт совершения ФИО1 действий, препятствующих работе избирательной комиссии и направленных на нарушение тайны голосования, подтвержден актом избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями председателя окружной избирательной комиссии ФИО6, свидетеля ФИО14, присутствовавшего в помещении избирательного участка в качестве наблюдателя, зарегистрированного депутата ФИО15 и опрошенного в судебном заседании, видеозаписью, представленной административным истцом.

При этом ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции ФИО1 также не оспаривала факт нахождения в помещении участка ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и проведения видеосъемки.

Вместе с тем, постоянное присутствие уполномоченного представителя избирательного объединения в помещении избирательной комиссии недопустимо в силу ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а производимая административным ответчиком видеосъемка и диалоги с избирателями, голосовавшими в помещении избирательного участка в рамках избирательного процесса, вопреки замечаниям председателя комиссии дестабилизируют работу избирательной комиссии, тем самым препятствует обеспечению избирательной комиссией реализации защиты избирательных прав граждан Российской Федерации (п.3 ст.20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о немедленном удалении уполномоченного представителя избирательного объединения «<адрес>вое отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО1 из помещения для досрочного голосования ОИК, что является соотносимой мерой воздействия на допущенные нарушения в соответствии с ч. 12 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Довод жалобы о том, что суд ненадлежаще собрал и не в полном объеме исследовал доказательства по делу, связан с иной интерпретацией обстоятельств дела и направлен на переоценку доказательств. Оснований для такой переоценки не имеется. ФИО1 не представила каких-либо сведений в опровержение выводов суда. Соответствующие доводы носят характер общего суждения и несогласия с оценкой ее поведения, послужившего основанием для немедленного удаления с избирательного участка.

Доводы ФИО1 о том, что удаление из помещения для досрочного голосования лишило ее права проголосовать досрочно, судебной коллегией отклоняются.

Как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции ФИО1 доказательств того, что ее нахождение в помещении участка было обусловлено желанием досрочно проголосовать на протяжении трех дней, не предоставлено. Напротив, как верно указал суд первой инстанции, ею было подано уведомление о проведении фото и видеосъемки на избирательном участке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период ее нахождения на участке именно, как уполномоченного представителя избирательного объединения «<адрес>вое отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации».

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда без установления срока, на который она удалена, лишит ее права проголосовать и в будущем, поскольку она, как избиратель проживает на территории округа , также отклоняются судебной коллегией, поскольку избирательное законодательство разделяет права наблюдателей, уполномоченных представителей избирательных объединений и избирателей. Посредством подлинно свободных демократических выборов, осуществляемых в демократическом правовом государстве на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, граждане реализуют принадлежащие им избирательные права - активное, то есть право избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

ФИО1 решением суда была немедленно удалена из помещения избирательной комиссии, как уполномоченный представитель избирательного объединения «<адрес>вое отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации», в связи с чем ФИО1, как избиратель не лишена активного избирательного права в день выборов - ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Выводы районного суда, изложенные в оспариваемом решении, нашли свое подтверждение, они мотивированы, соответствуют закону. Оснований для иной оценки судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи