Судья Таушунаев Б.М.. Дело №...
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Черкесск 28 октября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской республики в составе:
председательствующего: Дзыба З.И.,
судей Карасовой Н.Х. и Гречкина О.А.,
при секретаре Баден И.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Карачаевского муниципального района на решение Карачаевского районного суда КЧР от 21 августа 2015 г. по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к администрации Карачаевского муниципального района об обязании включить семью в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Карасовой Н.Х., объяснения представителя администрации Карачаевского муниципального района- ФИО3, доводы ФИО1 и ФИО2 и их представителя ФИО4, представителя Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР ФИО5, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к администрации Карачаевского муниципального района об обязании включить семью в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» по федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 г.г. и целевой программе Карачаевского муниципального района. В обоснование иска сослались на то обстоятельство, что с 26.07.2010 г. в соответствии программой «Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы» состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей в администрации Карачаевского муниципального района. На письменное обращение 08.05.2015 г. в администрацию в отношении номера очередности, получили ответ о выбытии их семьи из списка молодых семей – участников данной программы в связи с превышением 35 -летнего возраста. Полагают невключение их в список молодых семей претендентов на получение социальной выплаты незаконным, так как при постановке на учет, семья отвечали установленным требованиям.
В судебное заседание суда первой инстанции ФИО1 и ФИО2, действующие также в интересах несовершеннолетних <ФИО>8, <ФИО>9 и <ФИО>10, не явились, представитель ФИО1 – ФИО4 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Карачаевского муниципального района ФИО3 просила отказать в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении без участия представителя. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Решением Карачаевского районного суда КЧР от 21 августа 2015 года исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация Карачаевского муниципального района просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, выводы суда о том, что Правила не предусматривают в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы такое основание как достижение одним супругом возраста 36 лет - не правильны, так как согласно п.18 Правил имеются основания для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы, аналогичные положения были предусмотрены и программой на 2002-2010 г.г., при этом в 2010-2011 г.г. право семьи Т-вых на получение субсидии не было реализовано, субсидии распределены другим семьям в порядке очередности, а на момент формирования списка претендентов на участие в Подпрограмме в 2012 г. семья Т-вых не соответствовала указанным требованиям, так как возраст супруга превысил установленный Постановлением Правительства РФ возраст.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Карачаевского муниципального района ФИО3 поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Истцы ФИО1 и ФИО2, действующие также в интересах несовершеннолетних <ФИО>8, <ФИО>9 и <ФИО>10, и представитель ФИО1 – ФИО4, представитель Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР ФИО5 просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ФИО1 с учетом жилищных условий и состава семьи, решением Совета Верхне-Тебердинского сельского поселения Карачаевского района от 03.06.2010 г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с республиканской целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы» (л.д.8).
26.07.2010 г. на основании заявления ФИО1 и ФИО2, семья включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и аналогичной республиканской подпрограммой (л.д.11).
С 2010 г. по 2015 г. какие-либо сведения об очередности семье Т-вых не направлялись, выплаты не предоставлялись.
На письменное обращение ФИО1 к ответчику по вопросу получения государственного жилищного сертификата, администрацией Карачаевского муниципального района 08.06.2015 г. со ссылкой на п.6 Правил программы дан ответ о том, что семья не могла быть внесена в списки участников программы на 01.09.2012 по настоящее время, поскольку 28.01.2012 г. ФИО1, а 14.03.2013 г. ФИО2 исполнилось 36 лет (л.д.31,32).
Полагая, что такое исключение из числа участников подпрограммы нарушает права на жилье, истцы обратились в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из незаконности действий администрации Карачаевского МР, поскольку необеспеченность с 2010 г. семьи Т-вых социальной выплатой не зависела от действий этой семьи, а превышение возраста 35 лет в 2012 -2013 г.г. не является правовым основанием для исключения семьи из списка участников долгосрочной целевой программы.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, так как они не противоречат требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Во исполнение условий Федеральной целевой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Согласно пункту 5 указанных Правил участницей подпрограммы могла быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая условиям, одним из которых является то, что возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Пунктом 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Как видно из материалов дела, на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в федеральной подпрограмме и программах субъекта, семья Т-вых отвечала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.
В период действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов, в том числе на уровне субекта, социальная выплата семье Т-вых предоставлена не была.
Ответчик не оспаривает то обстоятельство, что семья была включена в список претендентов на получение выплат как в 2010 г., так и в 2011 г.
В связи с тем, что срок действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы истек, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Одним из условий участия в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В целях названных Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Также пунктом 18 Правил было предусмотрено, что основанием для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил. На основании п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья в случае, в том числе, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Как следует из вышеизложенных положений, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы фактически идентична утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы.
Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы она является продолжением программы на 2002 - 2010 годы (раздел 1. Характеристика проблемы).
Отсюда, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Как указано выше, на момент принятия решения о включении семьи Т-вых, в список участников подпрограммы эта семья отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты, а в настоящее время имеет троих несовершеннолетних детей - 2000, 2013 и 2014 годов рождения.
Пунктом 25 Правил (п.21 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 N 1204) предусмотрено, что первую очередь в списки, формируемые органом местного самоуправления, включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 04.03.2011 N 67 была утверждена соответствующая республиканская программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы". Также на муниципальном уровне администрацией Карачаевского муниципального района вынесено постановление от 22.03.2011 N 156 "О целевой программе Карачаевского муниципального района "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы". Целью данных программ указано предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Впоследствии постановлением Правительства КЧР №371 от 31 октября 2013 г. утверждена республиканская государственная программа "Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014 - 2018 годы" согласно п.20,21 которой органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных Карачаево-Черкесской Республикой для участия в подпрограмме 1, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы 1, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляют эти списки в Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики). В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы 1, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Таким образом, поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 г. N 18-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 29 января 2004 г. N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 27 декабря 2005 г. N 502-О и др.).
В своем определении от 27 мая 2010 года N 738-О-О Конституционный Суд РФ указал, что Правительство РФ, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. п. "в" и "ж" ч. 1) Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат.
Исходя из системного толкования приведенных положений, судебная коллегия считает, что Правила, как ранее установленные, так и ныне действующие, не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, поскольку предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами, в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена.
Принимая во внимание, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья Т-вых отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, само по себе невключение в списки (исключение семьи истца из числа участников подпрограммы) ущемляет права семьи Т-вых на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами, так как не предоставляет возможности реализовать гарантированные государством права.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие правовых оснований для исключении семьи Т-вых из списка участников программы, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
В силу вышеизложенного, а также в отсутствие закона, иного нормативного правового акта, регулирующего вопрос исключения семьи из участия в подпрограмме, утверждения подателя жалобы о неверном применении судом норм материального права, несостоятельны.
Также неубедительна ссылка на п. 18 Правил, так в данном случае семья Т-вых в 2010 и 2011 г.г. признана участником подпрограммы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылки на новые обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, они не опровергают выводов, содержащихся в решении, по существу сводятся к переоценке обстоятельств, которые судом определены правильно.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карачаевского районного суда КЧР от 21 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Карачаевского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: