ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № АПЛ-864 от 11.11.2015 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Судья Урусов М.А. Дело №...

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Черкесск 11 ноября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Дзыба З.И.

судей: Карасовой Н.Х., Джуккаева А.В.

при секретаре Ткачевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гагиева А.М. на решение Прикубанского районного суда КЧР от 25 августа 2015 года по делу по исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора КЧР в интересах Карачаево-Черкесской Республики к Гагиеву А.М. о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дзыба З.И., объяснения прокурора Псху А. Р., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Хабезский межрайонный прокурор КЧР в интересах Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с иском к Гагиеву A.M. о взыскании №... рублей. Заявленные требования обосновал тем, что в рамках реализации ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в КЧР на 2012-2014 годы» Гагиев A.M. получил целевые бюджетные ассигнования в форме гранда в размере №... рублей, заключив 01.08.2012 г. с Министерством сельского хозяйства КЧР соглашение о предоставлении гранта и (или) единовременной помощи начинающим фермерам. Согласно п. 1.4. данного соглашения Гагиев AM. должен был обеспечить целевое использование средств, осуществлять деятельность по ведению КФХ не менее пяти лет с момента получения гранта, не отчуждать недвижимое имущество, приобретенное за счет гранта, в течение 10 лет, создать не менее 3 и не более 15 постоянных рабочих мест, ежеквартально предоставлять отчетность о хозяйственной деятельности КФХ по установленной форме. В случае невыполнения получателем условий соглашения, получатель обязан возвратить полученные средства в тридцатидневный срок с момента наступления основания для возврата. ИП Глава КФХ Гагиев A.M. в нарушение условий соглашения прекратил осуществление деятельности по ведению КФХ и снялся с учета в налоговом органе МИ ФНС России №3 по КЧР 10.02.2015 года, т.е. по истечении 2-х лет 8 месяцев после получения гранта. Кроме того, ИП Глава КФХ Гагиев A.M. в нарушение условий соглашения не создал постоянные рабочие места, в связи с чем, по мнению прокурора, полученная им денежная сумма подлежит взысканию в пользу Карачаево-Черкесской Республики.

Прокурор Мурадов А.А. в судебном заседании суда первой инстанции просил иск удовлетворить по указанным в нем основаниям.

Представитель третьего лица - Минсельхоза КЧР - Байрамуков Р.Х. поддержал исковые требования и суду пояснил, что в соответствии с соглашением от 01 августа 2012г. Минсельхоз КЧР обязался предоставить ответчику грант на поддержку начинающих фермеров и (или) бытовое обустройство в размере №... рубля. Однако, Гагиеву A.M. было перечислено №... рублей в связи с тем, что не всем претендентам были предоставлены гранты, и образовавшийся излишек был перераспределен между теми КФХ, которые отвечали предъявлявшимся к ним требованиям.

Надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, ответчик Гагиев A.M. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном заявлении исковые требования не признал.

Решением Прикубанского районного суда КЧР от 25 августа 2015 года исковые требования удовлетворены: с Гагиева А.М. в пользу Карачаево-Черкесской Республики взыскано №... рублей, с Гагиева А.М. в пользу бюджета Прикубанского муниципального района КЧР взыскана государственная пошлина в размере №... рублей.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указал, что суд не учел, что гранд он потратил по целевому назначению – на покупку оборудования, понес фактические затраты, связанные с началом предпринимательской деятельности, однако временно прекратил предпринимательскую деятельность из-за экономического кризиса в РФ. Суд не принял во внимание, что средства были выделены ответчику на безвозмездной основе, а потому в иске следовало отказать, основания для возврата не могут быть предусмотрены договором (соглашением).

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одним из направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающая в себя предоставление бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 №166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» установлен порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с данными правилами гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров и соответствующего нормативного правового регулирования в субъекте Российской Федерации. Контроль за исполнением этого акта возложен на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

В целях реализации государственной программы развития сельского хозяйства приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 06.03.2012 №172 утверждена целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов». Программа предусматривает выдачу грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременную помощь на бытовое благоустройство начинающих фермеров.

Из содержания программы следует, что поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации. Утвержденная программа субъекта Российской Федерации, предусматривающая поддержку начинающих фермеров, представляется в Минсельхоз России, который создает комиссию для рассмотрения и отбора региональных программ по поддержке начинающих фермеров (п. 4.1 разд. 4). Субъект Российской Федерации утверждает порядок проведения конкурса по отбору начинающих фермеров, объявляет конкурс на отбор участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет порядок и сроки его проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров (далее - конкурсная комиссия) и положение о ней, а также порядок принятия решения о включении заявителей в состав участников региональных программ по поддержке начинающих фермеров. Конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей и документы к ним в сроки, установленные субъектом Российской Федерации, проводит очное собеседование с заявителями, включает в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера.

Таким образом, средства федерального бюджета, выделяемые в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции, имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на иные цели. Положения федеральных актов о выдаче начинающему фермеру указанного сертификата об участии в региональной программе направлены, в том числе, на обеспечение реализации средств федерального бюджета в соответствии с целевым назначением.

Приказом Министерства сельского хозяйства КЧР №82 от 19.04.2012 утверждена ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров в Карачаево-Черкесской Республике на период 2012-2014 годы». Целью программы является стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Основными мероприятиями программы являются предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим главам крестьянских (фермерских) хозяйств, отобранных по конкурсу.

Согласно раздела 5 целевой программы, финансирование мероприятий программы осуществляется из средств федерального и республиканского бюджетов, а также из внебюджетных источников.

Судом первой инстанции установлено, что 24 апреля 2012 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является ФИО1

В 2012 году ФИО1 участвовал и стал победителем в конкурсном отборе участников программы «Поддержка начинающих фермеров в Карачаево-Черкесской Республике на период 2012-2014 годы» и претендентов на получение грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянского (фермерского) хозяйства.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.05.2012 № 203 утвержден Порядок предоставления в Карачаево-Черкесской Республике грантов и единовременной помощи начинающим фермерам, а также принята ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров в КЧР на период 2012-2014г.г.», утвержденная приказом Минсельхоза КЧР от 19.04.2012г. №82.

В соответствии с вышеуказанными правовым актами, 01.08.2012 года между Министерством сельского хозяйства КЧР и ИП ФИО2 КФХ ФИО1 было заключено соглашение о предоставлении гранта и единовременной помощи начинающим фермерам. Запрашиваемая сумма гранта №... рублей, запрашиваемая сумма единовременной помощи - №... рублей.

Во исполнение соглашения Министерством сельского хозяйства КЧР на расчетный счет ИП ФИО2 КФХ ФИО3 были перечислены бюджетные средства в размере №... рублей в виде безвозмездной субсидии по платежным поручениям: №... от <дата>, №... от <дата>, №... от <дата>, №... от <дата>, №... от <дата>, №... от <дата>.

Согласно п. 1.4. вышеуказанного соглашения, ФИО3. обязался обеспечить целевое использование средств и предоставить отчетность о целевом использовании полученных средств по мере их использования в письменной форме с приложением подтверждающих копий документов первичной бухгалтерской отчетности в срок, не превышающий 12 календарных месяцев с момента получения средств; осуществлять деятельность по ведению КФХ не менее пяти лет с момента получения гранта; не отчуждать недвижимое имущество, приобретенное за счет гранта в течение 10 лет; создать не менее 3 и не более 15 постоянных рабочих мест; ежеквартально предоставлять отчетность о хозяйственной деятельности КФХ по установленной форме. В случае невыполнения получателем условий настоящего соглашения, получатель обязан возвратить полученные средства в тридцатидневный срок с момента наступления основания для возврата.

