№а-880/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Сочи 25 августа 2020 года
Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Катанаева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Севастопольского городского суда административное дело № 3а-13/2020 (УИД № 92OS0000-01-2019-000089-30) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СГС ПЛЮС» к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о признании не действующим нормативного правового акта в части,
по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью «СГС ПЛЮС» на определение Севастопольского городского суда от 20 мая 2020 г., которым производство по административному делу прекращено в части,
заслушав объяснения представителей административного истца Волошина А.В., Зеленского Д.И. (участвовали посредством видеоконференц-связи), представителей административного ответчика Анищенко Е.Ю., Вышковского С.В. (участвовали посредством видеоконференц-связи), представителя заинтересованного лица Государственного унитарного предприятия Севастополя «Севтеплоэнерго» Жуковой Т.Д. (участвовала посредством видеоконференц-связи), специалиста Караулова А.М. (участвовал посредством видеоконференц-связи), заключение прокурора третьего отдела управления Главного гражданско-судебного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н.,
установил:
приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 18 декабря 2018 г. № 559-ОД (далее – Приказ № 559-ОД) установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на коллекторах источника тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «СГС ПЛЮС» на 2019 год.
Согласно приложению к названному приказу, для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения одноставочный тариф на период с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. установлен в размере 1321,69 руб./Гкал, на период с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - 1358,59 руб./Гкал.
Общество с ограниченной ответственностью «СГС ПЛЮС» (далее – ООО «СГС ПЛЮС», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Приказа № 559-ОД не действующим, как не соответствующему нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющим большую юридическую силу, а именно: пункту 5 статьи 3, подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), пунктам 13, 32 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования соответственно), пункта 11 Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания).
Определением Севастопольского городского суда от 20 мая 2020 г. прекращено производство по настоящему административному делу о признании Приказа № 559-ОД не действующим в части установления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более для ООО «СГС ПЛЮС» на период с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г.
В частной жалобе ООО «СГС ПЛЮС» просит определение суда отменить, направив дело на новое рассмотрение.
Относительно доводов частной жалобы административным ответчиком Департаментом городского хозяйства города Севастополя, участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив административное дело, изучив доводы частной жалобы и возражений на нее, заслушав участников процесса, заключение прокурора, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
Из материалов дела следует, что ООО «СГС ПЛЮС» осуществляло деятельность по выработке электрической и тепловой энергии на территории города Севастополя на оборудовании Севастопольской ТЭЦ, принятом в платное пользование согласно договору аренды имущества, находящегося в собственности города Севастополя, № 60-16 от 3 ноября 2016 г.
18 декабря 2018 г. оспариваемым Приказом для административного истца установлены тарифы в сфере теплоснабжения на 2019 г. с календарной разбивкой по полугодиям: на период с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. в размере 1321,69 руб./Гкал, на период с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - 1358,59 руб./Гкал.
Срок действия договора аренды ТЭЦ был определен до 1 июня 2019 г., и на новый срок договор не перезаключался.
С 1 июня 2019 г. Общество не осуществляет регулируемую деятельность.
Приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 13 февраля 2020 г. № 60-ОД признан утратившим силу оспариваемый Приказ № 559-ОД.
Как установлено судом, оспариваемые тарифы применялись Обществом до 1 июня 2019 г.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, следовательно, такой акт не может быть предметом судебной проверки.
В силу части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Иными словами, при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица.
Поскольку на момент вынесения оспариваемого определения суда оспариваемый Приказ утратил силу, в части установленных тарифов на период с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. не применялся в отношении административного истца и каких-либо правовых последствий не создал, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для прекращения производства по административному делу в части.
Доводы частной жалобы об изменении судом заявленных требований административного истца путем рассмотрения установленных Приказом № 559-ОД тарифов по полугодиям основанием для отмены судебного акта служить не могут, поскольку судом было реализовано предусмотренное статьями 194 и 214 КАС РФ правомочие на прекращение производства по делу в части.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Севастопольского городского суда от 20 мая 2020 г. о прекращении производства по административному делу в части – оставить без изменения, частную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СГС ПЛЮС» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Судья А.С. Катанаева