ИП ФИО2 КФХ ФИО3 в нарушение условий соглашения прекратил осуществление деятельности по ведению КФХ и снялся с учета в налоговом органе МИ ФНС России №3 по КЧР 10.02.2015 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей №... от 05.06.2015г.

Таким образом, ИП ФИО2 КФХ ФИО3 прекратил осуществление деятельности по ведению КФХ по истечении 2-х лет 8 месяцев после получения гранта.

В письменном объяснении, отобранном у него в ходе прокурорской проверки, ИП ФИО2 КФХ ФИО3 подтвердил факт получения им №... рублей но Программе, пояснив, что рабочих мест он не создавал, т.к. работал со своей семьей, и приобретенное им оборудование рабочей силы не требовало. Решение о прекращении своей деятельности по ведению КФХ он принял в феврале 2015г. в связи с инфляцией на территории РФ.

Как следует их письма министра сельского хозяйства КЧР от <дата>№..., ИП ФИО2 КФХ ФИО3 в установленном пп.1.4.1 соглашения о выдаче гранта (субсидии) порядке, не предоставлен отчет о деятельности КФХ за истекший 2014 г.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что зарегистрировавшись в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и предоставив пакет необходимых документов, ФИО3 по результатам конкурсного отбора был признан фермером, имеющим право на получение гранта и единовременной помощи, после чего между ним и Минсельхозом КЧР 01 августа 2012 года было заключено соглашение о предоставлении гранта и единовременной помощи, в порядке реализации которого Минсельхозом КЧР на счет в кредитном учреждении, открытый на имя ответчика были перечислены денежные средства в общей сумме №... рублей, после чего 10.02.2015 года ответчик прекратил деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, не исполнив ни одного из обязательств, принятых на себя по условиям соглашения от 01 августа 2012 года о предоставлении гранта и единовременной помощи.

В своей апелляционной жалобе ФИО3 не отрицает, что им не были выполнены обязательства, установленные соглашением от 01.08.2012. По мнению ФИО2 A.M данные обязательства не выполнены по уважительной причине - из-за экономического кризиса в РФ.

В соответствии с п.2.2 соглашения от 01.08.2012 получатель освобождается от обязанности по возврату полученных средств в случаях воздействия обстоятельств непреодолимой силы (перепады рынка, воздействие природных и техногенных факторов и иных не зависящих от его воли обстоятельств).

Однако, обосновывая как основание прекращения своей фермерской деятельности экономический кризис, ФИО1 не указывает условия, отраженные в остальной части п.2.2 соглашения от 01.08.2012, согласно которых Получатель не освобождается от обязательства по предоставлению соответствующей отчетности и обязан предпринять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения взятых на себя обязательств.

Каких либо доказательств, подтверждающих выполнение ФИО1 мер для надлежащего выполнения взятых на себя обязательств, материалы дела не содержат. Также в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие предоставление им в 2014 году отчетности о проделанной работе в Министерство сельского хозяйства КЧР, создание не менее 3 и не более 15 постоянных рабочих мест.

Довод жалобы о том, что средства были выделены ответчику на безвозмездной основе, а потому взысканию не подлежат, основанием к отмене решения суда не является. Средства федерального бюджета, выделяемые в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции, имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на иные цели. Положения федеральных актов о выдаче начинающему фермеру указанного сертификата об участии в региональной программе направлены, в том числе, на обеспечение реализации средств федерального бюджета в соответствии с целевым назначением. Не выполнив обязательства по соглашению, ФИО1 обязан вернуть полученные средства согласно п. 1.4. соглашения.

Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что юридически значимые обстоятельства по делу судом первой инстанции определены правильно, выводы суда подробно мотивированы, судебное решение вынесено с правильным применением норм материального и процессуального права, на основании доказательств, имеющихся в деле, которым дана надлежащая оценка, в связи с чем законных оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Прикубанского районного суда от 25 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения

Председательствующий

Судьи